Управление здравоохранением в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;
–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;
– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Содержание

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа состоит из  1 файл

сгму кпр.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

- совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями; 

- совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями; 

- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на ФАД М-5 «Урал»; 

- формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака; 

- обследование населения с целью выявления туберкулеза и лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий.

 В республике была  продолжена реализация четырех  основных направления приоритетного национального проекта «Здоровье»: развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний; совершенствование медицинской помощи матерям и детям; повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; формирование здорового образа жизни.

2. Проект «Ваше здоровье – будущее России», стартовавший в Казани 18-19 марта 2011 года. Цель проекта - увеличение количества диагностированных пациентов с высоким сердечно-сосудистым риском, повышение интереса населения к своему здоровью и к раннему началу лечения. В частности, проект направлен на актуализацию проблемы дислипидемии - нарушения обмена веществ, при котором повышается уровень холестерина в крови. По статистике, более чем у 50% населения России общий уровень холестерина в крови выше нормы, при этом 80% из них не знают свой уровень холестерина. Актуальность проблемы ранней профилактики сердечно-сосудистых патологий требует консолидации усилий государства и общества, поэтому данный проект был поддержан Российским медицинским обществом по артериальной гипертонии и  Комитетом Государственной Думы по охране здоровья25.

3.«Программа модернизации здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы». Согласно программе, определены основные направления. Это - укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и стандартов медицинской помощи. Общий объем финансирования из федерального бюджета составит 7,9 млрд. рублей. Предусмотрено и софинансирование из республиканского бюджета.

4. Программа  «Бэлэкэч»

В 2010 году в республике стартовала программа «БЭЛЭКЭЧ»  по безвозмездному обеспечению молочными продуктами детей первых трех лет жизни. Поставляет продукцию Зеленодольский молочный комбинат, специализирующийся на выпуске детского питания. Продукты упакованы в современную тетрапаковскую тару, срок годности продуктов позволяет родителям забирать питание с раздаточных пунктов не реже 1 раз в неделю. Доставка продукции контролируется Диспетчерским центром Министерства здравоохранения РТ. В 2011 году в Татарстане на реализацию республиканской программы «Бэлэкэч» в части обеспечения детей в возрасте от 0 до 3 лет жизни бесплатными молочными продуктами выделено 328 млн. 194 тысячи рублей26

5. «Целевая отраслевая программа по снижению смертности от рака молочной железы у женщин в РТ».

 Самое главное в онкологических заболеваниях – ранняя диагностика. Проводить маммографический скрининг среди женщин республики Татарстан стало возможным тогда, когда это позволила материальная база Республиканского клинического онкологического диспансера. Маммографическое обследование может пройти бесплатно каждая женщина в возрасте от 50 до 69 лет, имеющая медицинский страховой полис и прописку Республики Татарстан. Маммографическое обследование женщинам необходимо проходить 1 раз в 2 года, если нет никаких патологий; если что-то было обнаружено, то, тогда маммографию проводят по отдельному графику – и через 3 месяца, и через 6 месяцев, и через год и т.д. 27

6. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2011 год».

Программа госгарантий  на 2011 год учитывает переход медицинских  организаций республики на преимущественно  одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Она включает в себя две подпрограммы. Это  - территориальная программа ОМС РТ на 2011 год (в соответствии с федеральными нормативными актами) и   медицинская помощь, медицинские и иные услуги, финансируемые через систему ОМС на осуществление преимущественно одноканального финансирования. Порядок оплаты медицинской помощи и тарифы на медицинские услуги по Программе госгарантий установлены Тарифным соглашением в системе ОМС. Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования в Республике Татарстан на 2011 год утверждено решением Тарифной комиссии 21 января 2011 года

7. Реализация реформы ОМС в Республике Татарстан согласно Закону Республики Татарстан «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования  Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»28.

С 1 мая 2011 года будет введен полис нового образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и места жительства. Гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны. Но все полисы, которые сегодня на руках у граждан, будут действовать до 1 января 2014 года. Выбор или замена страховой организации может быть осуществлена самим гражданином путем подачи заявления один раз в течение года не позднее 1 ноября, либо чаще в случае смены места жительства.  Сегодня в программе государственных гарантий Республики Татарстан участвует примерно 18 частных медицинских учреждений. В 2013 году к программе будут допущены все частные медучреждения. Будет создана комиссия, которая будет рассматривать заявки частных учреждений, и они будут допускаться для работы в системе ОМС, если их устроит существующий тариф.  Гражданин имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи в соответствии с территориальной программой ОМС. Важным и обязательным участником системы ОМС является страховая медицинская организация. Сейчас выбор страховой организации остается за страхователем, то есть за работодателем, у которого работает человек. Страхование неработающих людей осуществляют региональные власти. В итоге получается, что у страховых компаний нет мотивации бороться за потребителей услуг. В новом законе содержатся прямые нормы о том, что выбирает страховую компанию только человек, и страховая компания будет заинтересована в том, чтобы предложить застрахованному человеку лучший пакет услуг29

 В законе четче прописаны права страховых медицинских организаций по контролю за оказанием медицинской помощи. Эта сторона работы страховых компаний, защита прав застрахованных, должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания этой помощи и контроль за тем, как она была оказана. Единая база застрахованных лиц обеспечит достоверность и исключает дублирование информации о застрахованных. В дальнейшем полис ОМС будет включаться в состав универсальной электронной карты гражданина. Кроме того, впервые законодательно устанавливается жесткая норма о сроках расчетов за оказанную больным из других регионов медицинскую помощь. Срок - 25 дней. У медицинских учреждений появилась гарантия того, что оказанная помощь иногороднему гражданину будет оплачена, и они теперь будут заинтересованы, чтобы эту помощь оказать. Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности и они должны быть включены в реестр ОМС. 

8. Программа  по развитию медико-социальной  помощи подросткам и молодежи.

Реализуется с 2010г. в рамках программы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и направлена на  содействие здоровому образу жизни подростков и молодежи, борьбе с ВИЧ/СПИДом, обеспечению качественного образования, защите подростков от жестокого обращения, рискованным поведением подростков и молодежи. Проект охватывает ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан и 8 муниципальных учреждений здравоохранения. Каждому учреждению  выделено 150,0 тыс.рублей для закупок офисного оборудования, мебели, проведения ремонта,  проведены обучающие семинары30

В рамках данной программы  реализуется подпрограмма «Здоровое поколение», общее финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 40,278 млн.рублей. В 2009г. закуплено оборудование для реанимации и интенсивной терапии новорожденных (прикроватные мониторы, неонатальные инкубаторы, инкубаторы для новорожденных, реанимационные места, аппараты искусственной вентиляции легких  для новорожденных, инфузионные перфузоры), лекарственные препараты для лечения синдрома дыхательных расстройств у новорожденных для  отделений реанимации новорожденных и реанимобиль для ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Таким образом, в Республике Татарстан создана правовая составляющая государственного управления здравоохранением региона. В результате можно отметить, что в регионе сложилась организационная и нормативно-правовая системы управления здравоохранением. В настоящее время актуальным является совершенствование данной системы, что требует реализации проектных мероприятий, представленных в третьей главе работы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

 

Описание проблемы

Описание проблемы, связанной  с развитием системы здравоохранения Республики Татарстан можно рассматривать в двух направлениях:

1. Взаимодействие системы здравоохранения Республики Татарстан с внешней средой. Статья Конституции РФ гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходным в прогнозе здоровья нации является зависимость  его от общественно - экономических отношений и структур, характера общественного развития. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, государственных, правовых, экологических и других структур, участвующих в формировании здоровья народа.

Процесс совершенствования управления здравоохранением Республики Татарстан должен быть направлен на осуществление защиты труда медицинских работников.

Медицинский персонал занимает существенное место в осуществлении процесса государственного управления здравоохранением республики. От деятельности работников данной сферы зависит жизнь и здоровье граждан.

В  современных условиях – в условиях формирования новой системы здравоохранения - резко возрастают требования к тем работникам, от профессионализма которых зависит показатель уровня здоровья населения.

В связи с этим становится актуальным потребность в формировании системы  медико - социальной помощи в жизни сотрудников здравоохранения.

В связи с этим актуальным считаем разработать проектные мероприятия по созданию института медико - социальной работы для самих работников здравоохранения.

2. Анализ состояния и прогноз тенденций внутренней среды. Медицинский персонал представляет собой социальную группу людей, обладающих  специфической профессиональной деятельностью. При этом профессиональная деятельность медицинских работниках определяет основные направления медико - социальной работы с данной группой людей.

Медицинская деятельность – труд сложный в силу своей специфики, особенности его связаны со свойствами предмета труда. Таковым для медицинского работника выступает человек, его нормальная и патологическая жизнедеятельность, т.е. его здоровье, жизнь.

Медицинская деятельность является профессионально  определенным видом умственного труда. Это особый, относительно самостоятельный вид умственного труда, который направлен на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.

По физиологическим и психологическим  перегрузкам труд медика относится к наиболее сложным видам труда. На плечи медицинских работников ложится огромная социальная и нравственная  ответственность.

Итак, медицинский персонал в силу специфичности  соей деятельности нуждается  в определенной медико - социальной помощи.

Актуальность проблемы медико - социальной защиты медицинских работников определяется:

1. Низким уровнем оплаты  труда медицинских работников, при  котором около 38% работников сферы здравоохранения получают зарплату ниже прожиточного минимума.

2. Дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения и экстренных медицинских службах (коэффициент совместительства 1,5 - 1,7).

3. Низкой мотивацией  руководителей и работников здравоохранения  к улучшению качества медицинской  помощи и профессиональному росту. 

4. Неблагоприятными условиями труда.

5. Высоким уровнем  заболеваемости медицинских работников, низкой продолжительностью жизни  отдельных категорий медицинских  работников (например, хирургов).

Насчет пятого пункта, можно добавить следующие аргументы. Так, медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений можно отнести к категории повышенного риска заражения и заболевания вирусными гемоконтактными гепатитами.

По частоте инфицирования  вирусом гепатита «В» медицинский персонал распределяется  на 3 группы:

1 - ю (наивысшие показатели) составляют сотрудники гемодиализного и гематологических отделений,

2 - ю - работники лабораторного, реанимационных и хирургических отделений

и 3 - ю (наименьшие показатели) - сотрудники терапевтических отделений.

Таким образом, частота выявления инфицирования вирусом гепатита В в крови медицинского персонала в значительной степени детерминирована спецификой лечебно - диагностической деятельности, определяемой профилем отделений, а также категорией пациентов, находящихся в них на лечении.

Специфическая иммунопрофилактика против вирусного гепатита В медперсонала лечебно - профилактических учреждений - важнейшая задача медико - социальной работы профилактической направленности. 

Информация о работе Управление здравоохранением в Республике Татарстан