Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:48, курсовая работа
Цель курсовой- разработать мероприятия, направленные на повышение рациональности организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк».
Задачи исследования:
Изучить имеющиеся подходы к формированию организационных структур управления и основные принципы их построения;
Произвести анализ деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк», выявить организационные проблемы, связанные с несовершенной структурой управления;
Разработать предложения по решения выявленных проблем.
Объект исследования - Закрытое акционерное общество «Нижегородпромстройбанк».
Предмет исследования - организационная структура управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк».
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава1. Теоретические аспекты построения организационных структур управления предприятием……………………………………………………………………………………………………...4
1.1 Сущность и принципы построения организационных структур управления предприятием………4
1.2 Типология организационных структур управления………………………………………………………8
Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»………………………………….16
2.1 История и общая характеристика деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»……………..16
2.2 Анализ организационной структуры управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк»……………..17
2.3 Анализ финансовой деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»……………………………...20
2.4 Основные причины рационализации организационной структуры управления предприятием...22
Глава 3. Рекомендации по рационализации организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк»………………………………………………………………………………….23
3.1 Основные мероприятия……………………………………………………………………………………...23
3.2 Экономическое обоснование……………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………………………………………….28
В основе этой системы лежит один канал коммуникации - канал между руководителем и подчиненным, а, следовательно, исполнитель не должен согласовывать распоряжения, которые исходят от разных органов управления и не могут вступать в противовес друг с другом [21].
Недостатки линейной структуры:
Также необходимо отметить,
что к руководителю выдвигаются
слишком высокие требования, поскольку
управление подразделением предполагает
высокую компетентность в тех
сферах деятельности, которыми занимаются
подчиненные. Линейная система на больших
предприятиях ведет к тому, что
менеджеры высшего уровня оказываются
перегруженными: им приходится иметь
дело с огромными массивами
Функциональная структура
базируется на подчиненности по областям
управленческой деятельности. Фактически
у конкретного подразделения
оказывается несколько
При функциональной структуре выделяются подразделения по конкретным обязанностям и задачам. Если размер организации значителен, то функциональные подразделения разделяются в свою очередь на более мелкие структуры, так называемые вторичные подразделения [7]. Преимуществами функциональной структуры являются эффективность управления за счет высокой специализации персонала, централизованный контроль за стратегическими решениями, дифференциация и делегирование текущих управленческих решений.
Недостатки данной
структуры выражаются в трудностях
координации подразделений, ограниченности
возможности для развития менеджеров,
узкой специализация персонала.
Очень трудно координировать решения,
принимаемые функциональными
Функциональная структура, также как и линейная, может использоваться в малом бизнесе, а отдельные их фрагменты широко используются в линейно-функциональных структурах, которые применяются на предприятиях крупного и среднего бизнеса [13].
Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации [16]. По каждой из них формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями выполнения целей и задач, в соответствии с которыми строится система материального поощрения, ориентированная на достижение высоких показателей каждой службы. При этом конечный результат в целом становится как бы второстепенным, так как все службы в той или иной мере работают на его получение.
Недостатки линейно-
К достоинствам данного вида структур можно отнести следующие моменты:
Следует отметить, что
в России многие годы в условиях
командно-административной системы
данный тип структуры управления
был преобладающим. Можно сказать,
что и в настоящее время
линейно-функциональные структуры
или их фрагменты имеют широкое
распространение в разных отраслях
хозяйства и преобладают в
административном менеджменте [16]. Поэтому
опыт функционирования линейно-функциональных
структур (и положительный, и отрицательный)
следует рассматривать как
Линейно-штабная (штабная) оргструктура управления также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации.
Линейно-штабная структура -- это линейная структура, дополненная специфическими подразделениями по подготовке управленческих решений. Эти подразделения не имеют нижестоящих уровней управления, они не принимают решений. Их задача -- делать анализ вариантов и последствий решений для конкретного руководителя, к которому данное «штабное» подразделение прикреплено. Примерами подобных подразделений могут быть вычислительное бюро, юридическая служба, исследовательская группа [4].
