Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:26, курс лекций
Следующая цитата из статьи известного литературоведа и философа М.М.Бахтина «Проблема текста в лингвистике» характеризует сложность структуры каждого речевого поступка и хрупкость гармонии: «Высказывание никогда не является только отражением или выражением чего-либо вне его уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое… Но нечто созданное всегда создается из чего-то данного (язык, наблюденное явление действительности, пережитое чувство, сам говорящий субъект, готовое в его мировоззрении и т.п.)».
Г.Г.ШПЕТ: «Слово может
выполнять функции любого
Однако язык –
только одна из четырех
2. РОЛЬ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Первый момент
появления оратора перед
«Первые 90 секунд всякого выступления – самые важные. Слушатели, вероятно, видят вас первый раз в жизни. Они вглядываются в вас, составляют о вас своё мнение». Эти слова принадлежат американскому ученому Рону Хоффу. Одну из глав своего учебника по риторике он назвал: «Первые 90 секунд, которые решают всё». В эти короткие секунды аудитория знакомится с оратором, привыкает к его появлению на трибуне. Первое впечатление об ораторе создает его внешность: лицо, фигура, одежда.
Стремление по внешности оценить оратора, составить о нем впечатление с первого взгляда – неслучайно. Это обычный ход в процессе познания человека человеком. Как это ни парадоксально, он сосуществует с убеждением, что о духовном мире человека надо судить не по наружности, а по его поступкам.
Как показывают психологические исследования, у большинства людей проявляются достаточно устойчивые тенденции связывать психологические качества с особенностями внешности.
Прежде всего внимание сосредоточивается на лице и глазах партнера. Аудиторию интересуют также рост, телосложение, осанка оратора. Не последнюю роль играет одежда. Как говорят на Руси, «по одёжке встречают…».
Манера одеваться отражает отношение
оратора к самому себе и окружающим,
и аудитория это чутко
Таким образом, каждый человек участвует в знаковой деятельности даже в том случае, когда он об этом не подозревает. Более того, «человек сам является знаком, независимо от собственного желания, от рождения до смерти, а иногда и после неё» (проф. Б.В.Григорьев).
Body language – ближайшая к языку знаковая система, сопровождающая собственно речевую деятельность.
ЛАРОШФУКО: «У каждого чувства есть свойственные лишь ему одному жесты, интонация и мимика; впечатление от них, хорошее или дурное, приятное или неприятное, и служит причиной того, что люди располагают нас к себе, или отталкивают».
3. ЛИЦО КАК ЗНАК.
Общаясь с другими людьми, человек предстаёт как личность, как лицо. Привычка смотреть в лицо собеседника вырабатывается у нас с детства: от лица исходит голос, а сокращение лицевых мышц – мимика – является мощным средством эмоционального воздействия на аудиторию. Об этом писал ещё известный теоретик ораторского искусства ХIX века ТОЛМАЧЕВ: «Лицо есть зеркало души. На нем изображаются все чувствования: любовь, ненависть, радость, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нем мы читаем мысли оратора прежде, нежели он говорить начинает».
Каждый человек – хозяин своего лица, главного своего богатства, ибо ни у кого в природе нет больше такого выразительного и такого меняющегося лица. Лицо формируется в течение всей жизни, на нем отражается весь жизненный путь человека, все его замыслы, промахи, страдания и успехи. Лицо – это шифр данной индивидуальности, где закодированы не только предки, не только эпоха, профессия, среда, но и будущее данной личности.
ВЫВОД. Умение разбираться в лицах означает умение разбираться в людях, Такое умение совершенно необходимо любому человеку, а тем более руководителю.
Физиогномика – искусство узнавать характер человека по его наружности. Язык человеческого лица – это язык особых примет, то есть, особых вспомогательных знаков, которые связаны с движениями его души. Языку этих знаков человек учится раньше, чем своему родному языку. Уже в первые месяцы жизни ребёнок улыбается приветливому лицу и пугается злого лица. Язык мимики предшествует языку разговорной речи.
Лицо обладает богатым набором инструментов выражений.
