Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:26, курс лекций
Следующая цитата из статьи известного литературоведа и философа М.М.Бахтина «Проблема текста в лингвистике» характеризует сложность структуры каждого речевого поступка и хрупкость гармонии: «Высказывание никогда не является только отражением или выражением чего-либо вне его уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое… Но нечто созданное всегда создается из чего-то данного (язык, наблюденное явление действительности, пережитое чувство, сам говорящий субъект, готовое в его мировоззрении и т.п.)».
Всегда принимается во внимание ситуация в целом и все сопровождающие обстоятельства. Только анализ частых повторений одного и того же движения и с разных сторон приводит к надежным результатам.
Усиливающееся внимание к партнеру реализуется в соответствии с основным правилом: чем больше тело раскрывается и чем больше голова и туловище партнера наклоняются к вам – тем более он вовлечен, и наоборот.
Готовность к активным действиям – резкое вскидывание головы, ранее сравнительно расслабленное тело приобретает отчетливые признаки напряжения, верхняя часть туловища переходит из откинутой на спинку стула позиции в свободную, прямую посадку.
Концентрация – вертикальные складки на лбу, твердый взгляд вдаль, подчеркнуто закрытый лоб.
Изложение мыслей при внутренней увлеченности – выпрямление одной или обеих ладоней, открывающихся снизу вверх, к партнеру, жестом убеждения.
Наступившее понимание – горизонтальные складки на лбу, над очень широко раскрытыми, внимательными глазами, часто при обозначенном кивке головой.
Внутреннее беспокойство, нервное напряжение – ритмические движения пальцев ног, рук, часто с очень малой амплитудой, движения повторяющегося характера (ёрзанье по стулу, постукивание пальцев, вращение сигаретной пачки, зажигалки и т.д.).
Выжидание, поиск помощи – прикусывание губ или языка.
Внутренняя неуверенность, смущение, боязливость – верхняя часть тела подпирается руками, опирающимися на что-либо внизу, закрытая посадка, посадка в готовности вскочить; руки, закрывающие лицо или часть его; покраснение лица.
Недовольство – прищуренные глаза, неприятная вкусовая реакция, наморщивание носа.
Задумчивость, обстоятельные размышления – взгляд вдаль при известной расслабленности, медленное потирание лба стирающим движением; приоткрытые пальцы касаются лба, рта, при этом взгляд в неопределенное пространство; закрытые на некоторое время глаза.
Осторожное наблюдение – движения рук, закрывающие лицо или его части; боковой взгляд при спокойной посадке головы.
Мужские жесты ухаживания:
- рука, тянущаяся к шее (попытка завязать галстук, пригладить волосы);
- фиксация рук на бёдрах или закладывание больших пальцев за ремень;
- интимный взгляд чуть дольше нормы;
- носок ботинка, направленный в сторону женщины;
- расширенные зрачки.
Женские приемы привлечения внимания:
- поправление одежды;
- прикосновение к волосам;
- фиксация рук на бёдрах или большого пальца за поясом;
- поворот ног и тела в сторону мужчины;
- продленный интимный взгляд;
- учащенный контакт глаз;
- расширение зрачков;
- румянец;
- встряхивание волос;
- демонстрация запястья;
- несколько расставленные ноги;
- покачивание бёдрами;
- взгляд искоса;
- слегка приоткрытый рот, влажные губы;
- губная помада;
- низкий голос;
- взгляд через собственное приподнятое плечо;
- открытые коленки;
- поигрывание скинутой туфелькой;
- поглаживание бёдер.
Да, знаковая система BL не поскупилась, снабдив женщину целым арсеналом средств для привлечения внимания мужчины. Ни одна внутренняя психологическая цель человека не реализуется так разнообразно и всесторонне, что косвенно доказывает истинность концепции З.Фрейда о приоритете либидо в человеческом Бессознательном.
Всё вышеизложенное позволяет нам сделать следующие ВЫВОДЫ о природе языка BL.
● Знаковая система языка – это знаковая система Сознательного.
● Знаковая система BL – это знаковая система Бессознательного.
● Зона Бессознательного в известной мере противоречит зоне Сознательного.
Человеческий интеллект –
Ф.НИЦШЕ: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, всё-таки говорит правду».
