Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:
•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1 Теоретические основы фонетики. | 5 |
|
5 |
|
11 |
|
18 |
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. | 25 |
|
25 |
|
37 |
|
53 |
Заключение | 57 |
Литература | 61 |
Приложение 1 | 65 |
Приложение 2 | 66 |
Приложение 3 | 76 |
Введение
Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпических нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Как сформировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.
Теоретической основой работы являются труды Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик, К.Д. Ушинского, Л.В. Щербы, Б.Т. Панова и др.
Объектом исследования является фонетическая система русского языка.
Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:
В соответствии с задачами исследования
разработана структура дипломной работы.
Она состоит из введения, теоретической
главы, в которой рассматриваются понятия
звук речи, фонетические процессы, описывается
классификация звуков русской речи, разграничиваются
понятия «звук» и «буква»; во второй главе
представлен анализ методической литературы,
посвященной работе со звуком и буквой
в начальной школе, представлен сравнительный
анализ двух программ обучения «Гармония»
и «Начальная школа 21 века», а также описала
опытно-практическую работу, проведенную
с целью совершенствования фонетический
представлений учащихся 3 класса гимназии
№4 «Ступени». Заключение представляет
основные выводы по теме исследования,
к которым пришел автор дипломной работы.
Приложение содержит комплект заданий
для опытно-практической работы.
Глава I.
Теоретические основы
фонетики.
В нашей жизни мы слышим множество звуков. Звук - быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.) [20, 68]. Передача звуков происходит по законам акустики, и воспринимаются звуки органами слуха. Акустические свойства звука – это воспринимаемые на слух его физические характеристики: периодичность/непериодичность колебания воздуха, амплитуда, частота и длительность колебаний. Считается, что человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 000 Гц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком, выше, до 1 ГГц — ультразвуком, от 1 ГГц — гиперзвуком. Среди слышимых звуков следует также особо выделить фонетические, речевые звуки и фонемы, из которых состоит устная речь, и музыкальные звуки, из которых состоит музыка. Различия физических характеристик позволяют устанавливать у одних звуков тон, у других шум, у третьих и тон, и шум.
Тон, или голос, - это звучание, получаемое в результате периодических колебаний напряженных голосовых связок под воздействием струи воздуха.
Шум - это звучание, получаемое в результате непериодических колебаний воздуха при преодолении воздушной струей различных преград, образуемых речевыми органами в полости рта. Звуки речи представляют собой комбинации тона и шума.
Говорящие на русском языке знают, что в слове «а» - один звук, это звук [а], в слове да - два звука: [д] и [а] в слове дам три звука: [д], [а], [м]. Мы легко можем произнести эти слова и узнать их в чужой речи. Чтобы узнавать слова, говорящие должны произносить звуки, из которых эти слова состоят, одинаково [а], [да], [дам].
Но вместе с тем по одному только слову, произнесенному хорошо знакомым нам человеком, мы узнаем этого человека, даже не видя его. Более того, мы можем понять, здоров ли этот человек или болен, в хорошем он настроении или в плохом. Это значит, что в одном том же слове каждый человек произносит звуки по-своему. И не всегда одинаково. А раз звуки отличаются друг от друга, следовательно, это разные звуки. Можно сказать, что мы и не можем произнести одно и то же слово дважды совершенно одинаково. Как бы мы ни старались, звуки все же будут отличаться по высоте тона, длительности, динамике и тембру.
Почему же мы считаем все-таки, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, - это одно и то же слово с одним и тем же составом звуков? Во-первых, некоторых различий между звуками мы не слышим, они находятся за пределами человеческого восприятия; Во-вторых, в нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются с говорящим и воспринимаются слушателем как один и тот же звук.
Различают звуки речи и звуки языка. Звук речи - конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Это точка в артикуляционном и акустическом пространстве. Звук языка - это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество; это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Это уже не конкретный звук, а абстракция. В дальнейшем, говоря о звуках, мы будем иметь в виду чаще все звуки языка. Звуки делятся на гласные и согласные. Звуки языка являются предметом изучения таких наук о языке, как фонетика и фонология.
Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), отдел языкознания, изучающий звуковой строй (звуковую структуру) языка [3,297].
Фонология (от греч. phone – звук и lógos — слово, учение), или функциональная фонетика, - учение о звуковой материи языка с точки зрения её функций – построения и различения значимых единиц языка (морфем, слов, фраз) [3, 301].
Фонетика изучает способы образования звуков речи и их изменения в речевом потоке. Фонетические знания помогают нам в усвоении правильного облика слова, в установлении закономерных отношений между звучанием слова и его написанием [5, 65]. Фонология рассматривает их с функциональной точки зрения, то есть звуки в фонологии рассматриваются как смыслоразличительные единицы [8, 35]. Для обозначения звуков с функциональной стороны используется термин фонема. Фонема – языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и фонем [7, 106]. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу смысловыми различителями значимых элементов. Например: сопоставив слова кот и код, мы установим различие в качестве согласных звуков [т] и [д] по глухости/звонкости; следовательно, [т] и [д] различают оболочки слов, поэтому данные единицы речи являются фонемами.
Звуки изменяются и взаимодействуют между собой в речевом потоке, это взаимодействие называется основными фонетическими процессами. Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Прочие фонетические процессы называются эпентезы, протезы, диерезы, а так же фонетические и традиционные чередования.
Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у.
Ассимиляция
- это артикуляционное и
Диссимиляция - это случаи расподобления звуков. Опять, как и в случае с ассимиляцией речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в разговорной речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит диссимиляция, смежная: два губно-губных звука (м, в) расподобляются, образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, л и р в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например м и в слове трамвай).
Диэрезы имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными: сердце, солнце.
Но бывают диэрезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии (выпадение в слове одного из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию слогов) когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия.
Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе