Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:
•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76
Причины допущенных ошибок могут быть различными:
1) смешение понятий «буква» и «звук»;
2) неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризировать их при звуковом анализе;
3) неправильное определение ударного слога;
4) неверное деление на слоги.
Согласно полученным результатам были разработаны задания, позволяющие совершенствовать фонетические знания и умения. Весь комплект упражнений представлен в приложении 2. В комплексе представлены следующие виды заданий:
Очень важным стимулирующим фактором в обучении является создание ситуации успеха на уроке. Задания программировались и планировались таким образом, чтобы каждый ученик мог почувствовать свой, пусть небольшой, но успех.
Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.
Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, использовались не только разнообразные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение, практические работы, дидактические игры), но и различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.
По
окончании опытно-практической работы
было проведено повторное
Таблица 4.
Проверяемые знания | Контроль | |
Умение ставить ударение в словах |
3 чел. | 16 % |
Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую |
3 чел. | 16 % |
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки |
4 чел. | 20 % |
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки |
4 чел. | 20 % |
Умение переводить звуковую запись слова в буквенную |
7чел. | 30 % |
Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции |
4чел. | 20 % |
Умение производить фонетический анализ слова (полный) | 5 чел. | 24 % |
Мы видим, что количество ошибок в данном классе значительно снизилось.
Результаты проверок показали, что проводимая нами работа с использованием как традиционных видов упражнений, так и специально разработанных комплектов упражнений позволила не только повторить, но и закрепить фонетические знания и умения учащихся.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию фонетических умений, использование разнообразных методических и дидактических средств, проблемных ситуаций, проблемно-познавательных задач, дидактических игр, вовлечение всех учащихся в процесс обучения с учетом их индивидуальных способностей позволяет достичь хороших результатов. Индивидуализация и дифференциация обучения дает возможность решить те нелегкие проблемы, которые возникают в процессе формирования фонетических представлений.
Работа с фонетическими явлениями позволяет учащимся лучше понять и осознать не только родную речь, но и орфографические правила: «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании»[21, C.231].
Работу по формированию фонетических умений и навыков важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Без работы над фонетическим уровнем языка невозможно дальнейшее обучение в школе.
Так
же на основе звукобуквенного и слогового
анализа слова можно привлечь
внимание детей к звуковой стороне
родного языка, его мелодичности,
возможности через звук и сочетание
звуков отразить те или иные явления
действительности (например, шорох осенней
листвы); всемерно способствовать развитию
фонематического слуха младших школьников
как основы речевого развития и формирования
навыков грамотного письма.
Заключение
Изучив и систематизировав теоретический материал, мы можем делать следующие выводы:
Таблица 1
Классификация согласных звуков.
Способ образования | По действующему органу | ||||||||||
Губные | Язычные | ||||||||||
Двугубные | Губно-зубные | Передне-язычные | Средне-язычные | Задне-язычные | |||||||
Твердые | Мягкие | Твердые | Мягкие | Твердые | Мягкие | Мягкие | Твердые | Мягкие | |||
Смычные | Звонкие | б | б' | д | д’ | г | г‘ | ||||
Глухие | п | п’ | т | т‘ | к | к‘ | |||||
Щелевые | Звонкие | в | в’ | з, ж | з‘, ж‘ | j | |||||
Глухие | ф | ф‘ | с, ш | с‘, ш‘ | х | х‘ | |||||
Слитные | Глухие | ц | ч‘ | ||||||||
Смычно-проход-ные | Боковые | Сонорные | л | л‘ | |||||||
Носовые | м | м‘ | н | н‘ | |||||||
Дрожащие | р | р‘ |
Таблица 2
Классификация гласных звуков.
Подъем | Ряд | ||||
Передний | Передне-средний | Средний | Средне-задний | Задний | |
Верхний | [и] | [у] | [ы] | [у] | |
Верхне-средний | [иэ] | [ö] | [ыъ] | ||
Средний | [ë] | [ъ] | [о] | ||
Средне-нижний | [э] | [эъ] | [аъ] | [۸] | |
Нижний | [ä] | [а] |
Основными понятиями, умениями и навыками в области фонетики и графики учащиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.), получают представление о возможном расхождении произношения и обозначения звуков в слове.
В первом классе учащиеся изучают звуки речи гласные (ударный, безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение, учат алфавит. Во втором классе дети закрепляют названия букв, алфавитный порядок, способы переноса, устанавливают несоответствие между звуками речи и обозначением их на письме. В третьем классе знакомятся с планом фонетического разбора, изучают написание и перенос слов с удвоенными согласными. В четвертом классе закрепляются и обобщаются все полученные знания по данной теме.
Работа
над фонетическими
На протяжении всего курса фонетики осуществляется знакомство с важнейшими нормами литературного произношения: произношение гласных в первом предударном слоге, произношение некоторых звуковых сочетаний (например, твердый и мягкий согласный перед [э], сочетание [шт] в некоторых словах, произношение слов: что, конечно), нормативная постановка ударения в словах с колеблющимся ударением. Фонетический разбор прививает детям необходимые с орфоэпической точки зрения умения и навыки: умение на слух воспринимать звуковой состав слова, выделять нужный звук, не смешивать звук и букву, правильно определять место ударения.
В работе над фонетическими представлениями учащихся следует обращать внимание на такие условия:
Практическая
ценность данной работы заключается в
том, что её теоретическую часть можно
использовать при подготовке к семинарским
занятиям в колледже, а практическую часть
можно использовать при проведении дополнительных
занятий в начальной школе, тестовые задания
могут быть использованы на факультативных
занятиях.
Литература
Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе