Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

1 билет. Принципы построения волш. сказки

В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.

     Состав  сказки:

Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный  даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.

Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого  героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Начало –  исходная ситуация.

I – е отлучка. Функция старших членов семьи героя.II –б запрет.III – b нарушение запрета.

IV – в выведывание.

V – w выдача.VI – г подвох.

VII – g пособничество.

VIII – А нанесение вреда. а недостача.

IX – B сообщение о вреде или недостаче.

X – С начало противодействия.

XI –       отправка.

XII – Д даритель испытывает героя.

XIII – Г герой правильно реагирует.

XIV – Z герой получает волшебное средство.

XV – R герой доставляется к месту.

XVI – Б борьба с антагонистом.

XVII – К клеймение.

XVIII – П победа.

XIX – Л ликвидация беды.

XX –     герой отправляется в обратный путь.

XXI – Пр преследование.

XXII – Сп спасение.

XXIII – Х неузнанное прибытие.

XXIV – Ф ложный герой предъявляет лжепретензии.XXV – З трудная задача.

XXVI – Р её решение. XXVII – У героя узнают.

XXVIII – О обличение ложного героя.

XXIX – Т трансформация.

XXX – Н наказание.

XXXI – С свадьба. 

2 билет. Содерж. и жанр.особ. «Пов.Вр.Лет»

«Повесть временных  лет», как и большинство летописей, — свод, основанный на предшествующих летописных сочинениях, включает в  себя фрагменты из различных источников. «Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы с гордостью  вспоминают о славном прошлом  своей страны. Это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах.

     Композиционное  своеобразие "Повести временных  лет" проявляется в соединении множества жанров в этом произведении. В летописном тексте можно различить  как бы два типа повествования, существеннейшим  образом отличающихся друг от друга. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы. Мы встретим в ней и богословский трактат — «речь философа», и  житийный по своему характеру рассказ  о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику.

     В «Повести временных лет» особое место  занимают рассказы, восходящие к устным историческим преданиям и легендам. Именно таковы рассказы о первых русских  князьях: Олеге, Игоре, княгине Ольге, о Святославе, о времени Владимира. В этих рассказах особенно проявился тот стиль летописного повествования, который Д. С. Лихачев назвал эпическим стилем.

     Есть  в «Повести временных лет» рассказы фольклорного происхождения. К ним  относятся предание о смерти Олега, послужившее основой сюжета для  пушкинской «Песни о вещем Олеге», рассказ о юноше-кожемяке, победившем печенежского богатыря, и некоторые  другие.

Но в летописи мы встречаем и другие рассказы, сюжетами которых явились те или  иные частные факты. Таково, например, сообщение о восстании в Ростовской земле, возглавлявшемся волхвами, рассказ о том, как некий новгородец гадал у кудесника (оба — в статье 1071 г.), описание перенесения мощей Феодосия Печерского (в статье 1091 г.).

3 билет. «Слово»-проблем,поэт,отличия

Проблематика: Автор показывает, что причина поражения кроется в феодальной раздробленности Руси, и убеждает в необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия», как было во времена «старого Владимира».

Мотивом единства Русской земли связан и поэтический  плач жены Игоря Ярославны.

Поэтика: метафорическое мышление автора «Слова…». Особое поэтическое воздействие имеют в «Слове…» термины, образы и метафоры из военного, земледельческого и охотничьего быта;  образы, заимствованные из языческих представлений о мире, сравнения, противопоставления, перечисления; ярко представлены представления, которые почерпнуты из произведений народного творчества: звон — слава, увядание травы — горе; обилие прямой речи. По своим художественным особенностям «Слово…» может быть сближено с такими произведениями раннесредневекового эпоса, как «Песнь о Нибелунгах», и особенно «Песнь о Роланде», с которой «Слово…» имеет много общего.

Отличие: «Слово» исторически достоверно. отличие заключается в близости произведения к народной поэзии. это можно увидеть в жанре плача - само Слово... схоже с жанром мужского плача по погибшим бойцам + присутствует женский плач Ярославны.

Кроме того, идеализированные образы князей напоминают об описании героев в былинных циклах и отсутствует враждебность к язычеству. 

4 билет. «Поучение Владимира Моном.»

Проблематика: Князь старается внушить своим детям правила нравственности,  укорененной в христианской вере,  а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод. Проблема: единство Руси перед лицом борьбы с половцами.

Жанр: Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. 

5 билет. Особен. житий. Борис и Глеб.

Житие – жизнеописание  святых людей. Составляются после смерти. Они практически никогда не описывает  жизнь в хронологическом порядке  событий, но всегда есть место чуду, совершенному святым.

Чтение о житие  и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба написал Нестор.

Сюжет: Борис и Глеб – братья Ярослава и Святополка. Святополк обманул их смертью отца и слуги убили их  по очереди. Перед смертью святые молились за свой род и в том числе за убийцу. 

6 билет. Житие Феодосия Печерского

Феодосий избегал  детских игр и предпочитал  церковную службу. Характерные эпизоды: неузнавание святого. К книжной  культуре относился с трепетом. Любил  смотреть, как кто-то переписывает книги, а он изготовлял переплеты. Можно  заметить параллель с Гоголем: Чичиков  приезжал к Плюшкину, у которого на территории было 2 церкви, с ним  же он беседовал на тему священников.

Феодосий с  детства увлекался религией, а  мама всегда его била за это. Его  постриг в монахи Никон. Всю жизнь  жил в пещере, там его и похоронили. 

7 билет. Житие Авраамия Смоленского

У добрых родителей  Авраамия — двенадцать дочерей, они  хотят сына. У них он рождается  и посвящает всю свою жизнь  Богу, раздарив наследство бедным. Игумен решил испытать Авраамия и принудил принят сан священника. Теперь он читал литургии. Под его влиянием раскаивалось много людей, дьявол решил погубить Авраамия. Он ставит людей против святого. Дьявол входил в людей и заставлял простых и верующих клеветать на него. Авраамия заперли в монастыре. Священник Лазарь предсказал беду, если к Авраамию будет плохое отношение, так и случилось – высохли сады. Авраамию разрешили помолиться, с того момента начал лить дождь. 
 
 
 
 
 
 
 

8 билет. «Петр и Февр.» как житие

Повесть о Петре  и Февронии» написана выдающимся писателем  и публицистом Ермолаем Еразмом в конце 40-х гг. В рукописных сборниках повесть обычно называется «житием», так как была написана в связи с канонизацией новых Муромских Чудотворцев в 1547-1549 гг.

Петр заболел  язвами, когда убил змия, вызывавшего  на блуд жену брата Павла, Агриковым мечом. Его исцелила Феврония, которая стала его женой. Она могла творить чудеса. Умерли они в один день, 25 июня. Похоронили их раздельно, но их тела перенеслись в единый гроб, который сейчас лежит в соборной церкви Рождества Богородицы. 

9 билет. Житие Иоанна Новгород. как житие

Однажды бес  забрался к Иоанну Новгородскому в умывальницу. Он перекрестил этот сосуд с водой,  и бес не мог выйти.  Святой согласился выпустить беса,  с условием,  что бес отвезёт его этой же ночью в Иерусалим и привезёт обратно.  Так и произошло. Бес,  уходя из кельи святого Иоанна,  просил его никому не говорить о случившемся,  угрожая в противном случае оклеветать святого.

Иоанн рассказал  о произошедшем, но как будто это произошло не с ним.

С этого дня  бес начал возводить клевету  на святого.  Он превращался в  женщину,  и люди видели,  что  из кельи Иоанна выходит блудница.

Иоанна схватили и,  не слушая его оправданий,  осудили как блудника.  Его  вывели на Великий мост,  что на реке Волхве,  и посадили на плот,  чтобы он выплыл из города вниз по реке.

Но плот поплыл против течения,  вверх по реке к  монастырю святого Георгия.  А  святой тем временем молился о  новгородцах.  Увидев это чудо,  люди поняли,  что осудили архиепископа неправильно,  по бесовскому наваждению. Тогда святой внял им,  приплыл к берегу,  вышел на сушу,  всех простил и благословил.  Все вместе пошли в монастырь святого Георгия.

Сюжет схож с  гоголевскими Вечерами на хуторе близ Диканьки. 

10 билет. Пространство  в культ. Хождение.

Особенности восприятия пространства людьми средневековой  эпохи обусловливались рядом  обстоятельств: их отношением к природе, включая сюда и производство, способом их расселения, их кругозором, который  в свою очередь зависел от состояния  коммуникаций. Путешествие в период раннего средневековья было опасным и длительным предприятием. Опасным, ибо разбойники были почти неотъемлемым признаком большой дороги. Длительным, - ибо средства передвижения были не в лучшем состоянии, чем пути.

Главное отличие  хождений от путешествий: хождение –  это паломничество по большей  части. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе  и в других восточнохристианских центрах. Средневековая русская письменность знает 3 анти хождения – 2 хождения на Флорентийский собор, Хождение за три моря Афанасия Никитина. 

11 билет. Хожден за 3 моря Афанасия Никитина.

Тверской купец  проехал три моря: первое море Дербентское (Каспийское),  дарья Хвалисская; второе море — Индийское,  дарья Гундустанская; третье море Черное,  дарья Стамбульская» (дарья по-перс.  — море)

Его ограбили много  раз, он жалуется, что не знает, когда  празднуется Пасха, что его принуждают к принятию мусульманства, чтобы  вернуть своего жеребенка, что он не может помолиться без книг. Кончается  молитвой – смесью древнерусского, персидского и арабского языка  с отдельными словами из хинди. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12 билет.Повесть о новгородском белом клобуке.

Письмо к архиепископу Геннадию, который должен был разузнать  в Италии, почему новгородские епископы носят клобук. Нашелся человек, который  смог это объяснить. «Император Константин заболел проказой, и жрецы сказали, что единственный способ излечиться – искупаться в крови 300 младенцев. Константин собрал их, однако ночью  накануне он слышит плач матерей, а  потом во сне ему являются апостолы Петр и Павел, которые просят отдать младенцев обратно и обещают , что его вылечит Сильвестр. Он отправляется к архиепископу Сильвестру, принимает христианство, отдает Сильвестру Рим, а сам перебирается в Константинополь, но перед поездкой он изготавливает священный белый клобук, который стал символом церкви, и дарит его Сильвестру. О клобуке забыли, пока не появился Папа Формоза. Папа велел клобук услать за моря, однако моряк еле уцелел в буре и привез клобук обратно. Апостолы Петр и Павел пришли во сне к Формозе и попросили отослать клобук в Константинополь. К епископу в Константинополе в сон пришли апостолы и попросили отправить клобук в Новгород, так как там истинное христианство.

Произошло это  через пару веков после раскола  христианской церкви на православную и католическую. 

13 билет. РусЛит 16 век и Домострой.

Русская литература 16 века в основном в эпистолярном жанре, обязательно связано с  церковью, с верой. Написаны Четьи Минеи.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"