Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:26, курс лекций

Описание

Следующая цитата из статьи известного литературоведа и философа М.М.Бахтина «Проблема текста в лингвистике» характеризует сложность структуры каждого речевого поступка и хрупкость гармонии: «Высказывание никогда не является только отражением или выражением чего-либо вне его уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое… Но нечто созданное всегда создается из чего-то данного (язык, наблюденное явление действительности, пережитое чувство, сам говорящий субъект, готовое в его мировоззрении и т.п.)».

Работа состоит из  1 файл

Kultura_rechi_Konspekt_lektsy.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     3. Относительный объем  введения – 1/8 от всей речи.

     4. Начинать речь можно  и нужно: а) с важности темы для слушателей; б) с хорошего риторического вопроса; в) с остроумной уместной цитаты; г) с шутки, анекдота (если уверены, что они вызовут смех).

     5. Не рекомендуется  начинать выступление: а) с  извинений и оправданий своей  неопытности; б) с шокирующих, категоричных утверждений , поскольку «шоковая терапия» не для начинающих ораторов, да и вообще не для русского менталитета.

2.2 Основная часть.

     1. Должна включать  в себя не более пяти основных  положений, логически связанных  и вытекающих друг из друга.

     2. Самые распространенные  ошибки в основной части:

          а) выход  за пределы, разговор «вокруг  да около», а не по существу, то, что в логике называют «подменой  тезиса»;

          б) перекрывание  отдельных пунктов плана (перескакивания  и возвращения к забытому) нарушает принцип ясности структуры речи;

          в) усложнение  отдельных пунктов, когда они  реально содержат несколько подвопросов  (слушателям тяжело удержать их  в памяти).

     3. Особенности структуры  основной части публичного выступления связаны с жанром речи.

2.3 Заключение.

     1. Заключение выполняет  две основные задачи: а) дать  слушателям возможность вспомнить,  о чем вы говорили; б) завершить  речь, активизировав аудиторию.

     2. Повторить на повторяясь. Речь не книга, и слушатели не могут перелистать её обратно, поэтому в заключении необходимо повторить главное, и при этом с усилением.

     3. У слушающих должно  остаться ощущение недосказанности,  они должны захотеть продолжить  поиск в заданном вами направлении.

     4. В заключении не должно быть никаких новых мыслей, дополнительных сведений – это раздражает слушателей, настроенных на окончание общения.

     5. Нельзя прощаться  много раз, употреблять без  нужды очень обязывающие формулы  «и наконец», «и в заключение»,  «и последнее», «итак»!

     6. Речь должна заканчиваться оптимистично и бодро. Какой бы сложной теме не было посвящено выступление, последняя его нота должна быть жизнеутверждающей.

 

3. ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.  ПРИЕМЫ 

   ИМПРОВИЗАЦИИ.

Каждый оратор, подобно спортсмену, должен выработать свой, индивидуальный  «режим тренировок», свои приемы подготовки к публичному выступлению. При разработке этого графика вы должны усвоить две аксиомы: 1) публичное выступление – это всегда стрессовая ситуация, даже опытные ораторы, актеры, публичные люди испытывают стресс;

2) только вы знаете досконально,  как ведет себя ваш организм  в момент стресса; учитывая  свои индивидуальные особенности  (повышение или понижение голоса, ускорение или замедление темпа  речи, учащение дыхания, покраснение или побледнение лица и т.п.) вы сможете разработать отдельные, эффективные, пригодные конкретно вам приемы подготовки.

Однако не следует пренебрегать универсальными советами, разработанными риторикой в течение двух с  половиной тысячелетий. Вот некоторые из них.

     1. За неделю до выступления желательно начать «вживаться в тему», думать о том, что вы собственно хотите сказать по данному вопросу.

     2. Писать сам текст  речи рекомендуется за двое суток до выступления: останется время для репетиций.

     3. Репетировать речь необходимо, желательно перед зеркалом (это поможет взглянуть на себя со стороны).

     4. Репетировать речь  желательно целиком, а не по  частям, запоминая основные идеи, а не конкретные фразы.

     5. Рекомендуется составить «шпаргалку»: план текста, даты, статистика, цитаты, имена и фамилии – всё, что сложно запоминается.

     6. Необходимо заранее  освоиться с помещением, где вы  будете выступать:

выбрать место, откуда будете говорить, послушать, как звучит голос.

Если времени на подготовку речи совсем немного (около пяти минут), воспользуйтесь основными приемами импровизации, сохраняя такую последовательность действий:

1) четко сформулируйте тему и  главную мысль (тезис);

2) сформулируйте основные аргументы  в защиту тезиса;

3) продумайте заключение, как можно  более яркое;

4) сформулируйте вводные фразы;

5) припомните примеры, статистику, цитаты, афоризмы, пословицы.

