Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:44, контрольная работа
Россия по своему географическому положению находится между Востоком и Западом, соединяя и одновременно разделяя их. Россия включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному типам. Соприкасаясь с ними, она испытывает влияние обоих и является проводником и носителем идей как западного, так и восточного культурных типов. В русской душе всегда боролись два начала, Восток и Запад. Находясь между Востоком и Западом, Россия впитывает традиции и того, и другого.
I. Введение (постановка темы, обоснование темы)
II. Основная часть
Основные тенденции и направления в развитии культуры России в XVIII–XX вв.
Тема вольности в русском искусстве и общественно-политической мысли.
Крепостное право как иго умов и драма сердец у творцов русской культуры.
Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.
Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.
III. Заключение
IV. Использованная литератур
Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н Лебедева.
Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию. В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон. К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.
Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.
Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.
Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.
Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен». Он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем «Курсе русской истории».
Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский).
Художественная литература второй половины XIX — начала ХХ в. опиралась на традиции «золотого века» русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в., предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М.Достоевского (1821-1881) — «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и Л.Н.Толстого (1828-1910) — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.
Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С.Тургенев (1818-1883): его роман «Отцы и дети» отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С.Лесков, поприщем М.Е.Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е гг. известность приобрели произведения А.П.Чехова и В.М.Гаршина, отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.
Демократический дух 1860-х гг. отразился на развитии русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г. участники протеста организовали «Товарищество передвижных выставок»: следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.
К
числу передвижников
Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И.Суриковым («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).
Большую
роль в художественной жизни России
играла деятельность богатых предпринимателей-
В 1860-х гг. заметно развивались музыка и театр. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название «Могучая кучка», данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые русские консерватории.
Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х гг., заметно сказался на развитии художественной культуры. Усилилась тяга к осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем. М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, а также П.И.Чайковский создавали религиозные музыкальные произведения. Творчество Чайковского 1880-1890-х гг. — балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» — стали одной из вершин русской музыки. В архитектуре шел поиск национального стиля, использозовались элементы русского зодчества XVII в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд, 1875), Верхние торговые ряды — ныне ГУМ (А.Н.Померанцев, 1892), Городская дума Москвы (Д.Н.Чичагов, 1890-1892). Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX–XX вв. — «серебряного века» русской культуры.
Художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX–XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения: символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Поэты-символисты — А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, поэты-акмеисты — Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, поэты-футуристы — Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала ХХ в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.
Творчество А.Н. Островского, пьесы которого бичевали общественные пороки, неразрывно связано с Малым театром в Москве.
На рубеже XIX–XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. В начале ХХ в. возник «русский авангард». Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.
Активно
развивалось театральное
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале ХХ в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
Культура России всего двадцатого века — неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Советская культура уничтожила культуру дворянства в результате революции и гражданской войны и культуру крестьянства в результате коллективизации. Культуры пролетариата к моменту уничтожения этих двух культур не было. Советская культура сложилось на основе культуры военных, люмпенов и культуры лагерей.
В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В социалистическом обществе, в идеале, должна была сформироваться новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения. Это должно было способствовать решению ключевой задачи — формированию всесторонне развитой личности.
Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской.
Для того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств творчества деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции. РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году обе организации были распущены.
Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название «культурная революция». Важнейшими ее задачам стали: формирование народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, всеобщее обязательное обучение, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян.
Российская интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава страны, по-разному восприняла революционные события. Многие отказывались вначале от какого-либо сотрудничества с советской властью, и государство перешло к репрессиям. Большая группа ученых, деятелей искусства была выслана из России. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима писатели И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский. Часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть и встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов). Политика Советского государства состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечению ученых к решению задач социалистического строительства.
Информация о работе Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление