Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:44, контрольная работа
Россия по своему географическому положению находится между Востоком и Западом, соединяя и одновременно разделяя их. Россия включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному типам. Соприкасаясь с ними, она испытывает влияние обоих и является проводником и носителем идей как западного, так и восточного культурных типов. В русской душе всегда боролись два начала, Восток и Запад. Находясь между Востоком и Западом, Россия впитывает традиции и того, и другого.
I. Введение (постановка темы, обоснование темы)
II. Основная часть
Основные тенденции и направления в развитии культуры России в XVIII–XX вв.
Тема вольности в русском искусстве и общественно-политической мысли.
Крепостное право как иго умов и драма сердец у творцов русской культуры.
Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.
Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.
III. Заключение
IV. Использованная литератур
История показывает, что любая нация успешно развивается только тогда, когда она развивает свою национальную культуру. Все катаклизмы в России ХХ столетия до сих пор не оказывались роковыми для отечественной культуры. Великая культура России должна сохранить свои основные черты, свое лицо, свое назначение.
Противоречие русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие. Россия всегда хотела приблизиться к европейской социально-политической модели. Правящие классы порой силой насаждали культуру. Однако попытки окультурить широкие народные массы наталкивались на страх потери власти.
По словам В.В. Розанова, «Петр Великий подошел к народу только материально, … желая помочь народу облегчить его вещественно. Но не заметил праздника его души, трагического и светлого…» После Октябрьской революции 1917 г. культура «пришла» к народу. Однако советская культура в скором времени стала подавлять творческую мысль своих граждан.
В начале ХХ в. Бердяев писал: «…долгие десятилетия западничество было господствующим направлением русской мысли. Ни один народ не доходил до такого самоотрицания, как мы, русские». И мы пронесли это самоотрицание в XXI век.
После распада СССР национальные культурные традиции отошли на задний план, и новая Россия опять с восторгом сморит на Запад, на Америку.
В заключение хочу привести слова В.В. Розанова о том, полувосточному, полузападному народу, русским не следует довольствоваться мыслями, составляющую обиходную жизнь Европы, потому что одной ногой мы стоим в Азии.
Бердяев
Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт
персоналистической философии. — http://www.vehi.net/berdyaev/
Бердяев
Н.А. Судьба России. — http://lib.ru/HRISTIAN/
Горностаева Л.Г. Основы культурологи: Курс лекций. — М: РАП, 2011.
История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М.: Проспект, 2009.
История русской культуры ХХ века: Учебное пособие / Под ред. С.В. Морозовой. М.: МГУП, 2002.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2002.
Розанов В.В. Около народной души. — М.: Республика, 2003.
Информация о работе Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление