Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание

Россия по своему географическому положению находится между Востоком и Западом, соединяя и одновременно разделяя их. Россия включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному типам. Соприкасаясь с ними, она испытывает влияние обоих и является проводником и носителем идей как западного, так и восточного культурных типов. В русской душе всегда боролись два начала, Восток и Запад. Находясь между Востоком и Западом, Россия впитывает традиции и того, и другого.

Содержание

I. Введение (постановка темы, обоснование темы)
II. Основная часть
Основные тенденции и направления в развитии культуры России в XVIII–XX вв.
Тема вольности в русском искусстве и общественно-политической мысли.
Крепостное право как иго умов и драма сердец у творцов русской культуры.
Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.
Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.
III. Заключение
IV. Использованная литератур

Работа состоит из  1 файл

История мировой культуры (сдано).doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     История мировой культуры

     Контрольная работа 
 
 
 
 
 
 

              Факультет: «Издательское дело и журналистика»

              Специальность: «Издательское дело»

              Группа    

              Студентка: Егорова Татьяна 
               
               
               
               
               

     Москва, 2011

     Тема 13. Культура России в  XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление 

     План

     I. Введение (постановка темы, обоснование темы)

     II. Основная часть

    1. Основные тенденции и направления в развитии культуры России в XVIII–XX вв.
    2. Тема вольности в русском искусстве и общественно-политической мысли.
    3. Крепостное право как иго умов и драма сердец у творцов русской культуры.
    4. Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.
    5. Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.

     III. Заключение

     IV. Использованная литература

I. Введение

     Россия  по своему географическому положению  находится между Востоком и Западом, соединяя и одновременно разделяя их. Россия включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному типам. Соприкасаясь с ними, она испытывает влияние обоих и является проводником и носителем идей как западного, так и восточного культурных типов. В русской душе всегда боролись два начала, Восток и Запад. Находясь между Востоком и Западом, Россия впитывает традиции и того, и другого.

     Российский  народ всегда желал свободы, но при  этом нуждался в лидере, авторитарном правителе, заместителе Бога на Земле, который решит все проблемы. Но стоило правителю оказаться недостаточно твердым, поднимался бунт, вследствие которого поднимался новый лидер и продолжал вести русский народ в новом направлении. Рабский менталитет взращивался под видом патриотизма, насаждался через церковь, обеспечивался массовыми расстрелами.

     В русском дворянстве, позднее в интеллигенции, всегда были люди недовольные таким положением вещей, стремившиеся разбудить русский народ, избавить его от крепостничества, рабского мышления, повысить его образование и культуру.

     В.В. Розанов в 1908 г. писал о том, что  нужно не только обучать народ, но и понимать его душу, жить и чувствовать по-народному.

     Цель  этой работы показать основные направления развития национальной русской культуры в свете общественно-политической, социальной жизни.

II. Основные тенденции и направления развития культуры России XVIII–XX вв.

     На  смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое мировоззрение, демократизация и открытость в контактах с культурами других стран. Реформы первой четверти XVIII в. неотделимы от личности Петра I — выдающегося полководца и государственного деятеля. В своих решениях он опирался на тогдашний уровень  знаний об обществе, руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного интереса». В условиях крепостнической России он реализовал свои идеи напористо, с размахом, не считаясь порой с личными интересами подданных. Царь все время находился в движении — создавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, руководил военными действиями.

     Образование при Петре I стало государственной политикой, потому что для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. Стали открываться общие и специальные школы. Молодых людей стали посылать заграницу учиться ремеслу — корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

     Огромным  шагом вперед в развитии просвещения  и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости». Стали создаваться так называемые цифирные школы — начальные образовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме детей крепостных крестьян. В церковноприходские училища принимались дети людей любых сословий. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система.

     Со  второй половины XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Только в конце века в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народные училища. Однако образование не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. Крепостные крестьяне были почти полностью лишены возможности получить образование.

     Вносятся  новшества в архитектуру и  строительство. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц. Это нашло свое воплощение в первую очередь при строительстве новой столицы — Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

     В первой половине XVIII в. господствующим стилем был барокко. Для него характерна монументальность построек, пышность, блеск, великолепие, эмоциональная приподнятость. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

     Крупнейшим  мастером барокко в России был  В. В. Растрелли. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати.

     Выдающимся  зодчим Москвы в 50-х гг. XVIII в. был Д. В. Ухтомский. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г.были заменены каменными. Они имели композицию в виде триумфальной арки с тремя пролетами, были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декоративными вазами. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились выдающиеся русские архитекторы В. П. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

     Во  второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел и величественный классицизм. Для этого стиля характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства. Классицизм предусматривает строгую симметричность планировки, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

     Представителями классицизма в России стали В. П. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. В. П. Баженов построил Михайловский замок в Петербурге, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова в Москве. По проектам М. Ф. Казакова построены Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Дворянское собрание с Колонным залом. И Е. Старов автор Троицкого собора в Александро-Невской лавре, Таврического дворца.

     Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах. Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли — отец знаменитого архитектора. К его лучшим работам относятся бюсты Петра I и А. Д. Меньшикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

     Во  второй половине XVIII в. прославился серией скульптурных портретов Ф. И. Шубин. Он был учеником Академии художеств и совершенствовал свое мастерство заграницей. Им созданы портреты М. В. Ломоносова, Г. А. Потемкина, императора Павла I и др.

     Скульптор М. И. Козловский изобразил А. В. Суворова в аллегорическом образе бога войны Марса. Козловскому принадлежит также статуя для каскада фонтанов в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва».

     Французский скульптор Э. М. Фальконе создал один из символов Петербурга — памятник «Медный всадник».

     В XVIII в. это время расцвета портретной живописи. Основоположники русской светской живописи А. Матвеев и И. Никитин. В своих работах художники показали не только портретные черты своих героев, но и их внутренний мир, духовную индивидуальность. Особенно ярко это выражено в «Автопортрете с женой» А. Матвеева, в портретах Петра I и «Напольном гетмане», принадлежащим И. Никитину. Немного напоминая парсуну, выглядят портреты А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Филигранная техника Ф. С. Рокотова лучше всего передает внутренний мир изображаемых: Портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. В образах, созданных В. Л. Боровиковским, сочетаются декоративная тонкость и изящество с верной передачей характера.

     Портретное  мастерство Д. Левицкого отличалось широтой диапазона — от парадных портретов (Демидова) до интимно-лирических (семи «смольнянок»). Все эти портреты позволяли представить разностороннюю жизнь людей того времени в их частном и общественном бытии: литераторов, актеров, зодчих, ученых, т. е. людей, знаменитых талантами и знаниями, а не происхождением. Портрет стал массовым явлением и за счет множества провинциальных художников. Ими создана обширная галерея образов, включавшая представителей всех слоев российского общества. Так, в Музее истории донского казачества Новочеркасска сохранена коллекция портретов донских атаманов XVIII в., в которых переплелись традиции русской и украинской парсунной живописи. Лучшими художниками академической школы в XVIII в. были К. Брюллов, А. Иванов («Явление Христа народу»).

     В конце XVIII в. формируется богатейшая художественная коллекция мира — Эрмитаж.

     Художественные  вкусы трудового народа находят  яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.

     Украшались  резьбой или росписью прялки, ткацкие  станки и т. д. Расписные детские  игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п.

     В 1702 г. был создан первый публичный  театр. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание — «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели. В 1706 г. Театр прекратил свое существование.

     В 1750 г. в Ярославле возник первый профессиональный русский театр. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. Царским указом он был преобразован в Российский театр.

     В стране насчитывалось более 100 крепостных театров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине. Славу этому театру принесли актеры из крепостных крестьян — актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

     Русский демократический театр XVIII в. показывал  дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

     В XVIII в. появляются первые русские композиторы. В 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены первые  русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина.

     В литературе произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова представлен русский классицизм. А Д. Кантемир явился основоположником наиболее жизненного реально-сатирического направления русского классицизма — таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного прогресса.

Информация о работе Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление