Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка.

     Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок  широкий, гладкий, получается лопатка.

И при  этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять... 

Иголочка.

     Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый  язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок  вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

И опять  буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под  счёт.

Язык  лопаточкой лежит и нисколько  не дрожит.

Язык  иголочкой потом и потянем  остриём. 

Горка.

  Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка  язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки. 
 
 

      1. Фонетические  игры
    • Учитель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги, например: я, л, р, па, д, су, за и т. д. Услышав один звук, дети ставят на локоток одну руку; услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии.
    • В названии какой птицы 40 гласных? В каких словах 100 согласных?
    • Найдите загаданный звук, запишите его характеристики:

Я –  в озерах и в реках, но в воде меня нет

    • Учитель называет попарно или вперемешку твердые и мягкие согласные звуки. Дети поднимают соответствующую фишку: на твердый согласным звук – черную, на мягкий согласный звук – синюю. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  3

    1. Спишите, расставьте ударение в словах:

Агентство, обеспечение, метафора, баловать, свекла, столяр, хозяева, щавель, ржаветь, торты, красивее, положил.

    1. Выпиши слова, разделяя их для переноса:

Чайник, песня, походка, скорее, обезьяна, цветочек, крокодил, колбаса.

    1. Выпиши звонкие согласных звуки.
    2. Выпиши слоги с мягкими согласными:

Ма, ми, си, ве, дё, го, ко, цу, ча, жи, на.

    1. Подчеркни гласные, обозначающие один звук одной чертой, два звука – двумя.

Февраль, яма, чашка, землетрясение, аист, которую, музей.

    1. Запиши слова:

[п'атка], [м'эл], [з'орна], [ноты], [л'устра], [крушка], [й`аблако], [флак], [п’эн’], [м‘идв’эт’], [мас:а].

    1. Произведи фонетический анализ слов: змея, арбуз

Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе