Роль библейского контекста в формировании идейного замысла и художественной структуры романа Ф.М. Достоевского “Идиот”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:51, доклад

Описание

Цель данного исследования: определить степень влияния библейских контекстов на идейный замысел, художественное своеобразие творчества Ф.М. Достоевского.

Работа состоит из  1 файл

Роль библейского контекста в (Автосохраненный).doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)

Роль  библейского контекста в формировании идейного замысла и художественной структуры романа Ф.М. Достоевского

“Идиот”.

 

Ф.М.Достоевский  является одним из самых сложных  и глубоких писателей 19 века, произведения которого были не только откликом на современные ему события. Они затрагивали общечеловеческие проблемы, волновавшие людей разных стран, времён и народов. Творческое наследие писателя неоднозначно. Поэтому споры, начавшиеся ещё при жизни писателя вокруг его творчества, продолжаются до сегодняшних дней.

Цель  данного исследования: определить степень влияния библейских контекстов на идейный замысел, художественное своеобразие творчества Ф.М. Достоевского.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проследить частоту ссылок на Библию в романах Ф.М. Достоевского.
  2. Выявить основные закономерности использования библейских контекстов, их роль в формировании характеров героев.
  3. Дать определение понятию «контекст».
  4. Проследить личную взаимосвязь автора с Библией.

Актуальность данной вопроса заключается в возросшей заинтересованности Библией, в её влиянии на формирование характера  и мировоззрения человека.

Объектом работы является творчество Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования: роман «Идиот».

Методологическая  основа:

  1. Бахтин М.М. «Проблемы поэтики Достоевского».
  2. Кудрявцев Ю.Г. «Бунт или религия. Мировоззрение Достоевского».
  3. Бердяев Н. «Миросозерцание Достоевского».
  4. Фриндлендер Г.М. «Реализм Достоевского».
  5. Бурсов Б.И. «Личность Достоевского».

 

Одна из острых проблем в творчестве Достоевского- проблема роли библейского материала на творческое сознание писателя.

Начать разговор о Достоевском можно словами  философа Н.Бердяева: “Достоевский был не только

великий художник, он был также великий мыслитель  и великий духовидец ...”.  Автор на протяжении всей жизни искал идеалы, образы, разгадки тайн человеческой жизни. Верным ориентиром на этом пути духовных поисков была для Достоевского Библия.

Для художника мир Библии - отнюдь не мир какой-либо из древних мифологий, но мир вполне реальный, являющийся ощутимой частью собственной жизни. В этой Книге писатель видит совсем иной уровень надмирного бытия. Для него это не просто книга, но и своеобразная полнота книг, то семя, в котором уже пребывают прекрасные плоды христианской словесности.

Библия - “алфавит духовный”, без знания которого, по Достоевскому,

невозможно творчество для  современного художника. В “общении”  с ней

Достоевский открывает высшие истины, художественно запечатленные  в его

произведениях. Библия, по существу, в последние годы становится для

писателя одним из главных источников идей, создающих философско-

религиозный подтекст романов.

Достоевский считал, что только религия, только нравственное усовершенствование может спасти Россию и просвещённую Европу. Выразителем таких идей Ф. Достоевского является главный герой романа “Идиот” князь Мышкин. Его образ раскрывает главный мотив романа - мотив Христа искупителя, пришедшего на землю ради искупления грехов человеческих. В 1962 английский учёный Хингли, анализируя роман, обратил внимание на то, что портрет князя Мышкниа нарисован по библейским канонам: «князь Мышкин был молодой человек…лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками. Глаза его были большие, голубые и пристальные, во взгляде их было что-то тихое, но тяжёлое…» Достоевский изображает Мышкина душевнобольным человеком, страдающим «падучей» болезнью. Отсюда, можно предположить сходство Мышкина с библейским юродивым. Не случайно, роман назван «Идиот». Поведение князя- вызов святости, глумление над тщеславием. Он душевнобольной человек, который является воплощением то, что освещалось христианской церковью. Доброта, понимание, библейское смирении, всепрощение- всё это характерные черты душевнобольного Мышкина.

Существуя для всех и для каждого в отдельности, Князнь-Христос помогает там, где его об этом не просят, но где помощь кажется ему возможной.

В Бурдовском, который  согласился играть роль вымогателя денег  у князя. Мышкин видит не врага, а обыкновенного человека, с присущими ему и плохими и хорошими чертами. Он разглядел в нём благоговение, преклонение перед матерью, святую к ней любовь, стремление определить своё место в этой жизни. Даже в сомнительном “боксёре” Келлере, пьянице и интригане худшего сорта, Мышкин открывает что-то детское и простодушное. Сам Келлер отмечает, что общаясь с князем, он стал намного чище, лучше.

Но в то же время князь в первую очередь сам человек, способный испытывать боль за свою судьбу, за свою жизнь, испытывать разочарование.

Достоевский говорит  о нравственности, нравственном идеале. В Евангелии от Иоанна есть такие  слова: « Я есть Пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» Вот таким пастырем является Мышкин, отдающий свою жизнь другим, страдающий за других. Но сам Мышкин не ощущает себя жертвой, он жизнерадостен, и его человеколюбие противостоит злому миру насилия.

Подлинное христианство, по Достоевскому, предполагает активную позицию, энтузиазм, борьбу и нетерпимость к злу, участие в переработке неблагообразной среды. У Л. Толстого духовные и нравственные искания героев приводят к катарсису, к их новому духовному возрождению. Вспомнить, например, Андрея Болконского или Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер находит счастье в служении народу. У героев же Достоевского духовные и нравственные искания ведут за собой новые неразрешимые противоречия, раздвоённость личности. В образе князя Мышкина также раскрыт мотив всепрощения. Живя в Швейцарии, князь видел казнь преступника. Потрясённый до глубины души этим зрелищем, Мышкин выступает против смертной казни. Он считает её ещё большим преступлением. Для князя Мышкина невыносима мысль о том, что человек знает день своей смерти, готовиться к ней морально и физически. Эпизод о смертной казни навеян личными переживаниями писателя. Зв участие в кружке Петрашевского и чтение запрещенного письма Белинского к Гоголю Достоевский был приговорен к смертной казни, которая была заменена каторгой.

Библейские  мотивы всепрощения и милосердия, всеобщей любви и всеобщего братства, покорства и смирения, воскрешения и мотив Иисуса Христа, великомученика, пришедшего на землю пострадать за людей во имя искупления их грехов - эти и другие реминисценции звучат на страницах книг Достоевского. Этот материал несёт в себе огромную символическую нагрузку. Используя эти мотивы в своём творчестве, Достоевский пытался представить дальнейшее развитие России и Европы, по-своему раскрывая глобальные философские и нравственные проблемы, волнующие людей всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                               

                     Список используемой литературы

1.Ф. М. Достоевский Полное собрание сочинений: в 30 т.- Л.:Наука,

Ленингр. отд-ие, 1983. Т. 30- 455 с.

2.Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.-М.

- 1217 с.

3. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.- В кн.: Бердяев О русских

классиках.- М.: Высш. шк., 1993,с. 36 - 160.

4. Бурсов Б.И. Личность Достоевского –Л.: Советский писатель, 1979.

5. Достоевский Ф.М. и его время. Сборник статей. М.: Просвещение, 1971.

6. Кудрявцев Ю.Г. Бунт  или религия. Мировоззрение Достоевского. М.: МГУ, 1979.

7. Местергази Е. Князь Мышкин и проблема веры в романе Достоевского «Идиот» // (2001). С.292 и др.

8. Юртаева И.А. Об одном евангельском мотиве в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Поэтика русской литературы. М., 2006. С.396.

9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1978. С.267-274

10. Соломина-Минихен Н.Н. (Мать Ксения) .О роли книги Ренана «Жизнь Иисуса» в творческой истории «Идиота» //  ( 2001) .С.100-110;

11. Базанов В. Г. Ипполит Мышкин и его речь на процессе // Рус. лит. 1963. №2. С. 146-148.

12.  Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. М., 1925. 191 с.

13. Роман Достоевского «Идиот»: раздумья, проблемы. Межвуз. Сб. науч. тр. / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1999. 255 с. 
 
 
 
 
 

 


Информация о работе Роль библейского контекста в формировании идейного замысла и художественной структуры романа Ф.М. Достоевского “Идиот”