Управление здравоохранением в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;
–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;
– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Содержание

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа состоит из  1 файл

сгму кпр.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Основная идея проекта: совершенствование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.

 

Цель (миссия)

Создание служб медико - социальной работы с медицинским персоналом

Внутренняя среда

Сильные стороны

Заинтересованность работников здравоохранения в формировании служб

Заинтересованность государства  в улучшении условий труда работников здравоохранения

Слабые стороны

Отсутствие практики привлечения  внебюджетных средств

Отсутствие компетентных сотрудников в области социальной работы среди мед.работников


 

Финансирование  проектных мероприятий. Основу финансирования проектных мероприятий должно составитьрегиональный бюджет.

Необходимо финансирование следующих мероприятий:

- проведение встреч с представителями общественности (50 тыс. рублей);

- проведение встреч с представителями медицинских учреждений (50 тыс. рублей);

- создание служб медико - социальной работы при каждой больнице: оснащение службы, привлечение сотрудников (1 млн. рублей);

- расходы на организацию публикации в специализированной прессе (50 тыс. рублей).

Итого: 1,5 млн. рублей.

 

Этап

Мероприятие

Ожидаемые результаты

1 этап

выявление общественных групп среди  медицинских работников, заинтересованные в улучшении труда сотрудников здравоохранения

Объяснение новых возможностей для работников

организация пропагандной работы с  медицинским персоналом  в области необходимости обращения в медико - социальную службу

Объяснение новых возможностей для работников

2 этап

организация сотрудничества со страховыми организациями, которые занимаются здравоохранением профессиональной ответственности

Защита прав и интересов застрахованных медицинских работников.

 привлечение специализированного  состава медицинских и социальных работников, в том числе и психологов для работы в службах

Повышение защищенности труда медицинских  работников.

3 этап

освещение юридической практики защиты прав медицинских работников

Повышение юридической грамотности  медицинских работников;

 Распространение информации о новых законопроектах, регулирующих здравоохранение.

организация работы специализированных лабораторий для медицинских работников

Профилактика распространения профессиональных болезней медицинских работников

4 этап

осуществление анализа и обобщение опыта функционирования службы медико - социальной работы

Реализация основных задач проекта;

Тиражирование опыта действия.

организация публикации в специализированной прессе

Выпуск специальной газеты, содержащей информацию о практике здравоохранения.


 

Информационная  оснащенность проектных мероприятий. В компьютерном оснащении нуждается каждая служба медико - социальная служба. Каждый медицинский работник с момента поступления в высшее учебное заведение должен быть занесен в картотеку.

В электронной картотеке должны быть сведения о личных  и профессиональных качествах работника здравоохранения.

Итак, реализация проектных  мероприятий позволит сформировать ответственную систему здравоохранения; систему здравоохранения, в которой будет защищен труд медицинского работника.  И важность в этом процессе принадлежит государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе был осуществлено исследование государственного управления здравоохранения в Республике Татарстан.

В работе под государственным управлением здравоохранением понимается постоянное управляющее воздействие государства на систему здравоохранения с целью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, достижения максимально возможного уровня здоровья населения.

В результате теоретического исследования государственного управления здравоохранением установлено, что целью этого процесса является совместная, основанная на законе, деятельность органов государственной власти и корпоративных, общественных структур, представляющих интересы врачебного сообщества, направленная на совершенствование функционирования системы здравоохранения Российской Федерации31.

Государственное управление здравоохранением имеет две составляющие:

- экономическую направленность,

- социальная направленность.

При этом экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

- регулировании политики ценообразования и тарифной политики, связанной с медицинскими услугами;

- обеспечении возникновения финансовых потоков, предназначенных для функционирования здравоохранения, и их беспрепятственного прохождения по четко обозначенным финансовым каналам;

-   контроле за образованием и прохождением финансовых ресурсов;

- регулировании политики доходов медицинского персонала.

А социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:     

- преодолении патерналистской модели отношений в здравоохранении;     

- активизации деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала;     

- вовлечении персонала здравоохранения в процессы стратегического развития и управления здравоохранением;     

- обеспечении возможности адаптации (в правовом и экономическом контексте) персонала здравоохранения и населения к новым условиям деятельности системы здравоохранения32.

При этом основными принципами государственного управления здравоохранением являются:

  1. Принцип обеспечения правосубъектности (участие врача в возникающих правоотношениях как полноправного участника этих отношений, наделенного гражданскими правами в полном объеме).
  2. Принцип законности (механизмы подготовки и принятия управленческих решений должны четко основываться на разработанной и функционирующей законодательной базе).
  3. Принцип гласности и прозрачности управления (готовящиеся для принятия решения должны быть известны и понятны и объекту и субъекту управления).
  4. Принцип независимости врачебного сообщества от государства при принятии решений в рамках врачебного самоуправления.
  5. Принцип договорного или законодательного разделения функций между государственной и общественной структурами управления.
  6. Принцип неотвратимости (без внедрения в практику управления системой здравоохранения государственно - общественных механизмов ни одна из стратегий развития отрасли не осуществима, а цели, как бы хорошо они не провозглашались, не достижимы).
  7. Принцип социального партнерства. Характер и цель функционирования общественных организаций заключается в том, что они, являясь составной частью организованного комплекса государства, действуя совместно с ним, решают государственные задачи во имя всеобщих интересов33.

