Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)

    Причины допущенных ошибок могут быть различными:

    1) смешение понятий «буква» и «звук»;

    2) неумение правильно вычленять звуки из слова  и характеризировать их при звуковом анализе;

    3) неправильное определение ударного слога;

    4) неверное деление на слоги.                   

     Согласно  полученным результатам были разработаны  задания, позволяющие совершенствовать фонетические знания и умения. Весь комплект упражнений представлен в приложении 2. В комплексе представлены следующие виды заданий:

  • Найди букву и назови звуки.
  • Найди общий звук в словах.
  • Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).
  • Запиши слово по данной транскрипции.
  • Сопоставь количество букв и звуков в слове.
  • Произведи фонетический разбор.
  • Слуховые диктанты.
  • Артикуляционные зарядки.
  • Фонетические игры.

     Очень важным стимулирующим фактором в обучении является создание ситуации успеха на уроке. Задания программировались и планировались таким образом, чтобы каждый ученик мог почувствовать свой, пусть небольшой, но успех.

     Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

     Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, использовались не только разнообразные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение, практические работы, дидактические игры), но и различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.

     По  окончании опытно-практической работы было проведено повторное обследование учащихся. Дата проведения – 5 марта (приложение 3). Были получены следующие результаты (см. таблица 4). 
 
 
 
 
 

     Таблица 4.

     Результаты  контрольного этапа.
Проверяемые знания Контроль
Умение  ставить ударение в словах
3 чел. 16 %
Умение  делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую
3 чел. 16 %
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки
4 чел. 20 %
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки
4 чел. 20 %
Умение  переводить звуковую запись слова в  буквенную
7чел. 30 %
Умение  определять значение гласных букв в  зависимости от позиции
4чел. 20 %
Умение  производить фонетический анализ слова (полный) 5 чел. 24 %
 

     Мы  видим, что количество ошибок в данном классе значительно снизилось.

     Результаты  проверок  показали, что проводимая нами работа с использованием как традиционных видов упражнений, так и специально разработанных комплектов упражнений позволила не только повторить, но и закрепить фонетические знания и умения учащихся.

     Целенаправленная, систематическая работа по формированию фонетических умений, использование разнообразных методических и дидактических средств, проблемных ситуаций, проблемно-познавательных задач, дидактических игр, вовлечение всех учащихся в процесс обучения с учетом их индивидуальных способностей позволяет достичь хороших результатов. Индивидуализация и дифференциация обучения дает возможность решить те нелегкие проблемы, которые возникают в процессе формирования фонетических представлений.

     Работа  с фонетическими явлениями позволяет учащимся лучше понять и осознать не только родную речь, но и орфографические правила: «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании»[21, C.231].

     Работу  по формированию фонетических умений и навыков важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Без работы над фонетическим уровнем языка невозможно дальнейшее обучение в школе.

     Так же на основе звукобуквенного и слогового  анализа слова можно привлечь внимание детей к звуковой стороне  родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание  звуков отразить те или иные явления действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Изучив  и систематизировав теоретический материал, мы можем делать следующие  выводы:

    • Фонетическая система русского языка явление сложное и многоплановое. Ее основу составляет классификация звуков речи:

    Таблица 1

    Классификация согласных звуков.

Способ  образования По действующему органу
Губные Язычные
Двугубные Губно-зубные Передне-язычные Средне-язычные Задне-язычные
Твердые Мягкие Твердые Мягкие Твердые Мягкие Мягкие Твердые Мягкие
Смычные Звонкие б б'     д д’   г г‘
Глухие п п’     т т‘   к к‘
Щелевые Звонкие     в в’ з, ж з‘, ж‘ j    
Глухие     ф ф‘ с, ш с‘, ш‘   х х‘
Слитные Глухие         ц ч‘      
Смычно-проход-ные Боковые Сонорные         л л‘      
Носовые м м‘     н н‘      
Дрожащие         р р‘      

    Таблица 2

    Классификация гласных звуков.

Подъем Ряд
Передний Передне-средний Средний Средне-задний Задний
Верхний [и] [у] [ы]   [у]
Верхне-средний э] [ö] ъ]    
Средний [ë]   [ъ]   [о]
Средне-нижний [э] ъ] ъ] [۸]  
Нижний   [ä] [а]    

           Основными понятиями, умениями и навыками в области  фонетики и графики учащиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.), получают представление о возможном расхождении произношения и обозначения звуков в слове.

