Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка
1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.
1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.
Начало – исходная ситуация.
I – е отлучка. Функция старших членов семьи героя.II –б запрет.III – b нарушение запрета.
IV – в выведывание.
V – w выдача.VI – г подвох.
VII – g пособничество.
VIII – А нанесение вреда. а недостача.
IX – B сообщение о вреде или недостаче.
X – С начало противодействия.
XI – отправка.
XII – Д даритель испытывает героя.
XIII – Г герой правильно реагирует.
XIV – Z герой получает волшебное средство.
XV – R герой доставляется к месту.
XVI – Б борьба с антагонистом.
XVII – К клеймение.
XVIII – П победа.
XIX – Л ликвидация беды.
XX – герой отправляется в обратный путь.
XXI – Пр преследование.
XXII – Сп спасение.
XXIII – Х неузнанное прибытие.
XXIV – Ф ложный герой предъявляет лжепретензии.XXV – З трудная задача.
XXVI – Р её решение. XXVII – У героя узнают.
XXVIII – О обличение ложного героя.
XXIX – Т трансформация.
XXX – Н наказание.
XXXI – С свадьба.
2 билет. Содерж. и жанр.особ. «Пов.Вр.Лет»
«Повесть временных лет», как и большинство летописей, — свод, основанный на предшествующих летописных сочинениях, включает в себя фрагменты из различных источников. «Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны. Это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах.
Композиционное
своеобразие "Повести временных
лет" проявляется в соединении
множества жанров в этом произведении.
В летописном тексте можно различить
как бы два типа повествования, существеннейшим
образом отличающихся друг от друга.
В «Повесть», помимо кратких погодных
записей, вошли и тексты документов,
и пересказы фольклорных
В «Повести временных лет» особое место занимают рассказы, восходящие к устным историческим преданиям и легендам. Именно таковы рассказы о первых русских князьях: Олеге, Игоре, княгине Ольге, о Святославе, о времени Владимира. В этих рассказах особенно проявился тот стиль летописного повествования, который Д. С. Лихачев назвал эпическим стилем.
Есть в «Повести временных лет» рассказы фольклорного происхождения. К ним относятся предание о смерти Олега, послужившее основой сюжета для пушкинской «Песни о вещем Олеге», рассказ о юноше-кожемяке, победившем печенежского богатыря, и некоторые другие.
Но в летописи
мы встречаем и другие рассказы,
сюжетами которых явились те или
иные частные факты. Таково, например,
сообщение о восстании в
3 билет. «Слово»-проблем,поэт,отличия
Проблематика: Автор показывает, что причина поражения кроется в феодальной раздробленности Руси, и убеждает в необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия», как было во времена «старого Владимира».
Мотивом единства Русской земли связан и поэтический плач жены Игоря Ярославны.
Поэтика: метафорическое мышление автора «Слова…». Особое поэтическое воздействие имеют в «Слове…» термины, образы и метафоры из военного, земледельческого и охотничьего быта; образы, заимствованные из языческих представлений о мире, сравнения, противопоставления, перечисления; ярко представлены представления, которые почерпнуты из произведений народного творчества: звон — слава, увядание травы — горе; обилие прямой речи. По своим художественным особенностям «Слово…» может быть сближено с такими произведениями раннесредневекового эпоса, как «Песнь о Нибелунгах», и особенно «Песнь о Роланде», с которой «Слово…» имеет много общего.
Отличие: «Слово» исторически достоверно. отличие заключается в близости произведения к народной поэзии. это можно увидеть в жанре плача - само Слово... схоже с жанром мужского плача по погибшим бойцам + присутствует женский плач Ярославны.
Кроме того, идеализированные
образы князей напоминают об описании
героев в былинных циклах и отсутствует
враждебность к язычеству.
4 билет. «Поучение Владимира Моном.»
Проблематика: Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод. Проблема: единство Руси перед лицом борьбы с половцами.
Жанр:
Поучение – это жанр, в котором древнерусские
летописцы пытались представить модель
поведения для любого древнерусского
человека: и для князя, и для простолюдина.
5 билет. Особен. житий. Борис и Глеб.
Житие – жизнеописание
святых людей. Составляются после смерти.
Они практически никогда не описывает
жизнь в хронологическом
Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба написал Нестор.
Сюжет: Борис
и Глеб – братья Ярослава и Святополка.
Святополк обманул их смертью отца и слуги
убили их по очереди. Перед смертью
святые молились за свой род и в том числе
за убийцу.
6 билет. Житие Феодосия Печерского
Феодосий избегал детских игр и предпочитал церковную службу. Характерные эпизоды: неузнавание святого. К книжной культуре относился с трепетом. Любил смотреть, как кто-то переписывает книги, а он изготовлял переплеты. Можно заметить параллель с Гоголем: Чичиков приезжал к Плюшкину, у которого на территории было 2 церкви, с ним же он беседовал на тему священников.
Феодосий с
детства увлекался религией, а
мама всегда его била за это. Его
постриг в монахи Никон. Всю жизнь
жил в пещере, там его и похоронили.
7 билет. Житие Авраамия Смоленского
У добрых родителей
Авраамия — двенадцать дочерей, они
хотят сына. У них он рождается
и посвящает всю свою жизнь
Богу, раздарив наследство бедным. Игумен
решил испытать Авраамия и принудил
принят сан священника. Теперь он читал
литургии. Под его влиянием раскаивалось
много людей, дьявол решил погубить Авраамия.
