Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;
–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;
– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
- совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;
- совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на ФАД М-5 «Урал»;
- формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака;
- обследование населения с целью выявления туберкулеза и лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий.
В республике была продолжена реализация четырех основных направления приоритетного национального проекта «Здоровье»: развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний; совершенствование медицинской помощи матерям и детям; повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; формирование здорового образа жизни.
2. Проект «Ваше здоровье – будущее России», стартовавший в Казани 18-19 марта 2011 года. Цель проекта - увеличение количества диагностированных пациентов с высоким сердечно-сосудистым риском, повышение интереса населения к своему здоровью и к раннему началу лечения. В частности, проект направлен на актуализацию проблемы дислипидемии - нарушения обмена веществ, при котором повышается уровень холестерина в крови. По статистике, более чем у 50% населения России общий уровень холестерина в крови выше нормы, при этом 80% из них не знают свой уровень холестерина. Актуальность проблемы ранней профилактики сердечно-сосудистых патологий требует консолидации усилий государства и общества, поэтому данный проект был поддержан Российским медицинским обществом по артериальной гипертонии и Комитетом Государственной Думы по охране здоровья25.
3.«Программа модернизации здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы». Согласно программе, определены основные направления. Это - укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и стандартов медицинской помощи. Общий объем финансирования из федерального бюджета составит 7,9 млрд. рублей. Предусмотрено и софинансирование из республиканского бюджета.
4. Программа «Бэлэкэч»
В 2010 году в республике стартовала программа «БЭЛЭКЭЧ» по безвозмездному обеспечению молочными продуктами детей первых трех лет жизни. Поставляет продукцию Зеленодольский молочный комбинат, специализирующийся на выпуске детского питания. Продукты упакованы в современную тетрапаковскую тару, срок годности продуктов позволяет родителям забирать питание с раздаточных пунктов не реже 1 раз в неделю. Доставка продукции контролируется Диспетчерским центром Министерства здравоохранения РТ. В 2011 году в Татарстане на реализацию республиканской программы «Бэлэкэч» в части обеспечения детей в возрасте от 0 до 3 лет жизни бесплатными молочными продуктами выделено 328 млн. 194 тысячи рублей26.
5. «Целевая отраслевая программа по снижению смертности от рака молочной железы у женщин в РТ».
Самое главное в онкологических заболеваниях – ранняя диагностика. Проводить маммографический скрининг среди женщин республики Татарстан стало возможным тогда, когда это позволила материальная база Республиканского клинического онкологического диспансера. Маммографическое обследование может пройти бесплатно каждая женщина в возрасте от 50 до 69 лет, имеющая медицинский страховой полис и прописку Республики Татарстан. Маммографическое обследование женщинам необходимо проходить 1 раз в 2 года, если нет никаких патологий; если что-то было обнаружено, то, тогда маммографию проводят по отдельному графику – и через 3 месяца, и через 6 месяцев, и через год и т.д. 27
6. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2011 год».
Программа госгарантий
на 2011 год учитывает переход
7. Реализация реформы ОМС в Республике Татарстан согласно Закону Республики Татарстан «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»28.
С 1 мая 2011 года будет введен полис нового образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и места жительства. Гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны. Но все полисы, которые сегодня на руках у граждан, будут действовать до 1 января 2014 года. Выбор или замена страховой организации может быть осуществлена самим гражданином путем подачи заявления один раз в течение года не позднее 1 ноября, либо чаще в случае смены места жительства. Сегодня в программе государственных гарантий Республики Татарстан участвует примерно 18 частных медицинских учреждений. В 2013 году к программе будут допущены все частные медучреждения. Будет создана комиссия, которая будет рассматривать заявки частных учреждений, и они будут допускаться для работы в системе ОМС, если их устроит существующий тариф. Гражданин имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи в соответствии с территориальной программой ОМС. Важным и обязательным участником системы ОМС является страховая медицинская организация. Сейчас выбор страховой организации остается за страхователем, то есть за работодателем, у которого работает человек. Страхование неработающих людей осуществляют региональные власти. В итоге получается, что у страховых компаний нет мотивации бороться за потребителей услуг. В новом законе содержатся прямые нормы о том, что выбирает страховую компанию только человек, и страховая компания будет заинтересована в том, чтобы предложить застрахованному человеку лучший пакет услуг29.
В законе четче прописаны права страховых медицинских организаций по контролю за оказанием медицинской помощи. Эта сторона работы страховых компаний, защита прав застрахованных, должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания этой помощи и контроль за тем, как она была оказана. Единая база застрахованных лиц обеспечит достоверность и исключает дублирование информации о застрахованных. В дальнейшем полис ОМС будет включаться в состав универсальной электронной карты гражданина. Кроме того, впервые законодательно устанавливается жесткая норма о сроках расчетов за оказанную больным из других регионов медицинскую помощь. Срок - 25 дней. У медицинских учреждений появилась гарантия того, что оказанная помощь иногороднему гражданину будет оплачена, и они теперь будут заинтересованы, чтобы эту помощь оказать. Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности и они должны быть включены в реестр ОМС.