Очевидной становится необходимость подстройки знаковой системы BL под конкретную речь, заключающаяся в попытке выстроить на уровне мимики и жестов те знаки, которые подтверждают истинность вашей речи. Это сложно, так как приходится в некоторой степени ломать подсознание. Этот тренинг (часто профессиональный, например, в резидентской деятельности) является многолетней тяжелой работой и никогда не заканчивается полной победой сознания. Только частичных результатов можно добиться на этом пути, потому что BL – это предатель человеческого сознания, то есть, предатель самого человека.
Например, вы очень внимательно смотрите на собеседника, слушаете его, но не вдумываетесь в его речь, а делаете вывод: этот человек плохо к вам относится – и больше никаких содержательных выводов из его речи не делаете.
Это происходит потому, что Бессознательное, к сожалению, оказалось более информативно, чем Сознательное, и потому более приоритетно.
Изучение языка BL и создание полисемиотического словаря – актуальная задача, решение которой – проблематика XXI века.
Однако следует помнить, что разработки в сфере BL, приводящие в конечном итоге к проникновению в чужое подсознание, могут дорого обойтись человечеству: складывающаяся в течение тысячелетий система коммуникации будет разрушена, поскольку она базировалась на тайне, которую несёт в себе каждая личность. Если человек потеряет тайну, сохранится ли у него возможность быть личностью?
Т.КАРЛЕЙЛЬ: «Мы должны быть осторожны с тайной личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!»
5. ЦВЕТ КАК ЗНАК.
Цвет может выступать в качестве любой из трёх разновидностей знака (иконы, сигнала, символа). Его роль зависит от индивидуальных характеристик интерпретатора (психологические особенности личности, личный опыт интерпретатора, его интеллектуальный и духовный уровень).
Иконическим знаком цвет является в том случае, если оказывает только непосредственное эмоциональное воздействие.
Сигнальным знаком цвет становится, если эмоциональное воздействие сочетается с личным опытом и психологическими особенностями личности, вызывает определенные ассоциации и формирует настроение.
Символом цвет становится, если вызываемое им настроение – это только первый слой, ассоциации – второй, а есть ещё третий, глубинный, подпитанный знанием о роли этого цвета в истории человечества, о месте его в культуре.
Николай Серов, сотрудник Российского Института Цвета, в статье «Цвет как время, пространство и эмоции» («Петербургский рекламист», 1996г., №11) строит следующую таблицу психологического воздействия цвета.
Розовый - нежный, внушающий таинственность.
Красный
Кармин
Киноварь
Охра
Коричневые тона - действуют вяло, инертно.
Коричнево-землисты - стабилизирующий раздражение.
Темно-коричневый - смягчает возбудимость.
Оранжевый - теплый, уютный.
Желтый - контактирующий, излучающий.
Желто-зеленый - обновляющий, раскрепощающий.
Пастельно-зеленый - ласковый, мягкий.
Оливковый - успокаивающий, смягчающий.
Чисто зеленый - требовательный, освежающий.
Сине-зеленый - подчеркивает движение, изменчивость.
Серовато-голубой - сдержанный.
Светло-синий - уводит в пространство, направляет.
Синий - подчеркивает дистанцию.
Фиолетовый - углубленный, тяжелый.
Лиловый - замкнутый, изолированный.
Пурпурный - изысканный, претенциозный.
Белый - гасит раздражение.
Серый - не вызывает раздражение.
Черный - не способствует сосредоточению.
ВЫВОД.
Цвет – многослойный знак. Семантика этого знака всегда субъективна и зависит от личности интерпретатора.
1. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М., 2002.
2. Григорьев Б.В., Чумакова В.И. Праксиология. Теория успешной работы. – М., 1999.
3. Григорьев Б.В., Чумакова В.И. Лексикон семиологии. Теория знаков. – Владивосток, 2002.
4. Григорьев Б.В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. – Владивосток, 2003.
5. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория
и практика речевой
6. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1. – М., 1964; Ч.2 – М., 1965.
7. Михальская А.К. Основы
8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора.// Вопросы философии. - №3, 1990.
9. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. – М., 2000.
10. Шевелёв И. Афоризмы и мысли. Микромир человека глазами афориста. – М., 1995.