Управление здравоохранением в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;
–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;
– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Содержание

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа состоит из  1 файл

сгму кпр.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Осуществляемые в России и Республике Татарстан радикальные  реформы  оказывают серьезное влияние на все сферы жизни общества. Они приводят к трансформации социума, его социальной структуры, ценностных ориентаций людей. Происходящие социальные сдвиги сказываются на медико - демографических показателях, характеризующих население, ведут к ухудшению его здоровья и увеличивают тем самым потребность в совершенствовании системы здравоохранения.

Современные тенденции развития отрасли дают все основания полагать, что в России и Республике Татарстан может быть сформирована такая система здравоохранения, которая сможет быстро осваивать новейшие медицинские технологии, быть самодостаточной как система, экономически эффективной и самое главное - способной успешно укреплять и восстанавливать здоровье россиян1.

Формирование эффективного процесса государственного управления здравоохранением Республики Татарстан, как и в целом по России зависит от деятельности государственных органов и от своевременного обновления нормативно - правовой базы, регулирующие процессы, происходящие в здравоохранении.

Поднятая в  работе проблема исследования актуализируется  тем, что современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Развитая система здравоохранение есть непременное условие для формирования достойных условий жизнедеятельности человека в России и Республике Татарстан.

Разработанность проблемы. Характер работы обусловил необходимость обращения к широкому кругу литературы, посвященной специальным аспектам управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Большое внимание отечественными учеными  уделяется вопросам расстановки и использования врачебных кадров в период реформирования здравоохранения, организационным основам нормативно - правового регулирования в сфере профессиональной деятельности медиков и вопросам социального статуса врачей, обеспеченности населения врачами.  Это работы В.М. Алексеевой, О.В. Грининой, Л.Б. Истоминой, Н.А. Кравченко, В.З. Кучеренко, В.К. Овчарова, М.А. Пальцева, Н.В. Полуниной, О.П. Щепина.

Отдельная группа источников, касающаяся проблем медицины и здравоохранения. Их авторы, рассматривая проблемы медицины, анализируют деятельность медицинского работника в контексте диссертационного исследования. И это понятно, ведь медицинский работник – главная фигура медицины и от его профессиональных и личностных свойств зависит качественное состояние медицинской отрасли в целом. Проблемы медицинских работников исследуются в работах таких авторов, как В.Г. Ерохин, А.М. Изуткин, И.А. Кассирский, Ю.П. Лисицин, А.В. Сахно, Н.Н. Седова, Г.И. Царегородцев, Б.А. Ясько и др.

В рамках системного анализа, рассматривающего цели, задачи, предпосылки, этапы и направления реформирования здравоохранения России и ее регионах, следует выделить также работы В.З. Кучеренко, А.В. Решетникова, М.А. Татарникова, И.М. Шеймана, О.П. Щепина, и др. В них анализируются последние процессы в здравоохранении, связанные с переходом на обязательное медицинское страхование. В большинстве работ приводится мысль о необходимости реструктуризации здравоохранения, главным образом на основе экономических методов управления.

К сожалению, в настоящее время, если судить по количеству публикаций, посвященных проблемам государственного управления здравоохранения на региональном уровне, можно отметить, что недостаточно исследованы следующие моменты.

Во - первых, отсутствует анализ региональных возможностей совершенствования процесса управления здравоохранением.

Во - вторых, требуется анализ особенностей социального положения медицинских работников в современных условиях, влияние реформирования социально - экономической системы на качественные параметры профессиональной деятельности медицинских работников и др.

  Объектом исследования в работе является система здравоохранения.

Предметом исследования выступает процесс государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Цель  работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.

В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:

– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;

–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;

– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Источниковая  база. Источниковой базой работы стали нормативно-правовые акты в области управления здравоохранением Российской Федерации и Республики Татарстан. В этой связи выделим следующие документы: Проект «Ваше здоровье – будущее России», «Программа модернизации здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы», Программа «Бэлэкэч», «Целевая отраслевая программа по снижению смертности от рака молочной железы у женщин в РТ» и др.

Теоретико-методологическая основа. Теоретико-методологической основной работы является системный анализ правовой литературы, вторичный анализ.

Практическое значение работы. Практическое значение работы состоит в том, что разработанные в работе рекомендации могут быть применимы в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан.

Структура  работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

 

1.1. Здравоохранение как объект государственного управления

 

Объектом управленческого  воздействия в  работе выступает  система здравоохранения.

В связи с исследованием здравоохранения как объекта управления, необходимо проанализировать ряд сопряженных категорий.

Так, статья Конституции  Российской Федерации гласит, что  каждый гражданин имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений2.

Исходным в прогнозе здоровья нации является зависимость  его от общественно - экономических отношений и структур, характера общественного развития. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, государственных, правовых, экологических, общественных и других структур, участвующих в формировании здоровья народа.

В связи с осуществлением теоретического анализа системы  здравоохранения необходимо рассмотреть понятие «здоровье»3.