     В первом классе учащиеся изучают звуки речи гласные (ударный, безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение, учат алфавит. Во втором классе дети закрепляют названия букв, алфавитный порядок, способы переноса, устанавливают несоответствие между звуками речи и обозначением их на письме. В третьем классе знакомятся с планом фонетического разбора, изучают написание и перенос слов с удвоенными согласными. В четвертом классе закрепляются и обобщаются все полученные знания по данной теме.

     Работа  над фонетическими представлениями  помогает при изучении таких орфографических  правил, как «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании».

     На протяжении всего курса фонетики осуществляется знакомство с важнейшими нормами литературного произношения: произношение гласных в первом предударном слоге, произношение некоторых звуковых сочетаний (например, твердый и мягкий согласный перед [э], сочетание [шт] в некоторых словах, произношение слов: что, конечно), нормативная постановка ударения в словах с колеблющимся ударением. Фонетический разбор прививает детям необходимые с орфоэпической точки зрения умения и навыки: умение на слух воспринимать звуковой состав слова, выделять нужный звук, не смешивать звук и букву, правильно определять место ударения.

     В работе над фонетическими представлениями учащихся следует обращать внимание на такие условия:

    • опора на практическое усвоения языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;
    • постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;
    • установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;
    • проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;
    • тренировка слуха, тренировка пишущей руки;
    • образцы хорошего произношения и каллиграфического письма.

     Практическая  ценность данной работы заключается в том, что её теоретическую часть можно использовать при подготовке к семинарским занятиям в колледже, а практическую часть можно использовать при проведении дополнительных занятий в начальной школе, тестовые задания могут быть использованы на факультативных занятиях. 
 
 
 
 

 Литература 

   
  1. Агеенко Ф.Л.,  Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.: Айрис-пресс: Рольф, 2002 – 816 с.;
  2. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977 – 175с.;
  3. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. Том 45.– Государственной научное издательство «Большая советская энциклопедия»  1956 – 672 с.;
  4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Дрофа, 2005 – 384 с.;
  5. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической  психологии. – М.: Просвещение, 1982 – 190 с.;
  6. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка, Л, 1948. – 60 с.;
  7. Журова Л.Е., Рудницкая В.К. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2001- 210с.;
  8. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. – М.: Вентана-Граф, 2001 - 210с.;
  9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Просвещение, 1973 –304 с.;
  10. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. Часть 1. – Москва: Academia, 1998. – 305 с.;
  11. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс. В 1 частях. Часть 2.  – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
  12. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2.  – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
  13. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.  Русский язык. 4 класс. 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
  14. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
  15. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974.
  16. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку. – Москва: «Высшая школа», 1991 –384 с.;
  17. Лапатухин М.С., Скорлкповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 2001 – 463 с.;
  18. Лекант П.А. Современный русский литературный язык - Москва: «Высшая школа», 2001 –464 с.;
  19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. –214 с.;
  20. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Изд. центр Академия: Высш. шк., 1999. – 271 с.;
  21. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М.: Просвящение, 1979 – 431 с.;
  22. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 464 с.;
  23. Милославский И.Г. Как разобрать слово. – М.: Просвещение, 1993 –192 с.;
  24. Никифорова   О.И.   Восприятие    художественной    литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 - с.206;
  25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1998 – с. 816;
  26. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991 – с. 288;
  27. Потиха З.А., Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001 – с. 319;
  28. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 2002 – с. 414;
  29. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управления  в русском языке. – М.: Просвещение, 2002 – с. 399;
  30. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Просвещение, 1993. – с. 383;
  31. Сальников Т.П. Методика обучения грамоте. – М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – с. 192;
  32. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995.
  33. Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П.Н, Денисова, В.В. Морковина. – М., 1983.
  34. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник-тетрадь по русскому языку 1 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 – 110с.;
  35. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику-тетради - для 1 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 -  ;
  36. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 2 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;
  37. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам №1, №2, №3 для 2 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.; 
  38. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 3 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2002 – 160 с.; 
  39. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003 – 727 с.;
  40. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк.- 41-е изд.- М.: Просвещение, 2002 – 223 с.;
  41. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – 556 с.;
  42. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -  М.: Просвещение, 1982 – 143 с.;
  43. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 2004 – 400 с.;
  44. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - СПб.: Питер, 2005 – 528 с.;
  45. Болычева Е. М. Основы фонетики: Звук и буква. - http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=8B96368C525746B8BD98D0DC8A106569 (Acessed 10.04.2009)

Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе