Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
    1. 1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
  1. 2. Классификация звуков речи.
11
  1. 3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава  2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
  1. 1. Содержание школьного курса фонетики
25
  1. 2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI»  и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
  1. 3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение  3 76
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Фонетические  знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпических нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

     Как сформировать фонетические представления  учащихся начальной школы так, чтобы  они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.

     Теоретической основой работы являются труды Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик, К.Д. Ушинского, Л.В. Щербы, Б.Т. Панова и др.

     Объектом исследования является фонетическая система русского языка.

     Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе

     Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

     Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

  • изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
  • проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
  • проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
  • создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»
 

     Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:

    • теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования;
    • формирующий этап, констатирующая и контрольная работа,- 
      наблюдение;
    • анализ документации;
    • методы статистической обработки данных.

       В соответствии с задачами исследования разработана структура дипломной работы. Она состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква»; во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века», а также описала опытно-практическую работу, проведенную с целью совершенствования фонетический представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени». Заключение представляет основные выводы по теме исследования, к которым пришел автор дипломной работы. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы фонетики. 

  1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
 

      В нашей жизни мы слышим множество звуков. Звук - быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.) [20, 68]. Передача звуков происходит по законам акустики, и воспринимаются звуки органами слуха. Акустические свойства звука – это воспринимаемые на слух его физические характеристики: периодичность/непериодичность колебания воздуха, амплитуда, частота и длительность колебаний. Считается, что человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 000 Гц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком, выше, до 1 ГГц — ультразвуком, от 1 ГГц — гиперзвуком. Среди слышимых звуков следует также особо выделить фонетические, речевые звуки и фонемы, из которых состоит устная речь, и музыкальные звуки, из которых состоит музыка. Различия физических характеристик позволяют устанавливать у одних звуков тон, у других шум, у третьих и тон, и шум.

      Тон, или голос, - это звучание, получаемое в результате периодических колебаний напряженных голосовых связок под воздействием струи воздуха.

      Шум - это звучание, получаемое в результате непериодических колебаний воздуха при преодолении воздушной струей различных преград, образуемых речевыми органами в полости рта. Звуки речи представляют собой комбинации тона и шума.

        Говорящие на русском языке  знают, что в слове «а» - один звук, это звук [а], в слове да - два звука: [д] и [а] в слове дам три звука: [д], [а], [м]. Мы легко можем произнести эти слова и узнать их в чужой речи. Чтобы узнавать слова, говорящие должны произносить звуки, из которых эти слова состоят, одинаково [а], [да], [дам].

      Но  вместе с тем по одному только слову, произнесенному хорошо знакомым нам человеком, мы узнаем этого человека, даже не видя его. Более того, мы можем понять, здоров ли этот человек или болен, в хорошем он настроении или в плохом. Это значит, что в одном том же слове каждый человек произносит звуки по-своему. И не всегда одинаково. А раз звуки отличаются друг от друга, следовательно, это разные звуки. Можно сказать, что мы и не можем произнести одно и то же слово дважды совершенно одинаково. Как бы мы ни старались, звуки все же будут отличаться по высоте тона, длительности, динамике и тембру.

      Почему  же мы считаем все-таки, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, - это одно и то же слово с одним и тем же составом звуков? Во-первых, некоторых различий между звуками мы не слышим, они находятся за пределами человеческого восприятия; Во-вторых, в нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются с говорящим и воспринимаются слушателем как один и тот же звук.

      Различают звуки речи и звуки языка. Звук речи - конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Это точка в артикуляционном и акустическом пространстве. Звук языка - это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество; это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Это уже не конкретный звук, а абстракция. В дальнейшем, говоря о звуках, мы будем иметь в виду чаще все звуки языка. Звуки делятся на гласные и согласные. Звуки языка являются предметом изучения таких наук о языке, как фонетика и фонология.

      Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone –  звук), отдел  языкознания, изучающий  звуковой строй (звуковую структуру) языка [3,297].

      Фонология (от греч. phone – звук и lógos — слово, учение), или функциональная фонетика, - учение о звуковой материи языка с точки зрения её функций – построения и различения значимых единиц языка (морфем, слов, фраз) [3, 301].

      Фонетика  изучает способы образования  звуков речи и их изменения в речевом  потоке. Фонетические знания помогают нам в усвоении правильного облика слова, в установлении закономерных отношений между звучанием слова и его написанием [5, 65]. Фонология рассматривает их с функциональной точки зрения, то есть звуки в фонологии рассматриваются как смыслоразличительные единицы [8, 35]. Для обозначения звуков с функциональной стороны используется термин фонема. Фонема – языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и фонем [7, 106]. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу смысловыми различителями значимых элементов. Например: сопоставив слова кот и код, мы установим различие в качестве согласных звуков [т] и [д] по глухости/звонкости; следовательно, [т] и [д] различают оболочки слов, поэтому данные единицы речи являются фонемами.

      Звуки изменяются и взаимодействуют между собой в речевом потоке, это взаимодействие называется основными фонетическими процессами. Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Прочие фонетические процессы называются эпентезы, протезы, диерезы, а так же фонетические и традиционные чередования.

      Аккомодации (приспособления) возникают между  согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать  так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у.

      Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных  с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем отдать, но произносим аддать, то последующий звук д, уподобляя себе предшествующий т, создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной, когда один из звуков целиком уподобляет себе другой (аддать), или частичной, когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как лошка, так как глухой согласный к, воздействуя на предшествующий ему звонкий ж, превращает этот последний в глухой ш. Здесь образуется не полная, а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление друг другу, а лишь частичное сближение (звуки к и ш различны, но вместе с тем связаны друг с другом общим признаком глухости). Следовательно, по степени уподобления ассимиляция бывает полной и частичной.

      Диссимиляция - это случаи расподобления звуков. Опять, как и в случае с ассимиляцией речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в разговорной речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит диссимиляция, смежная: два губно-губных звука (м, в) расподобляются, образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, л и р в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например м и в слове трамвай).

      Диэрезы имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые  стремятся уподобиться друг другу  и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с  переходом в некоторых русских  диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными: сердце, солнце.

      Но  бывают диэрезы и на диссимилятивной  основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии (выпадение в слове одного из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию слогов) когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия.

Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе