Принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни. Возможные последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений.

Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений 5

1.1 Содержание и классификация управленческих решений 5

1.2 Стадии процесса принятия управленческих решений 10

1.3 Методы и модели принятия управленческих решений 14

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений

ООО «Инженерный центр «Башпротек»» 19

2.1 Анализ эффективности деятельности

ООО «Инженерный центр «Башпротек»» 19

2.2 Анализ системы принятия решений в

ООО «Инженерный центр «Башпротек»» 25

2.3 Оценка эффективности системы принятия управленческих

решений ООО «Инженерный центр «Башпротек»» 33

Глава 3. Направления совершенствования системы принятия

управленческих решений ООО «Инженерный центр «Башпротек»» 37

3.1 Контроль исполнения управленческих решений

ООО «Инженерный центр «Башпротек»» 37

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию действующей схемы принятия решений ООО «Инженерный центр «Башпротек»» 40

Заключение 46

Список использованной литературы 49

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

     Следствием  всего этого является однобокий характер принимаемых решений, что пpиводит к нежелательным последствиям как для лица, пpинимающего решения, так и для лиц, которых, пpинимаемые, pешения затpагивают.

     В подобных случаях пpичина заключается  не в пpосчетах того или иного pуководителя, пpичина глубже, в непpиспособленности некотоpых оpганизационных систем эффективно pешать многие задачи уникального выбора. Hекотоpые пpоцедуpы использования экспеpтов не соответствуют совpеменным тpебованиям.

     Анализ  альтернатив требует больших затрат квалифицированного труда. Часто сотрудники административного аппарата, занятые оперативной работой и выполнением многочисленных поручений, просто не имеют времени для проведения такого анализа. Кроме того, они не всегда в достаточной мере подготовлены для выполнения соответствующей аналитической работы. Это приводит к тому, что глобальным стратегическим проблемам выбора уделяется столько же внимания, сколько и мелким поручениям. Следствием этого является недостаточная подготовленность и обоснованность принимаемых решений.

     При отсуствии четкой, пpодуманной политики, контpоля над pаботой экспеpтов, стpогого анализа их пpедложений могут появиться несогласованные и даже пpотивоpечивые решения.

     Возpосшая  сложность проблем выбора тpебует  подготовки и использования специалистов-пpофессионалов по анализу вариантов принимаемых решений, которых на предприятии нет; pазpаботки и пpактического использования специальных методов анализа и сpавнения сложных альтернатив, возникающих в пpоцессе принятия решения.

     Для устранения недостатков в работе предприятия предлагаются следующие возможные решения:

     1. Осуществить контроль по подсистемам. По первым двум подсистемам (научное обоснование системы и целевая подсистема) контроль должен осуществлять лично руководитель предприятия, так как от обоснованности и реализации этих подсистем зависит эффективность работы всего предприятия. Общий контроль по подсистемам руководитель может поручить заместителям, или другим подразделениям.

     Общий контроль по подсистемам руководитель может поручить заместителям, или другим подразделениям.

     Предлагается осуществить контроль по подсистемам по следующим предметам приведенным в таблице 3.1.

 

      Таблица 3.1

     Предметы  контроля по подсистемам

Подсистема  системы менеджмента Предмет контроля
1. Научное обоснование системы 
 
 
 

2. Целевая  подсистема 
 
 
 
 

3.Функциональная  подсистема 

    1. Наличие и  достоверность прогноза воспроизводственных циклов и циклов прибыльности развития товаров
    2. Применение научных подходов и принципов менеджмента
2.1 Стратегия предприятия

2.2 Дерево целей предприятия на перспективу

2.3 Нормативы  конкурентоспособности товаров на конкретных рынках

2.4 Экономическая  эффективность системы менеджмента фирмы

3.1 Обоснованность  состава функций менеджмента

3.2 Отражение  функции менеджмента в положениях о подразделениях предприятия и должностных инструкциях

3.3 Наличие  нормативно-методических документов, регламентирующих порядок и методы выполнения функций менеджмента (по анализу, прогнозированию, оптимизации, планированию)

Подсистема  системы менеджмента Предмет контроля
4.Обеспечивающая  подсистема 
 

5. Внешняя  среда 
 

6. Управляющая  подсистема

4.1Качество информации

4.2 Состав  и качество законодательных актов  по различным аспектам менеджмента

5.1 параметры макросреды

5.2 параметры  развития инфраструктуры региона

5.3 параметры  микросреды предприятия

6.1 обоснованность  организационной и производственной структур предприятия

     2. Ввиду того, что организация существует более 5 лет, сформирована достаточно устойчивая организационная структура управления. Однако, в условиях общего экономического кризиса организации необходимо скорректировать финансово-экономическую деятельность, а также, возможно, провести реструктуризацию предприятия.

     Приведем  несколько рекомендаций по формированию организационной структуры:

     - управленческие решения связанные  с той или иной организационной  структурой, дают положительный эффект только в долгосрочном периоде. Смена одной организационной структуры на другую в краткосрочных периодах трансформируют положительный эффект от административно-хозяйственной деятельности топ-менеджера в убытки;

     - документы, устанавливающие организационную структуру предприятия должны содержать данные обо всех структурных формированиях всех уровнях управления предприятием, показывать подчиненность звеньев в управлении, описывать основные функции структурных единиц;

     - на предприятии должно быть  назначено ответственное лицо, координирующее и вносящее изменения в организационную структуру.

     Для того чтобы правильно организовать работу по устранению недостатков в регламентации деятельности предприятия предлагается:

     - ввести в штатное расписание специалиста по вопросам стандартизации, возложив на него функции сопровождения процедур разработки и утверждения внутренних нормативных документов, координацию действий подразделений по регламентации деятельности, выработки единых стандартов составления регламентов, а так же контроля над соблюдением правил работы с документами предприятия;

     - произвести систематизацию действующих,  недействующих регламентов и инструкций.

     Для эффективной реализации функций контроля предлагается:

     - система контроля должна разрабатываться и функционировать строго в пределах утвержденной организационной структуры предприятия и в рамках выполняемых подразделениями функций;

     - контролируемые центром ответственности параметры должны соответствовать критериям существенности.

     На  рассматриваемом предприятии можно возложить на конкретного менеджера определенные функции по разработке, составлению и предложению управленческих решений или, например,  предложений по совершенствованию процедур принятия управленческих решений, которые должны заключаться в увеличении степени делегирования полномочий предприятия в сторону отделений, так как :

     - часто руководители не знают,  что проблема существует, они  либо перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них;

     - не представляется возможности  собирать вокруг проблемы всю  имеющуюся информацию по техническим или стоимостным причинам;

     - во многих случаях рассматриваются  не все альтернативы, а при их оценке и выборе трудно учесть качественные факторы.

     Рекомендуется упростить процесс принятия решения, сократить число согласований, снять  часть нагрузки с президента, сделать  процесс управления ООО «Инженерный центр «Башпротек»» более оперативным.

     Чтобы сократить расходы и выжить в условиях финансово-экономического кризиса, ООО «Инженерный центр «Башпротек»» предлагается отказаться от просторного помещения, занимаемого под офис и арендовать помещение меньшей площадью, в том же здании. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Если  менеджер не умеет принимать решений, то он не может долго оставаться на своем посту. Искусству принимать решения нужно учиться и постоянно совершенствоваться.

     Решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты. Менеджер сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но прежде всего его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения.

     Общество  с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Башпротек»», занимается реализацией средств обеспечения пожарной безопасности (пожарная техника и огнетушащие средства); специализированной рабочей одежды, средств индивидуальной защиты.

     На  данном предприятии стратегические решения принимает президент  и вице-президенты.

     Тактические решения принимаются начальниками структурных подразделений и текущие проблемы решают на местах.

     Для принятия решений, например, от которых  зависит правильная организация  работы предприятия, социальные и трудовые условия работы коллектива, в совещаниях принимают участие начальники среднего звена и их заместители. На таких совещаниях, как правило, руководитель предприятия предлагает высказаться каждому из участников совещания устно, иногда в письменной форме с указанием достоинств и недостатков какой либо рассматриваемой проблемы.

     Для выработки решения, выявляются существующие проблемные ситуации, сложившиеся в работе и причины их возникновения. Данную работу выполняют руководители, которых касается существующая проблема и быстрое ее разрешение. Собирается необходимая информация, например, по изучению рынков продавцов и покупателей, будущих конкурентов, спроса и предложения, увеличения или снижения темпов реализации по оптовому или розничному звену, с выделением преимуществ и недостатков по отдельным группам товаров. Собранная информация выносится на обсуждение коллективом, уполномоченным участвовать в принятии решения. Совместно разрабатывается несколько возможных вариантов решения, с указанием ограничений (законодательных, финансовых), в пределах которых необходимо принять решение, указываются преимущества и недостатки, последствия. В последствии принимается то решение, которое принесет больший коммерческий или социальный эффект большинству коллектива предприятия.

     Для повышения эффективности управленческих решений начальники всех подразделений предприятия применяют к лицам недобросовестно выполненным порученным им указания административные меры воздействия (снятие премий, надбавок, мат. помощи, выговор, строгий выговор). Работников, качественно выполняющих свои обязанности, премируют и продвигают по служебной лестнице.

     Принятые  решения оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении  каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме (ставят свою резолюцию на копии приказа) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения.

     Структурные подразделения предприятия в соответствии со своими функциями обеспечивают исполнение поручений. Контроль по существу содержания и срокам исполнения документов осуществляют руководители структурных подразделений. Организация контроля исполнения возлагается на руководителя и руководителей структурных подразделений.

     На  данном предприятии выявлены следующие недостатки в работе руководства, не позволяющие в полной мере проводить эффективное принятие решений и осуществлять контроль за их исполнением.

     На  предприятии отсутствует контроль по подсистемам, а от обоснованности и реализации этих подсистем зависит эффективность системы менеджмента в целом.

     Регламентация контрольных процедур на предприятии  ограничивается описанием функционирования органов внутреннего контроля предприятия, а также процедур по сбору информации с целью составления отчетности (заключительного контроля). Описание процедур предварительного контроля, включающего сбор оперативной информации по контрольным точкам, анализе ее, принятие на ее основании решений отсутствуют.

     Рекомендуется упростить процесс принятия решения, сократить число согласований, снять часть нагрузки с президента, сделать процесс управления ООО «Инженерный центр «Башпротек»» более оперативным.

     Так как все предложенные управленческие решения вносились до финансово-экономического кризиса, предлагается принять антикризисное управленческое решение по снижению издержек предприятия. Оно заключается в пересмотре арендуемой площади под офис. Данное антикризисное управленческое решение позволит сэкономить 240 тыс.руб., что даст повышение нормы прибыли организации, и снижение себестоимости продукции на 25%.

Информация о работе Принятие управленческих решений