Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:14, дипломная работа
Данная дипломная работа посвящена всестороннему изучению способов обозначения эмоций в тексте, а именно ее комплексной тематизации на основе вербальных и невербальных средств.
Проведенные ранее исследования в области эмоционального синтаксиса и эмоциональной лексики касаются в целом системного подхода в организации эмоциональных явлений. Однако в них не обсуждаются проблемы обозначения эмоций в тексте на основе языковых и неязыковых средств. Настоящее дипломное исследование ставит задачу восполнить этот пробел.
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства -- продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться [34,90].
Аффекты* -- это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Страсть* -- еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам -- например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.
*- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Эмоции отличаются
по многим параметрам: по модальности (качеству),
по интенсивности, продолжитель
Эмоция в данной
дипломной работе рассматривается
как форма отражения
Традиционно эмоции психологами делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Для лингвистического анализа в работе предложены эмоции обозначающие радость, отрицательные эмоции и неожиданность, как типичные представители каждого класса эмоций.
В метаязыке исследования до настоящего времени не существовало понятия « тематизация», под которым мы, вслед за профессором Л.Михайловым, понимаем совокупность всевозможных вербальных и невербальных средств обозначения, называния, указания на проявление, презентацию какой-либо эмоции.
Особое внимание в работе уделено процессу вербализации и тематизации эмоции, составляющим новой научной парадигмы- лингвистике эмоций ( эмотологии), изучающей эмоциональную среду функционирования языка: эмоциональную языковую личность, мотивные знаки языка и их эмоциогенную прагматику, новые эмоционально окрашенные понятия. Лингвистика уже накопила некоторый опыт изучения эмоций.
На уровне лексических
показателей эмоциональности
Эмоциональный синтаксис
привлек внимание в исследовании
прежде всего как инвентарь
Проблема номинации и тематизации на основе комплексного подхода и ее разрешение стали центром настоящего исследования, в котором анализируется десять основных способов представлений эмоций: номинация эмоций, пояснение эмоций, невербальная характеристика эмоций, авторское повествование, выделение доминанты средств представления эмоций, гиперхарактеристика эмоций.
Суть каждого способа
заключае6тся в следующем: каждая
эмоция, представленная в художественном
тексте, так или иначе, должна быть
номинована: через лингвистические
или паралингвистические
Дешифратором эмоции (эмоциональным перформативом) может быть эмоциональная конструкция, контекст, пейзажная лексика, авторская ремарка и пр. На уровне контекста (речевой ситуации), пейзажной лексики возникает эмоциональность, не заключенная в отдельном слове, смысл его может подвергаться особым трансформациям под воздействием интонации. Формой выявления характера эмоции является эксплицитное значение в купу со значимым фоном его реализации.
В некоторых случаях
эмоция передается с помощью паралингвистических
средств, которые сопровождают, а
иногда и заменяют языковую деятельность.
Эмотивная функция
Ведущим средством
тематизации эмоций является и определение
формы авторского повествования. Одним
из признаков индивидуального
Эмотивные смыслы художественного
текста рассматриваются в работе
через типы повествования, облеченные
в соответствующие речевые
Другой способ тематизации
эмоций - выявление доминирующего
средства представления эмоции. При
передаче эмоционального состояния
героя преимущество может быть отдано
различным средствам: языковым/ или
неязыковым. В некоторых случаях
возможно выделение одного из них
как самого значимого в раскрытии
характера эмоции. Однако иногда эмоциональную
нагрузку несут и те, и другие,
тогда доминанта средств
Итак, автор может прибегать к тематизации эмоций путем различных средств. Остается выяснить как они функционируют: являются ли характерными/ традиционными для презентации данной эмоции или же представляют собой авторское проявление (творческий, нетрадиционный способ передачи эмоции). Это и есть гиперхарактеристика эмоции.
На основе взаимодействия способов происходит процесс комплексной тематизации эмоции (КТЭ).
§2. Эквивалентность эмотивных слов, понятий, реалий русского и английского языков, лексическая детализация понятий
Социокультурный фактор, то есть те социокультурный структуры, которые лежат в основе структур языковых, окончательно подрывают идею «эквивалентности» слов разных языков, совпадающих по значению, то есть по соотнесенности с эквивалентными предметами и явлениями окружающего мира.
Действительно, «эквивалентные» слова различны по объему семантики (дом шире по значению, чем house, так как включает и home, и building, и block of flats, и condominium, и mansion), и по употреблению в речи (ср. дом в русском языке и отсутствие слов с данным значением в английском языке), и по стилистическим коннотациям (ср. зеленые глаза и green eyes), и по возможности лексической сочетаемости (ср. крепкий чай и strong tea). Но даже в тех редких случаях, когда все эти собственно языковые моменты совпали в разных языках, не следует забывать о внеязыковых различиях, то есть о том, что различны как сами предметы и явления, так и представления, понятия о них. Это вполне естественно и закономерно, поскольку различны наши образы жизни, мировоззрения, привычки, традиции, те бесконечные и разнообразные условности, которые определяют национальную культуру в широком смысле слова. Дом и house - это разные виды жилища, имеющие разные социальную и культурную структуру.
В этом плане большой
интерес представляют билингвы, люди,
имеющие два родных языка, а также
преподаватели иностранных
Отражение мира в языке - это коллективное творчество народа, говорящего на этом языке, и каждое новое поколение получает с языком полный комплект культуры, в котором уже заложены черты национального характера, мировоззрение (вдумайтесь в внутреннюю формулу этого прекрасного слова: воззрение на мир, видение мира), мораль и т.п [48,91].
Язык, таким образом, отражает мир и культуру и формирует своего носителя. Он зеркало и инструмент культуры одновременно, выполняет пассивные функции отражения и активные функции созидания. Функции эти реализуются в процессе общения, коммуникации, главным средством которой является язык, поэтому всякое разделение на функции - условный, эвристический прием.
Итак, языковые явления
отражают общественную и культурную
жизнь говорящего коллектива. С этой
точки зрения интересно выяснить,
как отражаются в языке некоторые
понятия и насколько
Так при простом перечислении способов языкового выражения понятий «здоровый» - «больной» становится ясно, что последнее представлено лексически богаче и разнообразнее, более детализировано.
Одна из причин такого
соотношения понятий «здоровый»
- «больной» в том, что здоровье
- нормальное состояние человека, а
болезнь - отклонение от нормы, состояние,
гораздо более разнообразное, так
как отклонений от нормы может
быть очень много. Однако данное объяснение
не основное и не единственное. Большое
количество способов выражения понятий
«больной» объясняется тем, что
в современном английском обществе,
по-видимому, принято обсуждать болезни,
говорить о физическом и душевном
нездоровье. Исследование необходимо
дополнить диахроническим анализом:
сравнение соотношения