Помните: при подготовке импровизированной речи у вас недостаточно времени, чтобы выстроить четкую и логичную доказательную базу. Поэтому речь должна быть яркой, образной, эмоциональной. Чем ярче и нестандартней она будет, тем лучше.

Ещё одна аксиома. Стресс имеет положительные стороны: волнение придает вам живости, на щеках появляется румянец, в голосе – легкая дрожь. Все эти знаки говорят зрителям о том, что вы неравнодушны к теме выступления, к ним самим, к вашему общему делу.

 

4. ЖАНРЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

При всем жанровом многообразии ораторского  искусства, авторы считают целесообразным придерживаться классификации А.К.Михальской, исходящей из целевых установок речи.

4.1. Информирующая речь.   Цель информирующей речи – сообщение сведений, информирование аудитории. Задачи: а) сделать речь интересной для слушателей; б) сделать передачу информации эффективной.

Для того чтобы заинтересовать слушателей необходимо, во-первых, подобрать интересное, неожиданное, яркое, загадочное название. Во-вторых, желательно найти в теме «изюминку» (факты, примеры, статистику и т.п.), которая «зацепит» даже самых равнодушных слушателей.

Для того, увеличить эффективность  передачи информации, воспользуйтесь следующими приемами.

     1. Во введении нужно  четко объяснить слушателям, зачем  им нужна эта информация и,  главное, где они смогут её  использовать.

     2. При подготовке  сначала составьте план, состоящий из 5-7 пунктов, в каждом – не более 3-х подпунктов.

     3. Затем к каждому  пункту подберите факты и цифры.

     4. Структура речи  должна быть ясна слушателям.

     5. Используйте все  способы поддержания и подогрева  внимания аудитории.

     6. Общий смысл речи  лучше представить в образной  форме.

     7. Закончить информирующую  речь лучше афоризмом.

 

4.2 Торжественная речь произносится в особых случаях, когда людей собирает вместе осознание себя как общности, коллектива единомышленников.

     Цель торжественной  речи – воодушевление и сплочение  аудитории. Задачи – похвала  всему тому, что делает данную  общность коллективом, и порицание  всего того, что противостоит  данной общности.

     Диапазон торжественных  речей очень широк: они сопровождают нас от рождения и до смерти, ими отмечены все значимые события в нашей жизни. Весьма условно можно разделить торжественные речи на несколько разновидностей: - речь, посвященная личности;

                             - речь, посвященная коллективу;

                             - речь, посвященная некоему явлению  (общему делу,          объединяющему собравшихся).

     Основное содержание  торжественной речи – призыв  к чувствам и эмоциям, игра  на тонких струнах человеческой  души. Для достижения цели в  данном случае необходимо затронуть  те моменты, которые не могут  оставить равнодушным абсолютно  никого, а именно:

- этические законы и нормы;

- добро и зло; 

- памятные события в истории  народа;

- национальные традиции.

     Предметом торжественной речи может быть всё, что угодно! Это значит, что в качестве композиционного центра речи может выступать любой объект действительности, даже вполне прозаичный неодушевлённый предмет. Вспомните, например, речь Гаева, героя пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Какому неодушевленному предмету она была посвящена? Что было истинным содержанием этой речи?

    Основные приёмы, применимые  в торжественной речи:

1) фактор адресата;

2) усиление и преувеличение;

3) сравнение;

4) противопоставление (антитеза).

 

4.3 Аргументирующая речь. Цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с вами в спорном вопросе, доказав ей свою правоту.

     Задачи аргументирующей речи связаны с делением её на разновидности. Если задача оратора – убеждение аудитории в правильности тезиса, то речь называется убеждающей. Если же ваша задача – убеждение в необходимости определенных действий, то речь будет агитирующей.

Аргументирующая речь – самый сложный  жанр публичного выступления. Её подготовка должна быть особенно тщательной, потому что каждая часть аргументирующей  речи имеет свои особенности.

Введение в аргументирующей  речи, кроме двух вышеназванных задач (контакт с аудиторией и привлечение внимания к теме), должно выполнять ещё одну: необходимо расположить аудиторию к себе. Аргументирующую речь рекомендуется начинать с тактичной шутки, афоризма, цитаты. Кроме того, оратор должен продемонстрировать свою лояльность, объективность, показать, что  не намерен давить на аудиторию, наоборот, он заинтересован в общем согласии. Необходимо во вступлении также наметить структуру речи, объяснить, какие проблемы вы будете затрагивать в рамках решения основного вопроса.