К преимуществам линейно-штабной
структуры можно отнести
Однако данный вид организационных структур имеет и ряд недостатков:
Следующей разновидностью
иерархического типа организации управления
является дивизиональная структура (от
англ, слова division - отделение), первые разработки
которой относятся к 20-м годам,
а пик практического
Ключевыми фигурами в
управлении организациями с дивизиональной
структурой становятся не руководители
функциональных подразделений, а менеджеры
производственных отделений, которые
усиливают вертикаль иерархии управления
[15]. Структуризация организации по
отделениям производится, как правило,
по одному из трех критериев: по выпускаемой
продукции или предоставляемым
услугам (продуктовая специализация),
по ориентации на потребителя (потребительская
специализация), по обслуживаемым территориям
(региональная специализация). Такой
подход обеспечивает более тесную связь
производства с потребителями, существенно
ускоряя его реакцию на изменения,
происходящие во внешней среде [16]. В
результате расширения границ оперативно-хозяйственной
самостоятельности отделения
Преимуществами дивизиональной
структуры управления являются оперативное
реагирование на изменение внешних
условий, сближение стратегических
и текущих задач в
Недостатками структуры оказываются внутренняя конкуренция за ресурсы и за квалифицированный управленческий персонал, сложность разделения накладных расходов, трудность согласования интересов власти и стратегических целей, различие в квалификации управленческого персонала в однотипных подразделениях. Также, руководитель подразделения вынужден планировать процесс производства от начала до конца.
Таким образом, рассмотрев все виды существующих организационных структур управления иерархического типа, перейдем к органическому типу структур управления. В сравнении данные типы представлены в таблице 1
Параметр сравнения | Иерархический тип | Органический тип | |
Концепция построения | Четко определенная иерархия | Гетерархия (отсутствие иерархии) | |
Тип руководства | Моноцентрический, постоянный | Полицентрический, смена лидеров по ситуациям | |
Формализация отношений | Четко определенные обязанности и права | Изменяющаяся система норм и ценностей | |
Организация труда | Жесткое разделение функций | Временное закрепление функций за группами | |
Источник эффективности | Рационально спроектированная структура | Развитие персонала, самоорганизация, инициатива работников | |
Таблица 1 Сравнительная характеристика структур управления иерархического и органического типа.
Органический тип управления эффективен в условиях, когда деятельность организации связана с активной работой по совершенствованию производимой продукции и услуг с учетом новейших достижений науки и техники, поскольку в этом случае требуется новый подход к организационным проблемам [15].
Неопределенность внешней среды, многообразие воздействующих факторов, определяющих внутреннюю структуру организации, обусловливает возникновение уникальных ситуаций, которые не могут быть решены в рамках иерархической организации управления. Органический тип организационных структур при таком подходе обеспечивает естественное развитие организации, уникальность которой определяется возрастающим взаимодействием с окружающей средой и необходимостью решения возникающих, подчас новых проблем [7].
Разновидностями органического
типа управления являются проектные, матричные,
бригадные и целевые
Проектные управления применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления. Как правило, такая система имеет несколько меняющихся целей, а процесс управления включает определение целей и функций, формирование организационной структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей [15].
Формой реализации
проектной структуры управления
является создание специального подразделения,
работающего в течение времени,
необходимого для реализации определенной
проблемы (проекта), например, освоение
новых технологий обучения, модернизация
производства, строительство объектов
и т.п. В состав подразделения
обычно включают необходимых специалистов,
в том числе и по управлению.
При такой форме управления руководитель
проекта наделяется проектными полномочиями
и несет ответственность за бизнес-планирование,
расходование выделенных средств, материальную
и моральную мотивацию
Проектный тип организационной структуры управления обладает большой гибкостью и универсальностью, простотой, экономичностью. Данный тип позволяет одновременно разрабатывать несколько проектов, но нередко это приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого [6]. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации. С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются так называемые матричные структуры.