Понятие «здоровье» поднимается  в работе в связи с необходимостью получить ответ на вопрос о влиянии  государства, общественно - экономических отношений на уровень здоровья населения в целом и отдельного человека в частности. То есть исследование данных понятий важно для нас в силу специфичности поднятой проблематики.

Категория «здоровье» – это макроэкономический показатель, непосредственно влияющий на расширенное воспроизводство рабочей силы и, следовательно, на процесс материального производства общественного богатства государства и благосостояния человека как объекта социальной работы4.

Здравоохранение традиционно относят  к социальной сфере общества, поскольку  оно призвано удовлетворять нематериальные потребности граждан, давать им чувство защищенности и равенства. Соответственно, специфика здравоохранения не позволяет осуществлять механическое перенесение накопленного опыта хозяйственных отношений из сферы материального производства в область лечебно - профилактической деятельности.

Экономические критерии (рентабельность, прибыль) не могут рассматриваться в качестве единственных или главных в оценке деятельности медицинских организаций, а равно и органов управления здравоохранением5.

Раскрывая общественную значимость здравоохранения, выделяется функция обеспечения национальной безопасности, а также культурная, экономическая и иные социальные функции отрасли.

Здравоохранение обеспечивает удовлетворение не только частных, личных потребностей (интересы отдельных граждан в сохранении своего здоровья), но и публичных ценностей (интересы общества и государства в достижении высокого уровня общественного здоровья), поскольку наиболее полное раскрытие интеллектуальных и физических возможностей отдельного гражданина – необходимое условие обеспечения национальной безопасности, роста производительности труда. В этом проявляется взаимосвязь частных и публичных интересов в сфере охраны здоровья населения6.

В исследовании рассматриваются основные категории, относящиеся к уровню объекта управления – «охрана здоровья», «здравоохранение» и другие, которые зачастую используются в идентичном смысле в литературе.

Безусловно, понятия относятся  к одной предметной области. Однако компоненты понятийного аппарата рассматриваемой сферы должны быть однопорядковыми, но не могут быть тождественными.

Разделение «охраны здоровья»  и «здравоохранения» имеет существенное значение как в теоретических исследованиях, так и в управленческой практике, поскольку от четкого определения границ объекта управления во многом зависит эффективность управляющих воздействий. Иначе можно прийти к ситуации, когда те или иные органы государственного управления здравоохранением специальной компетенции будут вторгаться в сферы интересов других ведомств (экологии и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты и другие).

На основе лексического анализа  и определений, имеющихся в научной  литературе, нами делается вывод, что  понятие «охрана здоровья» надлежит понимать в широком смысле, как включающее в себя совокупность мероприятий политико - экономического, экологического, социально - культурного, правового, медицинского и иного характера, направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни.

Категория «здравоохранение» же следует рассматривать в качестве элемента охраны здоровья населения – комплекс лечебных, профилактических, санитарно - гигиенических и других мер, иначе говоря, специализированный вид деятельности в обеспечении охраны здоровья населения.

В этом определении отмечается, что  особенно важно для нас, как для  исследователей совершенствования  государственного управления здравоохранения в РТ путем улучшения деятельности медицинских работников, что непосредственным объектом управляющего воздействия выступает поведение людей (медицинских работников), которые, в своем большинстве, объединены в определенные организационные структуры (медицинские организации).

Система здравоохранения при этом представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на работе, общественных местах, в общинах, в физическом и психоэмоциональном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

Целями  здравоохранения является:

  1. Осуществление реальной деятельности в отношении профилактики 
    заболеваний медицинскими мерами.
  2. Лечение больных с конкретной патологией.
  3. Информирование   органов  управления   обществом   в   отношении 
    современных   проблем   здоровья   и   медицинского   обеспечения 
    населения7.

Эти  цели включают:

- Обеспечение гарантий медицинской помощи гражданам в объеме территориальной программы  в соответствии с минимальными социальными стандартами и государственными целевыми программами в области здравоохранения.

- Проведение на территории региона  единой технической и технологической политики в области здравоохранения.

- Осуществление совместно с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора мероприятий по медицинской профилактике заболеваний, проведение широкой санитарно - просветительной работы среди населения, в том числе по вопросам здорового образа жизни.

- Разработку и реализацию областных программ здравоохранения.

- Повышение реальной доступности медицинской помощи для населения области, особенно для сельского населения.

- Создание правовых и экономических условий для предоставления населению медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии.

- Создание условий для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения.

- Укрепление материально - технической базы здравоохранения области.

Классификаций систем здравоохранения существует несколько. Применительно к данной работе нами выбрана следующая:

1. Государственный тип системы здравоохранения:

  • экономический    базис    формируется    в    основном    за    счет 
    бюджетных средств;
  • социально   -    политический   базис   основан    на   принципах 
    сложившихся ценностей;
  • централизованный тип организационной системы.

Информация о работе Управление здравоохранением в Республике Татарстан