Он ставит людей против святого. Дьявол
входил в людей и заставлял простых и верующих
клеветать на него. Авраамия заперли в
монастыре. Священник Лазарь предсказал
беду, если к Авраамию будет плохое отношение,
так и случилось – высохли сады. Авраамию
разрешили помолиться, с того момента
начал лить дождь.
8 билет. «Петр и Февр.» как житие
Повесть о Петре и Февронии» написана выдающимся писателем и публицистом Ермолаем Еразмом в конце 40-х гг. В рукописных сборниках повесть обычно называется «житием», так как была написана в связи с канонизацией новых Муромских Чудотворцев в 1547-1549 гг.
Петр заболел
язвами, когда убил змия, вызывавшего
на блуд жену брата Павла, Агриковым
мечом. Его исцелила Феврония, которая
стала его женой. Она могла творить чудеса.
Умерли они в один день, 25 июня. Похоронили
их раздельно, но их тела перенеслись в
единый гроб, который сейчас лежит в соборной
церкви Рождества Богородицы.
9 билет. Житие Иоанна Новгород. как житие
Однажды бес забрался к Иоанну Новгородскому в умывальницу. Он перекрестил этот сосуд с водой, и бес не мог выйти. Святой согласился выпустить беса, с условием, что бес отвезёт его этой же ночью в Иерусалим и привезёт обратно. Так и произошло. Бес, уходя из кельи святого Иоанна, просил его никому не говорить о случившемся, угрожая в противном случае оклеветать святого.
Иоанн рассказал о произошедшем, но как будто это произошло не с ним.
С этого дня бес начал возводить клевету на святого. Он превращался в женщину, и люди видели, что из кельи Иоанна выходит блудница.
Иоанна схватили и, не слушая его оправданий, осудили как блудника. Его вывели на Великий мост, что на реке Волхве, и посадили на плот, чтобы он выплыл из города вниз по реке.
Но плот поплыл против течения, вверх по реке к монастырю святого Георгия. А святой тем временем молился о новгородцах. Увидев это чудо, люди поняли, что осудили архиепископа неправильно, по бесовскому наваждению. Тогда святой внял им, приплыл к берегу, вышел на сушу, всех простил и благословил. Все вместе пошли в монастырь святого Георгия.
Сюжет схож с
гоголевскими Вечерами на хуторе близ
Диканьки.
10 билет. Пространство в культ. Хождение.
Особенности восприятия пространства людьми средневековой эпохи обусловливались рядом обстоятельств: их отношением к природе, включая сюда и производство, способом их расселения, их кругозором, который в свою очередь зависел от состояния коммуникаций. Путешествие в период раннего средневековья было опасным и длительным предприятием. Опасным, ибо разбойники были почти неотъемлемым признаком большой дороги. Длительным, - ибо средства передвижения были не в лучшем состоянии, чем пути.
Главное отличие
хождений от путешествий: хождение –
это паломничество по большей
части. Главной целью паломников
было поклонение христианским святыням
в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе
и в других восточнохристианских
центрах. Средневековая русская письменность
знает 3 анти хождения – 2 хождения на Флорентийский
собор, Хождение за три моря Афанасия Никитина.
11 билет. Хожден за 3 моря Афанасия Никитина.
Тверской купец проехал три моря: первое море Дербентское (Каспийское), дарья Хвалисская; второе море — Индийское, дарья Гундустанская; третье море Черное, дарья Стамбульская» (дарья по-перс. — море)
Его ограбили много
раз, он жалуется, что не знает, когда
празднуется Пасха, что его принуждают
к принятию мусульманства, чтобы
вернуть своего жеребенка, что он
не может помолиться без книг. Кончается
молитвой – смесью древнерусского,
персидского и арабского языка
с отдельными словами из хинди.
12 билет.Повесть о новгородском белом клобуке.
Письмо к архиепископу Геннадию, который должен был разузнать в Италии, почему новгородские епископы носят клобук. Нашелся человек, который смог это объяснить. «Император Константин заболел проказой, и жрецы сказали, что единственный способ излечиться – искупаться в крови 300 младенцев. Константин собрал их, однако ночью накануне он слышит плач матерей, а потом во сне ему являются апостолы Петр и Павел, которые просят отдать младенцев обратно и обещают , что его вылечит Сильвестр. Он отправляется к архиепископу Сильвестру, принимает христианство, отдает Сильвестру Рим, а сам перебирается в Константинополь, но перед поездкой он изготавливает священный белый клобук, который стал символом церкви, и дарит его Сильвестру. О клобуке забыли, пока не появился Папа Формоза. Папа велел клобук услать за моря, однако моряк еле уцелел в буре и привез клобук обратно. Апостолы Петр и Павел пришли во сне к Формозе и попросили отослать клобук в Константинополь. К епископу в Константинополе в сон пришли апостолы и попросили отправить клобук в Новгород, так как там истинное христианство.
Произошло это
через пару веков после раскола
христианской церкви на православную
и католическую.
13 билет. РусЛит 16 век и Домострой.
Русская литература 16 века в основном в эпистолярном жанре, обязательно связано с церковью, с верой. Написаны Четьи Минеи.