Основная часть – это ответ на спорный вопрос. Она состоит из тезиса и аргументов в защиту тезиса. Подготовка основной части делится на несколько этапов.

1. Подбор аргументов. Из всех  доступных источников подбираются  доводы, факты, примеры в защиту  тезиса.

2. Проверка аргументов. Проверять необходимо точность фактов, удачность примеров и сравнений. Особое внимание следует обратить на возможность обратить аргументы против вас.

3. Выбор стратегии доказательства  зависит от настроя аудитории,  от того, как слушатели воспримут тезис.

Если аудитория настроена положительно, следует выбирать дедуктивную стратегию доказательства (от общего - к частному): сначала выдвигается тезис, потом следуют аргументы, примеры, доказательства.

Если аудитория настроена нейтрально, то сначала следует рассмотреть несколько точек зрения на данную проблему, тем самым продемонстрировав свою объективность. Следующий шаг – примеры, доказательства, доводы, и только потом выводится тезис.

Если же аудитория настроена  отрицательно, то начинать доказательство следует с психологической обработки слушателей. Оратор говорит о том, что он раньше придерживался иной точки зрения, но изменил своё мнение, и объясняет, почему. Потом он приводит примеры, доказывающие правильность его нынешней точки зрения, доводы, факты. Тезис выводится в конце доказательства. Подобная стратегия (от частного - к общему) называется индуктивной.

Заключение  аргументирующей речи должно содержать четкий вывод, лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов, раскрытых в основной части. Если речь агитирующая, необходимо указать, каких именно действий вы ждёте от аудитории. Чтобы сформировать мотивы этих действий, обратитесь к лучшим сторонам души слушателей, к чувству долга. Не получив отклика, можете намекнуть на личную, возможно материальную выгоду.

Помните: аргументирующая речь должна заканчиваться призывом (прямым, если речь агитирующая, косвенным – если убеждающая).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4.  КУЛЬТУРА УБЕЖДЕНИЯ И СПОРА.

 

1. Общая теория противодействия.

2. Модель конструктивного спора.

3. Модель деструктивного  спора.

4. Уловки в споре.

5. Виды спора и тактика  их ведения.

 

1. ОБЩАЯ ТЕРИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ.

Философский основой  теории спора является праксиология, а конкретней, её раздел, называемый агонологией.

     Праксиология - теория успешной деятельности. Один из её основателей, Александр Александрович Богданов, считал главным фактором успешной деятельности коллективную организацию. Польский же философ и логик Тадеуш Котарбиньский не только допускал конкуренцию участников, борьбу, но и разработал общую теорию борьбы - агонологию, основную идею которой можно выразить словами английского историка Томаса Фуллера: «Если у тебя нет врагов, значит, счастье от тебя отвернулось». Теория спора (духовной борьбы людей, которые хотят убедить друг друга или опровергнуть убеждения друг друга) является естественным продолжением агонологии, теории противодействия. Где нет споров о важных серьезных вопросах, там чаще всего царят застой и лицемерие.

       Все отношения между людьми колеблются между согласием и несогласием, гармонией и дисгармонией. Знаменитый римский историк Саллюстий писал: «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются». Однако настоящее согласие творческих участников процесса - вещь ценная, но достаточно редкая.

     «Дисгармонии  бывают творческими», - считал Котарбиньский.  Смысл такой творческой дисгармонии  (отрицательной кооперации) - «содействующее  противодействие в сфере рационализирующих  усилий». Это тот случай, когда наши враги своим противодействием заставляют нас собраться, преодолеть себя и сделать невозможное.

      Величайший французский дипломат Талейран говорил: «Если вы хотите возвыситься, наживите себе врагов». И если уж заводить врагов, то сильных, достойных, сопротивление которых будет способствовать нашему совершенствованию.

      Дело в том, что любой враг имеет преимущество: он лучше нас видит наши недостатки. Мы чаще видим себя в положительном свете, а враг - в отрицательном. Французский мыслитель XVIII века Ларошфуко утверждал, что враги полезны нам: «Наши враги в суждениях о нас гораздо ближе к истине, чем мы сами». Разоблачая наши недостатки, враг способствует нашему совершенствованию, заставляя нас принимать меры по исправлению недостатков или по их маскировке.

      Русский писатель Д.С.Мережковский вложил в уста своего героя Леонардо да Винчи слова: «Суждение врага нередко правдивее и полезнее, чем суждение друга. Ненависть в людях почти всегда глубже любви. Взор ненавидящего проницательнее взора любящего. Истинный друг всё равно что ты сам. Враг не похож на тебя, - вот в чем сила его. Ненависть освещает многое, скрытое от любви. Помни это и не презирай хулы врагов».

Информация о работе Культура речи