Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:
•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76
В этой таблице наглядно отражен не только способ образования согласных, но и какой орган действует при образовании того или иного звука, то есть с помощью этой таблицы мы можем описать согласный, например: в слове сон. Первый звук - [с] – согласный, который по способу образования щелевой, глухой, с парным звонким [з], а по действующему органу переднеязычный твердый, с парным мягким согласным звуком [с‘]. Благодаря этой таблице, можно составить характеристику к любому согласному звуку, с учетом его позиции в слове, а также определить основной действующий орган при произношении того или иного звука.
Гласные звуки - это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.
Классификация гласных звуков основывается на трех признаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по отношению к небу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.
По участию губ гласные делятся на:
Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у].
По степени подъема языка по отношению к небу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема: [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта, поэтому гласные верхнего подъема называют узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому гласные нижнего подъема называют широкими.
По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда [и], [э]; среднего ряда [ы], [а]; заднего ряда [у], [о]. При артикуляции гласных звуков переднего, среднего или заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней и задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части неба приподнимается часть языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к части неба задняя часть языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части неба, как бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а]. Приведенные выше данные можно представить в виде таблицы:
Таблица 2.
Классификация гласных звуков.
Подъем | Ряд | ||||
Передний | Передне-средний | Средний | Средне-задний | Задний | |
Верхний | [и] | [у] | [ы] | [у] | |
Верхне-средний | [иэ] | [ö] | [ыъ] | ||
Средний | [ë] | [ъ] | [о] | ||
Средне-нижний | [э] | [эъ] | [аъ] | [۸] | |
Нижний | [ä] | [а] |
Приведенные
выше таблицы: классификации согласных
звуков и классификации гласных звуков
– отражают основную структуру фонетической
системы русского языка, но деление гласных
на три подъема и три ряда или деление
согласных по способу образования, месту
образования и уровню шума, не отражает
всего богатства гласных звуков. Оттенки
звуков столько, что можно было бы их рассматривать
как отдельные звуки.
Звук — это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.
Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы, а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.
В современном русском языке звуки могут перекодироваться в письменные обозначения, перекодировкой звука в буквы занимается графика. Графика – раздел в языкознании, изучающий совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами). Графика тесно связана с фонетикой. В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический принцип: система букв и орфографические правила их использования обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.
В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения. В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.
Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.
Как выше было сказано, буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком. Буквы объединяются в особый последовательный ряд графических знаков. Алфавит [греч. alphabetos, от названий первых двух букв греческого А. - альфа и бета (новогреч. - вита); аналогично: азбука - от аз и буки], совокупность графических знаков - букв (например, латинский, русский алфавиты) или слоговых знаков. Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Буквы делятся на три больших группы: гласные, согласные и буквы, не обозначающие звуки. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь. Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове пять [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами. Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о] и мы произносим букв ё как сочетание звуков [jo], а в слове тёлка буква ё – признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], поэтому читается мяткое сочетание согласного и гласного [т’о], а в слове шёлка – один гласный звук [о], так как согласный [ш] всегда твердый.
Для записи звучащей речи используется специальная система знаков — фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом. Транскрибируемый звук (слово, предложение, текст) принято заключать в квадратные скобки: [мы] мы. Запись звучащей речи осуществляется без прописных букв и знаков препинания, но с расстановкой пауз: #. В словах, состоящих более чем из одного слога, следует указывать место ударения: [зи́ма] зима. Если два слова (например, предлог и существительное) характеризуются единым ударением и произносятся слитно, то они соединяются лигой: [в_дом].
В русской фонетической транскрипции в основном используются буквы русского алфавита. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й. Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука:
[н’] — мягкий согласный ([н’]ёбо нёбо);
[н:] — долгий согласный (ванна); может обозначаться надстрочной чертой или [н:].
Буква
щ в большинстве случаев
Для 40 фонем русского языка понадобилось бы 40 букв, если бы каждая буква обозначала одну фонему. На самом деле в русском письме, без нарушения фонематического принципа, достигается экономия в наборе букв (их всего 33) и при этом сокращается, по сравнению с сорокабуквенной передачей, длина орфографически передаваемых текстов.
Сочетание фонем «<j> + гласная» передается: в начале слова и после гласного буквами я = <jа>, ё = <jo>, е = <jэ>, ю = <jу>, и = <jи> (или <и>); после согласного – буквосочетаниями ъя и ья, ъе и ье, ъё и ьё, ъю и ью, а также ьи, например: яблоко, буян, ёлка, неуёмной, уехать, юг, мою [моju]; сочетание [ju] обычно реализуется в звуке [и]; необъятный, семья, объем, семьей, съехать, семье, адъютант, семью, семьи. Сочетание «гласная фонема + <j>» передается буквами ай, ой, эй, уй; ий (или яй, ей, юй, ый).
Те же буквы я, е, ю, ё используются и с другой целью: они указывают на определенную гласную фонему и на мягкость предшествующей согласной, ср.: конь – коня – конём – коню. Напротив, буква ы указывает на твердость предшествующей согласной, ср.: игры – разыгрывать, стол – столы (но конь – кони).
Буквы а, о, у не указывают на твердость или мягкость предшествующего согласного, это немаркированные буквы; именно поэтому из парных букв а–я, о–е, у–ю буквы а, о, у употребляются во всех случаях, когда надо обозначить только гласный, без указания на мягкость предшествующего согласного: 1) в начале слова: ад, он, ум; 2) после гласных: заахать, заочно, наука; 3) после согласных непарных по твердости-мягкости; у этих согласных мягкость или твердость нефонематична и поэтому не подлежит обозначению в фонематическом письме: крича, трещат, врачом, трущоба, лечу, щука.
В буквенной паре ы – и немаркированным членом является и: эта буква не указывает, что перед <и> находится фонематически твердый согласный; ср.: ищет, поищет (но разыскивает, где ы обозначает твердость последнего согласного приставки), ищи, лежи, гроши.
Буквы е–э недостаточно четко разграничены: э используется всегда, когда не следует обозначать мягкость согласного, предшествующего <э>: это, поэт, мэр, сэкономить и проч. Буква же е используется и тогда, когда надо обозначать мягкость согласного, предшествующего <э>: конь – о коне, синь – синее, и когда это обозначение не нужно: отель, на ноже, хуже и проч. Мягкость согласных фонем, если за ними не следует гласная, обозначается мягким знаком: прорезь, резьба.
Описанная особенность русской графики позволяет сэкономить 13 букв: нет особых буквенных обозначений для фонем <пь – бь – фь – вь – мь – ть – дь – сь – зь – нь – ль – рь – кь>, но вводятся буквы ъ и ь; выигрыш – 11 букв; однако введены 5 особых букв для сочетаний с <j>; 11–5=6, это и есть чистый выигрыш: 40–6=34. Нет особой буквы для фонемы <ж’>, итого – 33 буквы. Те же особенности графики сокращают длину текста; например, слова я, мою, уютная, навеивающая при обозначении каждой фонемы отдельной буквой писали бы: йа, мойу, уйутнайа, навейивайущайа и проч., т.е. написания были бы многобуквеннее.
Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе