Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание

Россия по своему географическому положению находится между Востоком и Западом, соединяя и одновременно разделяя их. Россия включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному типам. Соприкасаясь с ними, она испытывает влияние обоих и является проводником и носителем идей как западного, так и восточного культурных типов. В русской душе всегда боролись два начала, Восток и Запад. Находясь между Востоком и Западом, Россия впитывает традиции и того, и другого.

Содержание

I. Введение (постановка темы, обоснование темы)
II. Основная часть
Основные тенденции и направления в развитии культуры России в XVIII–XX вв.
Тема вольности в русском искусстве и общественно-политической мысли.
Крепостное право как иго умов и драма сердец у творцов русской культуры.
Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.
Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.
III. Заключение
IV. Использованная литератур

Работа состоит из  1 файл

История мировой культуры (сдано).doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

     Основную  роль в формировании национального  самосознания и пропаганде современных научных достижений, по-прежнему, играли университеты. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом (здесь учились А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин) и Демидовский в Ярославле.

     Для городского населения недворянского  происхождения создавались средние  учебные заведения — уездные училища, для детей дворян — гимназии и военизированные кадетские училища. По указу 1803 г. гимназии предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет общее число гимназий  было доведено до 43. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или дома. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, воспитанию хороших манер. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты «великой армии» пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

     В первой половине века продолжалось развитие системы женского образования. Новые  институты для дворянских дочерей  были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани и других городах. Программа была рассчитана на 7– 8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы домоводство. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек». Однако основная масса женщин была лишена получить даже начальное образование.

     Особое значение для просвещения населения играло широкое развитие книгопечатания. В  30–40-е годы помимо государственных типографий распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи изданий и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

     В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, «Вестник Европы») печатались не более чем в 1500 экземплярах. С 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета — «Казанские известия». С 1838 г. во многих провинциальных центрах стали издаваться «Губернские ведомости». Начали выходить женские и детские журналы.

     Среди русских журналов начала XIX в. особой популярностью пользовался «Вестник Европы» (основан. Н.М. Карамзиным),  «Полярная звезда» (издавался А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым), «Современник» (основан А.С. Пушкиным), «Отечественные записки» (особую популярность приобрел когда отдел критики возглавлял Белинский). В журналах сотрудничали известнейшие поэты, писатели, критики.

     В 1814 г. в Петербурге начала работать публичная библиотека. В дальнейшем библиотеки появляются во многих провинциальных городах. Начали открываться общедоступные музеи. В Петербурге на основе собраний графа Н.П. Румянцева был создан Румянцевский музей, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических материалов. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). Примечательно, что более быстрыми темпами музейное дело развивалось в провинциальных городах.

     Необходимость просвещения соотечественников  в полной мере осознали русские ученые. Распространению знаний способствовали ежегодные всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки, научные  общества: Географическое, Минералогическое, Химическое, Математическое, Истории, Любителей русской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

     Первая  половина XIX в. — время бурного развития отечественной исторической науки. Было создано общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. «Слово о полку Игореве». Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России. Большую   известность   получили   работы   историков Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина.

     Н.М. Карамзин по поручению Александра I написал историю России. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, прогресса с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий был основным приемом объяснения исторических событий. Автор успел довести события до 1611 г. «История Государства Российского».

     Первую  треть XIX в., называют «золотым веком» русской культуры, которая прошла большой путь развития  от классицизма и сентиментализма, которые еще господствовали в начале века, до прогрессивного романтизма 20–30-х годов и критического реализма, утвердившегося в 40–50-х годах.

     Именно  литература  определила название этого времени  как «золотого века». Утверждаются многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.

     В начале века появились написанные в духе классицизма пьесы Озерова, читатели восхищались «Бедной Лизой» Н. Карамзина, виднейшего представителя отечественного сентиментализма. Бурные события первой половины века, накопившиеся проблемы внутри страны не могли не вызвать к жизни романтизм с его особым интересом к личности, и противопоставлением реальному миру мира идеального. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.

     В.А. Жуковский в своих балладах  воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием. «Дух беспокойный» воссоздает Лермонтов в истории Тамары (поэма «Демон»), пытается передать в космических образах трагедию современного человека и отношение самого поэта к реальной действительности.

     Основоположником  критического реализма в русской  литературе стал, величайший национальный поэт А.С. Пушкин. Связанный дружескими узами со многими декабристами, Пушкин отразил в своем творчестве зарю освободительного движения. Вольнолюбивые стихи и эпиграммы на тогдашних правителей России знала наизусть вся молодежь. Его роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», лирические стихи читались по всей России, становились известны в Польше и Чехии, во Франции и Англии.

     40-е годы — эпоха «гоголевского периода» русской литературы. Н.В. Гоголь создал незабываемые по выразительности картины, яркие и живые образы России в романе «Мертвые души», в комедии «Ревизор» под несравненным юмором нельзя не различить горечь и боль автора за гнетущую атмосферу русской общественной жизни.

     В 40-х годах крепнет  демократическая направленность литературы. Н.А. Некрасов священным долгом художника полагал гражданственную смелость во имя любви к народу. Этому девизу служило творчество и отнюдь не склонного к радикализму молодого И.С. Тургенева. В печатавшихся с 1847 г. «Записках охотника» Тургенев показал высокую мораль подавленного несправедливым строем крепостного человека.  Цензор, допустивший ее к печати, был уволен, а Тургенев, провинившийся еще и некрологом Гоголю, выслан в деревню.

     В первой половине века формируется русский литературный язык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается  словесный факультет в Московском университете и Общество любителей российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство  дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

     Расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные политические позиции. В литературе закладывались основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.

IV. Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.

     Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли на культурное развитие страны. Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса. Именно со второй половины XIX в. люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего — из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX в. именовала «разночинцами». Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политической жизни формировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение. Большинство интеллигентов болезненно переживало свой отрыв от народа, стремилось помочь ему, придерживалось атеистического и материалистического мировоззрения, тяготело к крайним мерам, было враждебно настроено по отношению к церкви и государству. Взгляды и пристрастия интеллигенции наложили сильный отпечаток на культурное развитие России второй половины XIX в.

     В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг. читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы.

     Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в  них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам.

     Политика  правительства в сфере просвещения  характеризовалась значительными  колебаниями. Университетская реформа 1863 г. вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже  в 1871 г. подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого), а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

     В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 г. министр народного просвещения  издал получивший скандальную известность  «циркуляр о кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». На пороге XX в. правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

     С 1880-х гг. при поддержке правительства  усиленно создавались церковные  школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

     Распространению просвещения способствовали публичные  библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

     В 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной  по количеству названий выпускаемой  литературы.

     Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. Тон задавали «толстые» (литературные и общественно-политические) журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х гг. были временем триумфа радикальных органов — «Современника» (руководители — Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов) и «Русского слова» во главе с Д.И.Писаревым. Эстафету у Чернышевского и Писарева переняли в 1868 г. «Отечественные записки» (руководители — Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин), в 1884 г. закрытые правительством за политическую неблагонадежность.

Информация о работе Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление