Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:26, курс лекций
Следующая цитата из статьи известного литературоведа и философа М.М.Бахтина «Проблема текста в лингвистике» характеризует сложность структуры каждого речевого поступка и хрупкость гармонии: «Высказывание никогда не является только отражением или выражением чего-либо вне его уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое… Но нечто созданное всегда создается из чего-то данного (язык, наблюденное явление действительности, пережитое чувство, сам говорящий субъект, готовое в его мировоззрении и т.п.)».
В истории языкознания
Потебня А.А.: «Язык есть средство понимать самого себя».
Гегель: «Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле. Он является её внешним выражением».
Шлейхер: «Язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления».
Мейе: «Язык есть бесспорно общественное явление».
Гумбольдт: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека… Вечный посредник между духом и природой».
Ф. де Соссюр: «Язык есть система знаков, выражающих идеи, а следовательно, его можно сравнивать с письмом, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. Он только наиважнейшая из этих систем».
Реформатский А.А.: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней».
Г. Гийом: «Язык человека обладает антропогенным аспектом… Если в языке видеть только некоторый оптимальный способ взаимоотношений между людьми, не значит ли это принижение и недооценку его сущности?».
Лебедев С.А.: «Язык – любая знаковая система (напр., естественный язык, язык науки, язык жестов, язык кино и т.д.), служащая материальным носителем информации… Язык является важнейшим средством хранения, передачи и усвоения информации, а также главным средством общения и регулирования индивидуального и коллективного поведения».
Приведенные определения достаточно противоречивы. Что же такое язык: система, средство или деятельность? Возможно, последнее определение поможет разобраться.
Звегинцев В.А.: «Следует думать, что язык можно определять как деятельность, использующую определенные средства, которые, в свою очередь, возникают в деятельности и делают её возможной. В этом случае средства и деятельность взаимообусловливаются, и в известном смысле сама деятельность превращается в средство. Так появляется уже знакомая формула: язык – это то, что он делает. И следовательно, изучать язык – это значит изучать то, что он делает.
Но что же делает
язык? Ответить на это – значит
дать адекватное определение
языка… Язык создает условия,
делающие возможными любые
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА определяются его
сущностью. От того, как понимается
язык и его сущность, зависит и
то, какие функции ему
Традиционно первой и наиважнейшей называют коммуникативную функцию. Согласиться с этим мнением или оспорить его поможет нам следующая схема.
(Схема: мир – язык – человек).
Попробуем выстроить иерархию функций языка по следующим направлениям:
1) функции языка в отношении к миру внешних явлений;
2) функции языка в отношении к внутреннему миру человека, к
мышлению;
3) функции языка в отношении к человеку;
4) функции языка в отношении к обществу.
Функции языка в отношении к миру внешних явлений.
● форма отражения мира,
●средство его познания,
● форма знания о мире,
● форма поведения человека в мире.
Функции языка в отношении к внутреннему миру человека, к мышлению.
● Язык - средство преобразования доязычной бессознательной мысли – изначально неопределенной, хаотичной, беспорядочной.
● Язык – средство перехода от бессознательной к сознательной умственной деятельности.
● Язык – средство образования идей/понятий, категорий, аналитический метод.
● Язык (его структура, грамматика, морфологический строй) придает форму мысли, причем в каждом отдельном языке по-разному, обуславливая народный склад ума.
● Язык осуществляет регистрацию хода мысли и закрепляет её в памяти.
● Благодаря языку возможен самоконтроль, самослежение, «перехват мышлением самого себя» (Г.Гийом).
● Тем самым язык развивает самосознание, способность различать объект мысли от мыслящего субъекта, что составляет сущность мышления.
● В результате для человека язык – непременное условие развития понимания мира и себя.
Функции языка в отношении к человеку.
● Главная, фундаментальная функция языка – антропогенная, человекообразующая (наряду с другими человекообразующими функциями).
● Благодаря языку человек является человеком, личностью и выделяется из массы как личность.
● Благодаря языку обеспечивается относительная автономия человека в мире.
Функции языка в отношении к обществу.
● Первичная функция языка в отношении к обществу есть функция социообразующая, социализующая.
● Тесно связана с первой социоидентифицирующая, социоопознавательная, социоразличительная. Язык – основа национальной самобытности. Именно язык наиболее глубоко и полно воплощает в себе национальное самосознание.
● Одновременно язык является средством индивидуализации каждого отдельного члена общества.
● Собственно коммуникативная функция осуществляется на основе тех функций, которыми язык наделен в отношении к миру и человеку.
2. ЯЗЫК И РЕЧЬ.
Для большинства обычных носителей язык и речь – явления тождественные. Это объяснимо. Прежде чем дифференцировать эти два явления, человечество прошло тысячелетний путь развития и самосознания.
Схема «Бытие – Мышление – Язык».
(БМЯ) – (Б – [МЯ]) – (Б – [М - Я]) – (Б – [М - Я]) – (Б – [М - Я])
В начале XX века Фердинанд де Соссюр четко обозначил дихотомию язык/речь. Более того, он разграничил лингвистику языка и лингвистику речи. Соссюр определял язык и речь как различные, хоть и тесно взаимосвязанные явления:
«Без сомнения, оба эти предмета тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие; речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторический факт речи всегда предшествует языку. Каким путем возможна была бы ассоциация понятия со словесным образом, если бы подобная ассоциация предварительно не имела места в акте речи? С другой стороны, только слушая других, научаемся мы своему родному языку; последний лишь в результате бесчисленных опытов отлагается в нашем мозгу. Наконец, явлениями речи обусловлена эволюция языка; наши языковые навыки видоизменяются от впечатлений, получаемых при слушании других. Таким образом устанавливается взаимозависимость между языком и речью: язык – одновременно и орудие и продукт речи. Но все это не мешает тому, что это две вещи совершенно различные…».
Сначала мы перечислим те качества речи, по которым она сопоставима с языком.
1. Речь материальна. Она поступает на слуховой или зрительный анализатор. Язык содержит абстрактные аналогии единиц речи.
2. Речь линейна. Она разворачивается по горизонтали во времени или пространстве. Язык – это система с вертикальными иерархическими отношениями.
3. Речь бесконечна. Язык ограничен набором составляющих его единиц (в каждом синхронном срезе; в диахронии – открытая система).
4. Речь ситуативно обусловлена. Язык независим от ситуации общения.
5. Речь можно рассматривать с
точки зрения истинности/
6. Речь – явление психофизическое
7. Речь отражает опыт индивидуума (возможно, формирует его судьбу). Язык отражает опыт народа (и формирует его судьбу).
Уникальные свойства речи:
- Речь может существовать в устной и письменной форме.
- Речь может быть объектом этической оценки.
- Речь может быть объектом нормативной оценки, которая является составляющей этики.
- Речь может быть объектом эстетической оценки.
- Речевой поток характеризуется определенным темпом, тембровыми особенностями, интонационным рисунком, громкостью, паузами, акцентом, жестами, мимикой и т.д.
РЕЧЬ – это основная знаковая деятельность человека по управлению своим внутренним миром и окружающим пространством.
ВЫВОДЫ:
- язык – это система, средство, а речь – процесс, деятельности (ректи);
- язык хоть и важнейшая, но только одна из нескольких знаковых систем, участвующих в речевой деятельности;
- речь не только управляет,
но и кодифицирует
3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И
Лингвоэтика – наука о языковой норме – предписывает носителям употребление литературного языка.
Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа; язык художественной литературы, СМИ, театра, науки, государственных учреждений, учебных заведений и т.д.
Свойства литературного языка:
1. Русский литературный язык (как и все литературные языки) сложился в результате развития общенародного языка и является его частью, а не искусственным образованием.
Схема общенародного языка.
2. Литературный язык нормирован: значение и употребление слов, произношение и правописание регламентированы, формообразование и словообразование подчиняются общепринятым образцам.
Свойства языковой нормы:
● Норма традиционна и общепринята – это результат развития языка, а не искусственно навязанные учеными правила.
● Норма обязательна (императивна) по отношению ко всем носителям литературного языка.
● Норма кодифицирована, то есть закреплена в словарях и грамматиках (об особенностях разговорной нормы – специальная тема).
● Норма – категория диалектическая: она одновременно стабильна, даже консервативна (что обеспечивает устойчивость языка на каждом этапе его развития) и подвижна (что позволяет языку обеспечивать потребности развивающегося общества).
● Подвижность нормы приводит к появлению дублетных форм, из которых в итоге «выживает» одна, оптимально отвечающая требованиям носителей.
ЛЕКЦИЯ № 3. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.
1. Основные принципы управления вниманием аудитории.
2. Структура публичного
2.1 Начало речи (вступление).
2.2 Основная часть речи.
2.3 Заключение речи.
3. Подготовка к публичному выступлению. Приемы импровизации.
4. Жанры публичного выступления.
4.1 Информирующая речь.
4.2 Торжественная речь.
4.3 Аргументирующая речь.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ АУДИТОРИИ.
Внимание определяется психологами как выбор одного объекта из множества и направленность сознания на этот объект. Естественно, для оратора жизненно важно, чтобы внимание аудитории было сфокусировано именно на том объекте, который выбрал он – на предмете его речи. Для этого оратор должен руководствоваться следующими правилами.
1. Фактор аудитории. Речь, направленная на публику, должна быть направлена на зону пересечения интересов слушателей. Вычислить эту зону несложно: ведь если некоторое количество людей собралось в одном месте в одно время – значит, существует единообразная причина, собравшая их здесь и сейчас.
2. Продолжительность речи. Внимание человека не может находиться в постоянном напряжении, ему свойственно пульсировать. Цикличность этой пульсации такова: один предмет, вопрос – 6-8 минут; в пределах одной темы – 45 минут. Отсюда вывод: при произнесении короткой речи постарайтесь уложиться в 8 (максимум 10) минут, несмотря на регламент ; продолжительность длинной речи – не более 45 минут (при условии деления её на части продолжительностью по 5-6 минут).
3. Ясность структуры речи для слушающих. Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к её концу. В течение всей речи слушатель с помощью оратора должен быть сориентирован в пространстве речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели. Образно говоря, у слушающих должна быть карта движения, и оратор должен постоянно информировать их о том, в какой точке они сейчас находятся, и сколько ещё им идти.
4. «Эффект границы» или «Эффект начала и конца». Лучше всего запоминается то, что говорится в начале и в конце речи.
5. «Эффект свободного пространства памяти». Вокруг важных в смысловом отношении зон должны быть «пустые» зоны, заполненные менее серьёзным содержанием (цитатами, примерами, иллюстрациями, шутками и т.п.). Делить речь на кванты (части) необходимо в соответствии с пульсацией внимания аудитории.
2. СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОГО
Традиционно публичное выступление делится на три части: вступление, основную часть и заключение. Рассмотрим их по порядку.
2.1 Вступление.
1. Вступление выполняет две основные задачи: а) установить контакт со слушателями; б) привлечь их внимание к своей теме, показать, что предмет речи актуален для всех присутствующих.
2. При подготовке речи вступление всегда обдумывается и пишется в последнюю очередь, когда вся речь уже написана.