Управление здравоохранением в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;
–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;
– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Содержание

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа состоит из  1 файл

сгму кпр.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

Другим важным фактором выступает  правовая форма фиксирования целей. Конституционное право на охрану здоровья как генеральная цель государственного управления здравоохранением признана в качестве таковой обществом, поскольку Конституция принята на референдуме народом, являющимся единственным источником государственной власти. Ее достижение (материализация) предполагает решение отдельных целей, определенных задач. Их единство (древа целей) – одно из первоочередных условий научного управления отраслью.

Раскрытие государственного управления здравоохранением в значительной мере зависит от функционального анализа управления отраслью, то есть выявления содержательной стороны управленческой деятельности в сфере охраны здоровья, ее классификации и систематизирования.

Исходя из особенностей системы  здравоохранения, можно выделить следующий  круг функций управления здравоохранением:

- планирование здравоохранения,

- организация системы здравоохранения и оказания медико - профилактической помощи,

- кадровое обеспечение отрасли,

- санитарно - эпидемиологический надзор,

- фармацевтический контроль,

- контроль за качеством медицинской помощи,

- регулирование здравоохранения, координация в сфере охраны здоровья населения.    

Целью государственного управления здравоохранением является совместная, основанная на законе, деятельность органов государственной власти и корпоративных, общественных структур, представляющих интересы врачебного сообщества, направленная на совершенствование функционирования системы здравоохранения Российской Федерации14.   

Для достижения указанной  цели необходимо реализовать задачи государственного управления здравоохранением.

Их можно разделить  на политические, экономические, социальные и организационные:

Итак, комплекс политических задач представлен следующим  образом: 

1. Создание правового  поля, адекватно отражающего и  регулирующего деятельность системы  здравоохранения в новых социально - экономических условиях.   

2. Переход к понятию охраны здоровья, реализующий принцип: "от здорового индивидуума - к здоровой популяции", при которой развиваются медицинские технологии, основанные на индивидуальном подходе к пациенту, когда каждый гражданин и состояние его здоровья представляет собой ценность по определению. И также каждый гражданин должен нести ответственность за состояние собственного здоровья.

  1. Воссоздание общенациональной системы охраны здоровья - как одной из сфер жизни общества, обеспечивающей возможность осуществления политических, экономических, научно - образовательных, лечебно - профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение собственного здоровья.

 

   Экономические задачи государственного управления здравоохранением выглядят следующим образом:

  1. Придание медицинской услуге статуса экономической категории.
  2. Адаптация понятия "рыночные отношения" к деятельности медицинских учреждений и медицинских работников.
  3. Признание реального существования рынка медицинских услуг как далеко несбалансированного соотношения спроса и предложения и рынка труда медицинского персонала как совокупности социально - трудовых отношений по поводу условий занятости медицинского персонала, использования медицинских работников в производстве медицинских услуг. Совместное его регулирование - создание условий для формирования конкурентной рыночной среды.
  4. Реализация принципа общедоступности лечебно - профилактической помощи и права каждого человека на выбор комфортных условий, повышенного качества медицинских услуг, выполняемых, в том числе, и за плату субъектами с разными формами собственности.
  5. Совершенствование принципов и порядка лицензирования медицинской деятельности как процедуры допуска к видам деятельности. Труд врача остается индивидуальным действием, зависящим, в первую очередь, от его профессиональной квалификации, от его знаний, умений и навыков. Лицензироваться должна не только деятельность ЛПУ, но и деятельность каждого врача. Такой подход к лицензированию сразу переводит врача на более высокий нравственный и общественный уровень. При этом лицензия должна периодически подтверждаться.
  6. Повышение эффективности использования финансовых и материально - технических ресурсов, предоставляемых здравоохранению обществом15.

Среди социальных задач государственного управления здравоохранения отметим следующие:

1. Создание предпосылок  и условий для формирования  положительного восприятия перемен (осуществляемых и планируемых к осуществлению) за счет привлечения полномочных представителей врачебного сообщества к принятию решения о переменах.

2. Формирование гражданской  ответственности и осознания  социальной значимости собственной профессии за счет участия полномочных представителей врачебного сообщества в проектировании, планировании и реализации программ управления здравоохранением. 

3. Создание предпосылок  для формирования ответственности  граждан за состояние собственного  здоровья.

Государственное управление здравоохранением имеет две составляющие:

- экономическую направленность,

- социальная направленность.

Разберем более подробно эту мысль  работы.

Экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

- регулировании политики ценообразования и тарифной политики, связанной с медицинскими услугами;

- обеспечении возникновения финансовых потоков, предназначенных для функционирования здравоохранения, и их беспрепятственного прохождения по четко обозначенным финансовым каналам;

-   контроле за образованием и прохождением финансовых ресурсов;

- регулировании политики доходов медицинского персонала.

Социальная  направленность государственного управления здравоохранением заключается в:       

- активизации деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала;     

- вовлечении персонала здравоохранения в процессы стратегического развития и управления здравоохранением;     

- обеспечении возможности адаптации (в правовом и экономическом контексте) персонала здравоохранения и населения к новым условиям деятельности системы здравоохранения16.

Основными принципами государственного управления здравоохранением являются:

  1. Принцип обеспечения правосубъектности (участие врача в возникающих правоотношениях как полноправного участника этих отношений, наделенного гражданскими правами в полном объеме).
  2. Принцип законности (механизмы подготовки и принятия управленческих решений должны четко основываться на разработанной и функционирующей законодательной базе).
  3. Принцип гласности и прозрачности управления (готовящиеся для принятия решения должны быть известны и понятны и объекту и субъекту управления).
  4. Принцип независимости врачебного сообщества от государства при принятии решений в рамках врачебного самоуправления.
  5. Принцип договорного или законодательного разделения функций между государственной и общественной структурами управления.
  6. Принцип неотвратимости (без внедрения в практику управления системой здравоохранения государственно - общественных механизмов ни одна из стратегий развития отрасли не осуществима, а цели, как бы хорошо они не провозглашались, не достижимы).
  7. Принцип социального партнерства. Характер и цель функционирования общественных организаций заключается в том, что они, являясь составной частью организованного комплекса государства, действуя совместно с ним, решают государственные задачи во имя всеобщих интересов17.

Итак, в данном разделе  работы были заложены основные теоретико - методологические рамки дальнейшего исследования государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Именно управляемый  объект имеет приоритетное значение в построении и функционировании государственного аппарата, формировании отраслевых принципов и методов управленческой деятельности, иными словами, определяет весь механизм государственного управления здравоохранением.

 

 

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

 

2.1. Исследование  системы государственного управления

здравоохранением в республике

 

Здравоохранение - важнейшая отрасль народного хозяйства Республики Татарстан, от которой в значительной степени зависит жизнедеятельность граждан региона. Поэтому крайне актуален вопрос  адаптации системы здравоохранения к условиям рыночной экономики и формирования адекватного процесса управления здравоохранением республики.

Ответственность за проведение грамотной политики, направленной на совершенствование системы здравоохранения  региона,  ложится  на специализированный государственный орган - Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Министерство  здравоохранения Республики Татарстан проводит государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности18.

Основными задачами министерства являются:

- участие в выработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья населения Республики Татарстан,

- нормативно - правовое регулирование в сфере государственного здравоохранения и фармацевтической деятельности,

- организация системы профилактических мероприятий, медицинской помощи населению, проведения медицинской реабилитации,

- охрана здоровья матери и ребенка, оказание специализированных видов медицинской помощи.

Министерство осуществляет следующие основные функции:

  • - управление здравоохранением, в том числе:
  • - отраслевое программирование на долгосрочный этап, на планируемый год;
  • - управление лечебной и профилактической деятельностью системы здравоохранения Республики Татарстан;
  • - управление специализированной медицинской помощью;

- регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, в пределах предоставленных полномочий19.

Министерство здравоохранения  Республики Татарстан взаимодействует:

 - с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан - при осуществлении функции социально - экономического программирования;

- с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан - при осуществлении функции управления информатизацией;

- с Министерством финансов Республики Татарстан - при осуществлении функции управления бюджетным процессом (бюджет Республики Татарстан и государственных внебюджетных фондов);

- с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан - при осуществлении функции управления гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями;

- с Министерством труда и занятости Республики Татарстан - при осуществлении функции участия в организации управления трудом в пределах предоставленных полномочий;

- с Министерством образования и науки Республики Татарстан - при осуществлении функции управления средним и высшим профессиональным образованием;

- с Министерством социальной защиты Республики Татарстан - при осуществлении следующих функций:

1.управление социальной защитой  и социальной поддержкой инвалидов;

2. управление социальным обслуживанием  граждан пожилого возраста и  инвалидов;

- с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - при осуществлении функции управления использованием недвижимого имущества (здания, сооружения), транспорта, оборудования, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан20.

Структуру Министерства образуют следующие отделы:

-  Второй отдел,

-  Юридический отдел,

-  Отдел технического контроля и охраны труда,

-  Отдел метрологического контроля,

  • -  Отдел технического и хозяйственного обеспечения,
  • -  Отдел технического контроля за ходом капитального ремонта,
  • -  Отдел качества медицинской помощи и отраслевой стандартизации,
  • -  Отдел предлицензионной подготовки медицинской деятельности,
  • -  Отдел аккредитации,
  • -  Общий отдел,
  • -  Отдел экономического анализа по средствам бюджета,
  • -  Отдел экономического анализа по средствам ОМС,
  • -  Отдел расчета программы государственных гарантий,
  • -  Отдел развития медицинской помощи,
  • -  Отдел информационных и инновационных технологий,
  • -  Отдел кадровой политики,
  • -  Отдел лечебной помощи,
  • -  Отдел медико - социальных проблем материнства и детства,
  • -  Отдел профилактической помощи,
  • -  Отдел предлицензионной подготовки фармацевтической деятельности,
  • -  Отдел регулирования государственного заказа,
  • -  Отдел регулирования и контроля фармацевтической деятельности,
  • -  Отдел медицинской техники,
  • -  Отдел маркетинга,
  • -  Отдел технического контроля и охраны труда,
  • -  Отдел метрологического контроля,
  • -  Отдел технического и хозяйственного обеспечения,
  • -  Отдел технического контроля за ходом капитального ремонта.

Информация о работе Управление здравоохранением в Республике Татарстан