Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:14, дипломная работа
Данная дипломная работа посвящена всестороннему изучению способов обозначения эмоций в тексте, а именно ее комплексной тематизации на основе вербальных и невербальных средств.
Проведенные ранее исследования в области эмоционального синтаксиса и эмоциональной лексики касаются в целом системного подхода в организации эмоциональных явлений. Однако в них не обсуждаются проблемы обозначения эмоций в тексте на основе языковых и неязыковых средств. Настоящее дипломное исследование ставит задачу восполнить этот пробел.
Оппозиция синтаксического времени и наклонения представлены регулярно лишь в реализациях модели I, относящейся к нейтральной области функционирования языка. Отнесенность к тому или иному времени в подобных конструкциях выражается при помощи соответствующих форм глагола-связки, например : That'll be shell; That's all right; It was nice. В реализациях коллоквиальных моделей данная оппозиция не находит выражения, поскольку в большинстве из них соответствует глагольный элемент. Оппозиция наклонения так же, как и оппозиция времени, не представлена среди реализаций коллоквиальных моделей.
Внутримодельные преобразования
структуры оценочных реплик-
В дипломной работе
семантика оценочных реплик-
Поскольку оценка представляет
собой отношение субъекта к какому-либо
объекту, в последнее время ее
нередко рассматривают как
Оценочные реагирующие
реплики рассматриваются в
В оценочных репликах
наряду с собственно оценкой могу
присутствовать другие виды информации,
которые либо усиливают действие
оценочного компонента значения высказывания
на собеседника, либо сопутствуют оценке.
Прагматическое воздействие оценки
усиливается при наличии в
оценочных репликах элементов, характеризующих
эмоциональную речь. Эмоциональная
оценка экспрессивна, однако перлокутивный
эффект эмоциональных оценочных
регулирующих реплик не всегда однозначно
совпадает с интенцией
Социальные конвенции
играют большую роль при употреблении
оценочных реплик-реакций. Выделен
ряд речевых ситуаций, в которых
принято употреблять оценочные
реплики. На основании анализа оценочных
реплик, употребляемых в тех или
иных речевых ситуациях, можно сделать
вывод, что оценочные высказывания
отрицательного характера в модально-
Особую прагматическую
функцию выполняют некоторые
широкоупотребительные слова
В предпринятом исследовании затронут лишь один вид оценочных реплик-реакций, ориентированных на высказывание собеседника как объект оценки. Использование результатов исследования в практике преподавания иностранного языка может оказать помощь в плане формирования у обучаемых чувства стилевой ориентированности, а так же в плане обучения речевой тактике ведения диалога. Проведенное исследование открывает перспективу дальнейшего развития исследуемой проблемы - фронтальный анализ всех оценочных высказываний, характерных для английской разговорной речи.
Глава II Характеристика положительных эмоций
На основе анализа языкового материала были выявлены закономерности тематизации положительной эмоции «радость»*, что дало возможность привести психофизиологические, лингвистические характеристики положительных эмоций трех степеней экспрессии (радость первой степени экспрессивности, радость второй степени экспрессивности, радость третьей степени экспрессивности).
За эмоциональное
явление признается способность
оценивать ситуацию. Определение
положительного связано с психофизическим
взаимодействием человека и мира,
которое находит свое выражение,
прежде всего в оценочных
В плане оценки особого внимания заслуживает речевое общение, на уровне которого происходит тематизация эмоции в художественном тексте. В процессе речевого общения оцениваются: партнер по речевой коммуникации, окружающие предметы, входящие в понятие речевой ситуации, явления природы, способствующие раскрытию внутреннего мира героя, и *- ананизу подверглось произведение Ф.С.Фицджеральда «Великий Гэтсби»самооценки персонажа. В результате формируется положительное отношение к оцениваемому как удовлетворение собой или принятие окружающего.
Среди многообразия положительных
состояний базовыми являются эмоции
«радости» трех степеней экспрессивности:
« радость» первой степени экспрессивности,
«радость» второй степени экспрессивности,
«радость» третьей степени
Функции данных эмоций «радости» состоит в том, что они являются эмотивными основами для установления социальных контактов и помогает устранить накопившиеся отрицательные эмоции. В работе раскрываются психологические и физические основы возникновения эмоций «радости», находящие свое отражение и в лингвистической тематизации. Структура возникновения и развития эмоции прослежена на уровне взаимодействия и функционирования основных систем, заключающих в себя восприятие, ощущение на физическом уровне, моторику как проявление неподконтрольных субъекту физиологических реакциях его тела, возникновение некоторых желаний и, наконец, контролируемых субъектом эмоций, выраженных в моторной активности или речевой деятельность.
Формирование и раскрытие любого психологического феномена следует искать в сфере межличностного взаимодействия. При изучении эмоций это положение встает с особой наглядностью на фоне художественного текста. Одним из факторов, определяющих структуру и состав толкования эмоции, является чисто языковой фактор. Лингвистическое проявление эмоций «радости» отражено в исследовании, в ходе проведенного дефиниционного анализа экспрессивных конструкций, отражающих их суть, выявленных в художественном тексте.
Важно отметить не только ситуативную обусловленность, но и индивидуальность процесса тематизации эмоций. Отсюда вытекает его зависимость от различных факторов: от видения автором своего героя, его психологической сущности, от характера и настроения автора, личностного восприятия читателем художественной действительности [36,90].
Исследование тематизации
эмоций «радости» показало, что наибольшей
популярностью у автора романа являются
положительные эмоции трех степеней
экспрессивности: «радость» первой
степени экспрессивности, «радость»
второй степени экспрессивности, «радость»
третьей степени
§1.Эмоция «радости» первой степени экспрессивности
Среди многообразия положительных состояний базовым, безусловно, является эмоция «радости» первой степени экспрессивности.
При поведении лингвистического
анализа романа Ф.С.Фицджеральда «Великий
Гэтсби» было обнаружено 75 конструкций
положительной оценки ситуации, в
числе которых 37 примеров эмоции «радости»
первой степени экспрессивности, 28
примеров эмоции «радости» второй степени
экспрессивности и 10 примеров эмоции
«радости» третьей степени
Функция эмоции «радости»
первой степени экспрессивности
состоит в том, что она является
эмотивной основой для
При рассмотрении конструкций эмоции «радости» первой степени экспрессивности было выявлено, что основными лексическими единицами представления данной эмоции являются:
Эмоциональная конструкция эмоции «радости» первой степени экспрессивности на английском языке. | Эмоциональная конструкция эмоции «радости» первой степени экспрессивности на русском языке. | Количество единиц, найденных в тексте. | |
old sport | старина | 19 | |
old man | дружище | 18 | |
to like | нравиться | 14 | |
love | любовь | 12 | |
well | нормально | 7 | |
nice | приятный | 7 | |
to enjoy | наслаждаться | 6 | |
better | лучше | 5 | |
my dear | моя милая | 4 | |
tender | нежный | 3 | |
very good | очень хорош | 2 | |
politely | вежливо | 2 | |
good night | спокойной ночи | 2 | |
gay | веселый | 2 | |
a bright esthetic smile | сияюще радостная улыбка | 2 | |
yeah | да, пожалуй | 1 | |
to laugh aloud | громко смеяться | 1 | |
regular tough | порядочный дикарь | 1 | |
honey | душенька | 1 | |
fine | хорошо | 1 | |
best friend | лучший друг | 1 | |