8. Программа по развитию медико-социальной помощи подросткам и молодежи.
Реализуется с 2010г. в рамках программы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и направлена на содействие здоровому образу жизни подростков и молодежи, борьбе с ВИЧ/СПИДом, обеспечению качественного образования, защите подростков от жестокого обращения, рискованным поведением подростков и молодежи. Проект охватывает ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан и 8 муниципальных учреждений здравоохранения. Каждому учреждению выделено 150,0 тыс.рублей для закупок офисного оборудования, мебели, проведения ремонта, проведены обучающие семинары30.
В рамках данной программы реализуется подпрограмма «Здоровое поколение», общее финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 40,278 млн.рублей. В 2009г. закуплено оборудование для реанимации и интенсивной терапии новорожденных (прикроватные мониторы, неонатальные инкубаторы, инкубаторы для новорожденных, реанимационные места, аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных, инфузионные перфузоры), лекарственные препараты для лечения синдрома дыхательных расстройств у новорожденных для отделений реанимации новорожденных и реанимобиль для ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Таким образом, в Республике Татарстан создана правовая составляющая государственного управления здравоохранением региона. В результате можно отметить, что в регионе сложилась организационная и нормативно-правовая системы управления здравоохранением. В настоящее время актуальным является совершенствование данной системы, что требует реализации проектных мероприятий, представленных в третьей главе работы.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Описание проблемы
Описание проблемы, связанной
с развитием системы здравоохра
1. Взаимодействие системы здравоохранения Республики Татарстан с внешней средой. Статья Конституции РФ гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходным в прогнозе здоровья нации является зависимость его от общественно - экономических отношений и структур, характера общественного развития. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, государственных, правовых, экологических и других структур, участвующих в формировании здоровья народа.
Процесс совершенствования управления здравоохранением Республики Татарстан должен быть направлен на осуществление защиты труда медицинских работников.
Медицинский персонал занимает существенное место в осуществлении процесса государственного управления здравоохранением республики. От деятельности работников данной сферы зависит жизнь и здоровье граждан.
В современных условиях – в условиях формирования новой системы здравоохранения - резко возрастают требования к тем работникам, от профессионализма которых зависит показатель уровня здоровья населения.
В связи с этим становится актуальным потребность в формировании системы медико - социальной помощи в жизни сотрудников здравоохранения.
В связи с этим актуальным считаем разработать проектные мероприятия по созданию института медико - социальной работы для самих работников здравоохранения.
2. Анализ состояния и прогноз тенденций внутренней среды. Медицинский персонал представляет собой социальную группу людей, обладающих специфической профессиональной деятельностью. При этом профессиональная деятельность медицинских работниках определяет основные направления медико - социальной работы с данной группой людей.
Медицинская деятельность – труд сложный в силу своей специфики, особенности его связаны со свойствами предмета труда. Таковым для медицинского работника выступает человек, его нормальная и патологическая жизнедеятельность, т.е. его здоровье, жизнь.
Медицинская деятельность является профессионально определенным видом умственного труда. Это особый, относительно самостоятельный вид умственного труда, который направлен на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.
По физиологическим и
Итак, медицинский персонал в силу специфичности соей деятельности нуждается в определенной медико - социальной помощи.
Актуальность проблемы медико - социальной защиты медицинских работников определяется:
1. Низким уровнем оплаты труда медицинских работников, при котором около 38% работников сферы здравоохранения получают зарплату ниже прожиточного минимума.
2. Дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения и экстренных медицинских службах (коэффициент совместительства 1,5 - 1,7).
3. Низкой мотивацией
руководителей и работников
4. Неблагоприятными условиями труда.
5. Высоким уровнем
заболеваемости медицинских
Насчет пятого пункта, можно добавить следующие аргументы. Так, медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений можно отнести к категории повышенного риска заражения и заболевания вирусными гемоконтактными гепатитами.
По частоте инфицирования вирусом гепатита «В» медицинский персонал распределяется на 3 группы:
1 - ю (наивысшие показатели) составляют сотрудники гемодиализного и гематологических отделений,
2 - ю - работники лабораторного, реанимационных и хирургических отделений
и 3 - ю (наименьшие показатели) - сотрудники терапевтических отделений.
Таким образом, частота выявления инфицирования вирусом гепатита В в крови медицинского персонала в значительной степени детерминирована спецификой лечебно - диагностической деятельности, определяемой профилем отделений, а также категорией пациентов, находящихся в них на лечении.
Специфическая иммунопрофилактика против вирусного гепатита В медперсонала лечебно - профилактических учреждений - важнейшая задача медико - социальной работы профилактической направленности.
Информация о работе Управление здравоохранением в Республике Татарстан