Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;
–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;
– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
В структуру Министерства входят следующие Управления:
- Управление бухгалтерского учета и отчетности,
- Управление качества медицинской помощи и развития отраслевой стандартизации,
- Управление экономического анализа и прогнозирования,
- Управление лечебной и профилактической помощью,
- Управление по фармации и медицинской технике.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном Конституцией Республики Татарстан.
Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности решением Правительства Республики Татарстан по представлению министра.
Министр:
- осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций;
- назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства, распределяет обязанности между заместителями министра;
- утверждает в пределах установленных численности работников, фонда оплаты труда и бюджетных ассигнований штатное расписание, смету расходов на содержание аппарата Министерства;
- утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
- издает в пределах своей компетенции приказы и организует контроль за их исполнением;
- является распорядителем кредитов, выделенных на финансирование деятельности Министерства и подведомственных ему учреждений;
- вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения о кандидатурах для назначении на должность руководителей республиканских учреждений здравоохранения и иных учреждений системы здравоохранения;
- представляет в установленном порядке работников Министерства и учреждений системы здравоохранения, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и Республики Татарстан;
- утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности учреждений системы здравоохранения, а также отчеты об их исполнении.
В Министерстве образуется коллегия, основной задачей которой является выработка решений по важнейшим вопросам, связанным с осуществлением функций государственного управления в области здравоохранения.
В состав коллегии входят:
- министр,
- заместители министра по должности,
- руководители иных исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан,
- руководители структурных подразделений Министерства,
- руководители учреждений здравоохранения,
- ведущие ученые, специалисты в области здравоохранения.
Председателем коллегии является министр.
- Клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения РТ;
- Республиканский клинический кожно - венерологический диспансер;
- Республиканская клиническая офтальмологическая больница;
- Республиканская гериатрическая больница;
- Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения РТ;
- Республиканский центр медицинской профилактики;
- Республиканская стоматологическая поликлиника Министерства здравоохранения РТ;
- Республиканская станция переливания крови;
- Республиканское бюро судебно - медицинской экспертизы;
- Республиканский медицинский информационно - аналитический центр;
- Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения РТ;
- Республиканский медицинский библиотечно - информационный центр;
- Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" Министерства здравоохранения РТ;
- Государственное учреждение "Реабилитация";
- Автономная некоммерческая организация "Медсоцэкономинформ";
- ГУ "Республиканский детский соматический санаторий" (г. Буинск);
- Межрегиональный клинико - диагностический центр;
- Республиканская клиническая больница восстановительного лечения;
- Республиканская клиническая психиатрическая больница;
- Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер;
- Республиканский наркологический диспансер;
- Научно - исследовательский центр Татарстана "Восстановительная травматология и ортопедия";
- Республиканская клиническая инфекционная больница;
- МУЗ "Казанская городская психоневрологическая больница имени академика В.М.Бехтерева";
- МУЗ "Городской центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (г. Казань);
- КУ "Городской кожно - венерологический диспансер" (г. Казань);
- Казанский дом ребенка специализированный № 1;
- Психоневрологический диспансер (г. Бугульма);
- ГУЗ "Кожно - венерологический диспансер" (г. Нижнекамск);
- ГУЗ "Психоневрологический диспансер" (г. Нижнекамск);
- ГУ "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств РТ"21.
В работе перечислены организационные элементы, которые являются составной частью системы здравоохранения региона.
2.2. Правовое регулирование
вопросов здравоохранения в республике
Нормативно - правовую базу государственного управления здравоохранением Республики Татарстан составляют документы как федерального, так и регионального значения22.
Неотъемлемым элементом механизма государственного регулирования системой здравоохранения в Республике Татарстан является нормативно-правовая база. Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. Право на медицинскую помощь входит в состав прав на охрану здоровья и обладает относительной самостоятельностью23. В России принят полный пакет юридических документов, гарантирующих права пациентов (см. рис. 1.).
Рис.1.Законодательство в сфере охраны здоровья населения
К ведению Российской
Федерации в области
• защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
• установление основ
федеральной государственной
• разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
•определение доли расходов
на здравоохранение при
• определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;
• управление федеральной
государственной
• установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;
• разработка единых критериев
и федеральных программ подготовки
медицинских и фармацевтических работников,
определение номенклатуры специальностей
в здравоохранении;
• установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением;
• разработка и утверждение
базовой программы
• установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации;
• установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
• организация государственной
санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации, разработка и
утверждение федеральных
• координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;
• установление порядка производства медицинской экспертизы;
• установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности.
Важное значение имеет национальный проект «Здоровье», который стартовал в России с 1 января 2006 года. Проект был разработан для реализации предложений по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления:
-повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи,
-усиление профилактической направленности здравоохранения,
-расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Основное внимание уделяется укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.
В силу специфичности темы (анализ регионального управления здравоохранением) подробно исследуем нормативно - правовые документы Республики Татарстан.
К ведению регионального уровня власти законодательство относит организацию, содержание и развитие региональных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения, формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Компетенция Республики Татарстан определена в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»24. Объектом правомочий на региональном уровне в области управления здравоохранением являются соответственно формирование и распределение бюджета Республики Татарстан, материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан, утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; координация деятельности органов государственной власти и субъектов государственной муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории Республики Татарстан. Также, как и в случае федерального центра, законодательство недостаточно четко определяет ответственность и права регионального уровня власти по отношению к муниципальному уровню.
В настоящее время в целом нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения региона можно описать так: в РТ продолжаются системные преобразования в рамках нацпроекта «Здоровье», федеральных программ по совершенствованию медицинской помощи, региональной программы модернизации здравоохранения; завершается формирование «стратегической карты» здравоохранения, в рамках которой ведется формирование кластеров медицинской помощи: по травматологии, онкологии, реабилитологии, акушерству и гинекологии, педиатрии; в республике реализуются различные масштабные проекты в области медицины – например, реконструкция челнинской БСМП, внедрение электронной записи на прием к врачу, модернизация поликлиник и больниц; предстоит сформировать стратегические карты внутри каждого межмуниципального центра.
1. Продолжается реализация Приоритетного национального проекта «Здоровье», начатая в 2006 году.
В 2010 году успешно реализовались 16 направлений приоритетного национального проекта «Здоровье». Благодаря активной позиции Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в 2010 году начата реализация 5 новых направлений проекта:
Информация о работе Управление здравоохранением в Республике Татарстан