Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:26, курс лекций

Описание

Следующая цитата из статьи известного литературоведа и философа М.М.Бахтина «Проблема текста в лингвистике» характеризует сложность структуры каждого речевого поступка и хрупкость гармонии: «Высказывание никогда не является только отражением или выражением чего-либо вне его уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое… Но нечто созданное всегда создается из чего-то данного (язык, наблюденное явление действительности, пережитое чувство, сам говорящий субъект, готовое в его мировоззрении и т.п.)».

Работа состоит из  1 файл

Kultura_rechi_Konspekt_lektsy.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

      Всегда принимается во внимание ситуация в целом и все сопровождающие обстоятельства. Только анализ частых повторений одного и того же движения и с разных сторон приводит к надежным результатам.

      Усиливающееся внимание к партнеру реализуется в соответствии с основным правилом: чем больше тело раскрывается и чем больше голова и туловище партнера наклоняются к вам – тем более он вовлечен, и наоборот.

      Готовность к активным действиям – резкое вскидывание головы, ранее сравнительно расслабленное тело приобретает отчетливые признаки напряжения, верхняя часть туловища переходит из откинутой на спинку стула позиции в свободную, прямую посадку.

      Концентрация – вертикальные складки на лбу, твердый взгляд вдаль, подчеркнуто закрытый лоб.

      Изложение мыслей при внутренней увлеченности – выпрямление одной или обеих ладоней, открывающихся снизу вверх, к партнеру, жестом убеждения. 

Наступившее понимание – горизонтальные складки на лбу, над очень широко раскрытыми, внимательными глазами, часто при обозначенном кивке головой.

      Внутреннее беспокойство, нервное напряжение – ритмические движения пальцев ног, рук, часто с очень малой амплитудой, движения повторяющегося характера (ёрзанье по стулу, постукивание пальцев, вращение сигаретной пачки, зажигалки и т.д.).

      Выжидание, поиск помощи – прикусывание губ или языка.

      Внутренняя неуверенность, смущение, боязливость – верхняя часть тела подпирается руками, опирающимися на что-либо внизу, закрытая посадка, посадка в готовности вскочить; руки, закрывающие лицо или часть его; покраснение лица.

      Недовольство – прищуренные глаза, неприятная вкусовая реакция, наморщивание носа.

       Задумчивость, обстоятельные размышления – взгляд вдаль при известной расслабленности, медленное потирание лба стирающим движением; приоткрытые пальцы касаются лба, рта, при этом взгляд в неопределенное пространство; закрытые на некоторое время глаза.

      Осторожное наблюдение – движения рук, закрывающие лицо или его части; боковой взгляд при спокойной посадке головы.

      Мужские жесты ухаживания:

- рука, тянущаяся к шее (попытка завязать галстук, пригладить волосы);

- фиксация рук на бёдрах или закладывание больших пальцев за ремень;

- интимный взгляд чуть дольше нормы;

- носок ботинка, направленный в сторону женщины;

- расширенные зрачки.

Женские приемы привлечения внимания:

- поправление одежды;

- прикосновение к волосам;

- фиксация рук на бёдрах или большого пальца за поясом;

- поворот ног и тела в сторону мужчины;

- продленный интимный взгляд;

- учащенный контакт глаз;

- расширение зрачков;

- румянец;

- встряхивание волос;

 - демонстрация запястья;

 - несколько расставленные ноги;

 - покачивание бёдрами;

 - взгляд искоса;

 - слегка приоткрытый рот, влажные губы;

 - губная помада;

 - низкий голос;

 - взгляд через собственное приподнятое плечо;

 - открытые коленки;

 - поигрывание скинутой туфелькой;

 - поглаживание бёдер.

Да, знаковая система BL не поскупилась, снабдив женщину целым арсеналом средств для привлечения внимания мужчины. Ни одна внутренняя психологическая цель человека не реализуется так разнообразно и всесторонне, что косвенно доказывает истинность концепции З.Фрейда о приоритете либидо в человеческом Бессознательном.

Всё вышеизложенное позволяет нам  сделать следующие ВЫВОДЫ о природе  языка BL.

● Знаковая система языка – это знаковая система Сознательного.

● Знаковая система BL – это знаковая система Бессознательного.

● Зона Бессознательного в известной мере противоречит зоне Сознательного.

Человеческий интеллект – постоянное поле битвы между Сознательным и  Бессознательным, поэтому человек по природе своей противоречивая натура.

Ф.НИЦШЕ: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат,       всё-таки говорит  правду».

      Очевидной становится необходимость подстройки знаковой системы BL под конкретную речь, заключающаяся в попытке выстроить на уровне мимики и жестов те знаки, которые подтверждают истинность вашей речи. Это сложно, так как приходится в некоторой степени ломать подсознание. Этот тренинг (часто профессиональный, например, в резидентской деятельности) является многолетней тяжелой работой и никогда не заканчивается полной победой сознания. Только частичных результатов можно добиться на этом пути, потому что BL – это предатель человеческого сознания, то есть, предатель самого человека.

      Например, вы очень внимательно смотрите на собеседника, слушаете его, но не вдумываетесь в его речь, а делаете вывод: этот человек плохо к вам относится – и больше никаких содержательных выводов из его речи не делаете.

Это происходит потому, что Бессознательное, к сожалению, оказалось более информативно, чем Сознательное, и потому более приоритетно.

      Изучение языка  BL и создание полисемиотического словаря – актуальная задача, решение которой – проблематика XXI века.

      Однако следует помнить, что разработки в сфере BL, приводящие в конечном итоге к проникновению в чужое подсознание, могут дорого обойтись человечеству: складывающаяся в течение тысячелетий система коммуникации будет разрушена, поскольку она базировалась на тайне, которую несёт в себе каждая личность. Если человек потеряет тайну, сохранится ли у него возможность быть личностью?

Т.КАРЛЕЙЛЬ: «Мы должны быть осторожны  с тайной личности: не врывайтесь, забыв  почтение, в святая святых человека!»

 

5. ЦВЕТ КАК ЗНАК.

 Цвет может выступать  в качестве любой из трёх разновидностей знака (иконы, сигнала, символа). Его роль зависит от индивидуальных характеристик интерпретатора (психологические особенности личности, личный опыт интерпретатора, его интеллектуальный и духовный уровень).

      Иконическим знаком цвет является в том случае, если оказывает только непосредственное эмоциональное воздействие.

      Сигнальным знаком цвет становится, если эмоциональное воздействие сочетается с личным опытом и психологическими особенностями личности, вызывает определенные ассоциации и формирует настроение.

      Символом цвет становится, если вызываемое им настроение – это только первый слой, ассоциации – второй, а есть ещё третий, глубинный, подпитанный знанием о роли этого цвета в истории человечества, о месте его в культуре.

Николай Серов, сотрудник Российского  Института Цвета, в статье «Цвет  как время, пространство и эмоции» («Петербургский рекламист», 1996г., №11) строит следующую таблицу психологического воздействия цвета.

 

Розовый                           -   нежный, внушающий таинственность.

Красный                          -   волевой, жизнеутверждающий.

Кармин                            -   повелевающий, требующий.

Киноварь                         -   подавляющий.

Охра                                -   смягчает рост раздражения.

Коричневые тона           -   действуют вяло, инертно.

Коричнево-землисты      -   стабилизирующий раздражение.

Темно-коричневый       -    смягчает возбудимость.

Оранжевый                   -    теплый, уютный.

Желтый                         -    контактирующий, излучающий.

Желто-зеленый             -    обновляющий, раскрепощающий.

Пастельно-зеленый      -    ласковый, мягкий.

Оливковый                   -    успокаивающий, смягчающий.

Чисто зеленый              -    требовательный, освежающий.

Сине-зеленый               -    подчеркивает движение, изменчивость.

Серовато-голубой       -    сдержанный.

Светло-синий               -    уводит в пространство, направляет.

Синий                          -    подчеркивает дистанцию.

Фиолетовый                -   углубленный, тяжелый.

Лиловый                      -   замкнутый, изолированный.

Пурпурный                 -   изысканный, претенциозный.

Белый                          -   гасит раздражение.

Серый                         -   не вызывает раздражение.

Черный                      -    не способствует сосредоточению.

 

ВЫВОД.

Цвет – многослойный знак. Семантика  этого знака всегда субъективна  и зависит от личности интерпретатора.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М., 2002.

2. Григорьев Б.В., Чумакова В.И.  Праксиология. Теория успешной работы. – М., 1999.

3. Григорьев Б.В., Чумакова В.И.  Лексикон семиологии. Теория знаков. – Владивосток, 2002.

4. Григорьев Б.В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. – Владивосток, 2003.

5. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория  и практика речевой коммуникации. – М., 2002.

6. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1. – М., 1964; Ч.2 – М., 1965.

7. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М., 1996.

8. Поварнин С.И. Спор. О теории  и практике спора.// Вопросы философии. - №3, 1990.

9. Розин В.М. Типы и дискурсы  научного мышления. – М., 2000.

       10. Шевелёв И.  Афоризмы и мысли. Микромир человека глазами афориста. – М., 1995.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 


Информация о работе Культура речи