ГЛАЗА являются наиболее выразительной частью лица, самыми мощными знаками BL. Во-первых, они занимают центральное положение на лице. Во-вторых, через зрительный анализатор проходит 87% всей информации, получаемой человеком (9% проходит через слуховой анализатор, 4% - через прочие органы чувств).
Зрачки ведут себя полностью независимо, расширяясь от положительных эмоций и сужаясь при отрицательных. Если человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза (!), если сердит – сокращаются (в таких случаях говорят «глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Чтобы понять состояние человека, следует смотреть ему в зрачок.
Общаясь с человеком, попробуйте ответить на три вопроса:
Как (куда) он смотрит?
Долго ли смотрит?
Как долго он может выдержать ваш взгляд?
Если человек нечестен с вами, скрывает что-то, его глаза будут встречаться с вашими менее, чем в течение 1/3 части времени общения. Если же его глаза встречаются с вашими более, чем 2/3 времени общения, то расшифровать это можно двумя способами: вы для него привлекательны (тогда зрачки будут расширены); этот человек враждебен по отношению к вам, он бросает вам вызов (зрачки у него при этом сужены).
Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% времени общения. Скованный, скромный человек с опущенными глазами редко пользуется доверием.
Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств, могут быть выделены три зоны взгляда.
Деловой взгляд направлен на воображаемый треугольник на лбу партнера.
Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом коммуниканта.
Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением коммуниканта.
Взгляд искоса означает скрытый интерес или враждебность (во втором случае он сопровождается опущенными бровями, нахмуренным лбом и опущенными уголками губ).
С подчиненными допустим только деловой взгляд. В интимном взгляде мужчины бывают обычно откровеннее, чем женщины, но если при этом мужчина прикрыл веки, это означает угасание его интереса к женщине. Если же прикрытые веки сопровождаются откинутой головой и долгим взглядом, - это сигнал о том, что вы вызвали отрицательную реакцию.
ЛОБ является продолжением области глаз, но может иметь и самостоятельное физиогномическое значение. Практическими знаками лба являются продольные и поперечные складки, которые всегда есть на лице зрелого человека. Отсюда и стремление их скрыть, замаскировать их предательскую откровенность.
Гладкий или чистый лоб – это чистая доска, на которой нет следов выражения. Такой лоб встречается в детских лицах. В более зрелом возрасте он говорит о примитивности натуры, а если гладкий лоб создается искусственно, сознательно, то это говорит о маске, о стремлении скрыть свои мысли.
НОС обладает скудной мускулатурой и ничтожной мимической подвижностью, поэтому он не слишком выразителен. Физиогномика больше анализирует форму носа, а не его участие в выражении лица.
Давно было замечено,
что детский нос всегда
Человека со вздернутым
носом считают наивным,
РОТ. Язык его выражений необычайно широк. Рот может, и это его древнейшая функция, растерзать противника и прославить друга словами. Рот намного превышает по своей способности выражения любой другой орган. Хотя бы потому, что он может выразить в духовной сфере то, чего не могут глаза, а в чувственной – то, чего не может нос. Обычные выражения рта - улыбка, плач, вкусовые состояния (в виде «горького», «сладкого», «кислого») и др.
Если бы люди всегда выражали на своем лице только то, что они действительно переживают, то не было бы особых проблем с истолкованием знаков их лица. Однако зрелый человек понимает, что нельзя позволять кому-либо себя разгадывать. В течение всей жизни мы учимся не только разгадывать чужие выражения, но и маскировать свои собственные. Между знанием людей и искусством скрывать выражения происходит постоянная борьба. Так соревнуются оружие и защита от этого оружия.
Хорошо известно, что
выражение является не только
обнаружением и проявлением
Маска преследует одну цель: ввести противника в заблуждение относительно своих истинных намерений, поэтому она вполне приемлема как орудие борьбы.
Умение притворяться
чрезвычайно распространено
ЖЕНЩИНА, будучи слабым
по своей природе существом,
вынуждена маскироваться всегда.
Поэтому искусство маскировки присуще
им с рождения.