Отрасль здравоохранения  как объект государственного управления переживает в настоящее время переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов.

Наряду с этим резко ухудшилась  медико - демографическая ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части населения. Реформы ударили по финансированию отрасли и по вертикали управления, которая была фактически разрушена.

Организационная составляющая управления здравоохранения состоит  из Министерства здравоохранения РТ, а также из Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,  Министерства труда и занятости Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства социальной защиты Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Правовую основу государственного управления здравоохранением республики составляют программы, а именно:

- Национальный проект «Здоровье»;

- Проект «Ваше здоровье – будущее России;

- «Программа модернизации здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы»;

- Программа «Бэлэкэч»;

- «Целевая отраслевая программа по снижению смертности от рака молочной железы у женщин в РТ»;

- «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2011 год»;

- Программа по развитию медико-социальной помощи подросткам и молодежи;

- Реализация Закона Республики Татарстан «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования  Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»34.

Наряду с положительными результатами работы системы здравоохранения существует, конечно, и немалый спектр проблем различного уровня, последовательное и грамотное разрешение которых необходимо для выполнения задач, возложенных на систему здравоохранения региона.

Проведённый анализ системы здравоохранения Республики Татарстан выявил наряду с несомненно положительными тенденциями массу проблем и недоработок в процессе реализации программ по реформированию отрасли и показал необходимость внедрения новых подходов к реализации программ федерального уровня, а именно – программно - целевого метода с учётом региональной специфики системы здравоохранения области.

Непременным элементом  системы государственного управления здравоохранением республики является медицинский персонал.

В связи с этим особенно актуален вопрос относительно работы медицинского персонала и качества медицинских услуг.

В работе были предложены мероприятии по совершенствованию  управления здравоохранением. 

В основе совершенствования  – функционирование института медико - социальной службы для медицинских работников в каждом учреждении здравоохранения Республике Татарстан.

Медико - социальная работа - профессиональная деятельность медицинского, психолого - педагогического и социально - правового характера, направленная не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья.

Важно отметить то, что  в контексте социальных перемен  работники здравоохранения являются важной социально - профессиональной группой.

Медицинский персонал формируют  работники здравоохранения, имеющие специальное образование (высшее, среднее) и профессионально занимающиеся деятельностью по оказанию медицинской помощи населению.

Проект может дать толчок к осуществлению процесса государственно - общественного регулирования здравоохранения в Республике Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2005;
  2. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.91 № 1499 - 1  // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 1991 г. - № 149;
  3. Положение «О Министерстве здравоохранения Республики Татарстан»: Постановление КМ РТ от 6 июля 2005 г. N 314) 
    (с изменениями от 21 апреля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2005 г.- N 34;
  4. Вопросы Министерства здравоохранения Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан 
    от 6 июля 2005 г. N 314 " (с изменениями от 1 ноября 2005 г., 21 апреля 2006 г.)  // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2005 г. - N 31;
  5. Об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22.07.93 № 5487 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 1993 г. - N 20 - ст. 1972.

 

Литература:

  1. Абрамова, Е. А. Здоровье как социальная ценность / Е. А. Абрамова // Экономика  здравоохранения. - 2010. - №1. - С.47 – 51;
  2. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России / Материалы координационного совещания. -   12 - 14 октября. - М.: Наука, 2009;
  3. Акопян, А. С. Здравоохранение в рыночной России / А. С. Акопян // Общественные науки и современность. - 2008. - №6. - С.56 - 67;
  4. Александрова, Д. Н. Медицинские работники в социальной структуре российского общества в условиях его перехода к рыночным отношениям (на материалах Республики Бурятия) // Автореферат соискание ученой степени кандидата социологических наук Улан - Удэ – 2006;
  5. Блохина, M. B. Совершенствование образовательной системы подготовки специалистов сестринского дела как объективная необходимость в условиях реформирования здравоохранения. Материалы научно - практической конференции, посвященной 300 - летию среднего профессионального образования в России и проводимой в рамках Международного дня медицинской сестры. "Внедрение современных технологий сестринского дела в практическое здравоохранение". - К.: КГУ, 2010 - С.42 – 44;
  6. Бойков, В. Э. Расходы на медицину: социологический аспект / В. Э. Бойков // Социологические исследования. - 2010. - №1. - С.34 – 35;
  7. Вечеркина, Л. В. Совершенствование профессионального образования и развитие научных исследований в сестринском деле / Л. В. Вечеркина // Медицинская помощь. - 2010. - №2. - С.7 – 8;
  8. Гиляревский, С. Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств / С. Р. Гиляревский // Экономика здравоохранения. – 2009. -  №9;
  9. Гончаров, П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель /П. К. Гончаров// Социально - гуманитарные знания. - 2010. -  № 2;
  10. Димов, В. М. Здоровье как социальная проблема / В. М. Димов // Социально - гуманитарные знания. - 2010. - №6. - С.15 – 16;
  11. Двойников, С. И. Качество трудовой жизни сестринского персонала - стимул роста эффективности его труда / С.И. Двойников // Главная медицинская сестра. - 2009. - №7. - С. 28 – 35;
  12. Козлов, А. В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе / А. В. Козлов, Е. И. Нестеренко, Н. В. Полунина //Экономика здравоохранения. - 2009. -  №1;
  13. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. - М.: ЮНИТИ, 2009;
  14. Комаров, Ю. М. Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной науки в Российской Федерации / Ю. М. Комаров. М.: Медицина, 2010. - 180с.;
  15. Коробков, Л. Н. Оценка качество среды обитания и ее влияние на здоровье и образ жизни средних медицинских работников / Л. Н. Коробков, Т. В. Никитина, Н. Л. Коробов, Г. Л. Тарасов // Медицинская помощь. - 2010. - № 4. - С.11 – 15;
  16. Корнеев, А. Как лечить, когда сами болеем?: Профессиональные болезни мед. работников. Гигиена труда / А. Корнеев / Медицинская газета. - 2009. - 6 декабря. -  С.11;
  17. Корчагин, В. П. Состояние финансирования здравоохранения / В. П. Корчагин // Экономика здравоохранения. - 2009. - №6. - С.38 – 40;
  18. Косарев, В. В. Профессиональные заболевания медицинских работников: Монография. - Самара: Самарский книгиздат, 2010;
  19. Кучеренко, В. З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. /В. З. Кучеренко. - С. - Пб.: Питер, 2010.
  20. Малухина, Г. М. Социальные проблемы досугавой деятельности медицинских работников. / Г. М. Малухина . - Автореф. дис...канд. соц. наук., 2009;
  21. Национальный проект «Здоровье» в здравоохранении: денежные выплаты медицинским работникам // Менеджер здравоохранения. - 2006. - №3. - 56 – 59;
  22. Нугаев  М. А. Концептуальные основы  исследования татарстанской модели социально – экономического развития. / М.А. Нугаев, Р.М. Нугаев. – К.: КГУ, 2010;
  23. Нугаева, Г. Ш. Здоровье учащихся средних медицинских учебных заведений (по материалам РТ). / Г.Ш. Нугаева. - Автореф. дис... к.м.н., Казань, 2010;
  24. Осипов, Г. В. Социология. / Г. В. Осипов, Ю. П. Коваленко. -  М.: Мысль, 2010;
  25. Решетников, Л. В. Социологическое осмысление медицины. Теория и методология / Л.В. Решетников // Социология медицины. - 2009. - № 1. - С. 3 – 15;
  26. Реформирование здравоохранения // Вопросы управления для руководителей органов исполнительной власти. - 2009. - №3. - 34 – 38; 
  27. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой.  - М.: ИСР, 2007;
  28. Решетников, А. В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования / А. В. Решетников // Экономика здравоохранения. – 2009. -  №10;
  29. Решетников, А. В. Экономика здравоохранения. /А. В. Решетников   - М.: Наука, 2007;
  30. Трушкина, Л. Ю. Экономика и управление здравоохранением. / Л. Ю. Трушкина, Р. А. Тлепцеришев, А. Г. Трушкин и др. - М.: Знание, 2009;
  31. Федорова Т. И. Врач и реформа здравоохранения / Т. И. Федорова // Врач. - 2010. - №7. - С.7 – 10;
  32. Хисамутдинова, З. А. Социально - демографическая характеристика средних медицинских кадров Республики Татарстан и потребность в их специализации и усовершенствовании. / З. А. Хисамутдинова. - Дис. ... канд. мед. наук.  - М., 2010;
  33. Шейман, И. П. Реформа управления и финансирование здравоохранения / И. П. Шейман. - М.: Медицина, 2010. – 408;
  34. Шевченко, Ю. Л. Правовые основы здравоохранения в России. / Ю. Л. Шевченко. - М.: Наука, 2010;
  35. Шиленко, Ю. В. Управление и экономика здравоохранения. / Ю. В. Шиленко, Б. А. Райзберг, А. И. Вялков. - М.: Знание, 2009;
  36. Уваров П. Ю. Результаты деятельности Министерства здравоохранения РТ. - URL: http://medvestnik.ru/1/1/35152.html. Дата обращения: 01.05.2011;
  37. Подпрограмма «Здоровое поколение»  [Электронный ресурс] –Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru/health/zozh/40 от 9.09.2010, доступ свободный.

Информация о работе Управление здравоохранением в Республике Татарстан