Желание стать актрисой очень распространено
среди женщин и вполне естественно. Напротив,
редкий мужчина уверен в своих актерских
способностях настолько, что стремится
стать профессионалом. Женская маска обычно
демонстрирует привязанность, чуткость,
проникновенность, интуицию. Нередко её
сопровождает чрезмерная подвижность
выражений – истерия.
Хороший физиогномист напоминает фехтовальщика, который готов шпагой отразить нападение с любой стороны. У него есть и внутренняя цельность, и внешняя многогранная подвижность.
У плохого физиогномиста лицо неподвижное, невыразительное, лицо-маска, либо истерическая подвижность, угодливость, несамостоятельность.
Профессиональная маска – это униформа, которая дает возможность продвинуться по службе. Служащий должен уметь носить положенную ему маску, иначе он не выполняет свою социальную функцию. Хороший профессионал – это актер, который вошел в свою роль.
Все люди носят маски. Однако надо помнить, что не все мышцы лица одинаково подчиняются контролю воли. Для любой маски характерна несимметричность выражений, противоречие между правой и левой, верхней и нижней частями лица.
4. ЖЕСТОВО-МИМИЧЕСКАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА.
Говоря о жестах, следует вспомнить об удивительной способности BL как знаковой системы. Способность эту называют ЗАКОНОМ ОБРАТИМОСТИ ЗНАКА. Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками. Если же насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. То есть. Не только знак становится следствием психологического состояния, но и само психологическое состояние может быть следствием знака. Поэтому, если человек своими жестами демонстрирует негативное к вам отношение, лишите его возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ситуация психологически для вас улучшится.
Например, сцепленные пальцы рук есть символ разочарования и желания человека скрыть свое отрицательное к вам отношение, особенно если кисти подняты вертикально. В данном случае следует вынудить коммуниканта расцепить кисти и вытянуть руки с открытыми ладонями. Для этого надо предложить ему сигарету или протянуть книгу.
Руки на груди – это поза обороны. В такой позе человек усваивает гораздо меньше слышимой информации (примерно на 38% ).
Скрещенные внизу руки позволяют человеку восстановить чувство эмоциональной безопасности, как в детстве, когда нас берут за руку родители.
Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе и чувства превосходства. Этот жест позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открыть самые ранимые области тела (желудок, сердце, горло). В стрессовых ситуациях этот жест позволяет овладеть собой и почувствовать уверенность. Если руки за спиной в замке или ладонь в ладонь – это жест уверенности. Если же одна рука держит другую за запястье – человек расстроен и пытается взять себя в руки, как будто одна рука держит другую, мешая ей нанести удар. Чем выше место обхвата одной руки другой, тем более очевидна нервозность.
Человек может создавать и замаскированный барьер, соединяя руки при помощи посторонних предметов (ручка, зажигалка, папка с документами и т.д.). Если жесты неуверенности, нервозности, так называемые барьеры вошли у вас в привычку, ПОМНИТЕ: во-первых, вас неправильно интерпретируют окружающие; во-вторых, эти жесты только усиливают ваше психологическое состояние.
ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ – это нечто совершенно спонтанное. Кто подмешивает слишком много контроля и оценки в свои проявления, тот уменьшает свое воздействие по сравнению с возможным. Наибольшая сила воздействия всегда там, где сознательное «Я» и неосознанно руководимое тело взаимодействуют и равно влияют друг на друга.
Очень точным является замечание о том, что человеку легче изменить своё мировоззрение, чем свой, в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.
ГЁТЕ: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку всё, что внутри, - снаружи». Взаимосвязь между духом и телом подчиняется одной закономерности: мы получаем некое чувственное впечатление, которое тут же вызывает какое-либо внутреннее переживание, приводящее к побуждению.
Закон побуждения определяется тремя тезисами.
Каждое телесное движение в своем поступке направлено на цель душевного переживания.
Каждое телесное движение направляется бессознательными ожиданиями успеха.
Каждое движение человека направляется его индивидуальным способом.
Большое значение для правильного толкования и понимания языка тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и то же мимическое явление может иметь совершенно разные истоки. Его можно понять только исходя из целостной ситуации и общей установки человека с его манерами, способами поведения, взятыми вместе.