Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа
Цель работы: проследить, как раскрывается основная тема русской литературы – поиск правды и истины в произведениях XIX и XX века, выявить сходство и различие в раскрытии данной проблемы разными писателями: Ф.М.Достоевским и М.А.Булгаковым.
Стр.
Введение. Тема поиска правды и истины в русской литературе. …... 2
1. Глава 1. Пути и способы поиска жизненной правды героями романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
1.1 Особенности исторических эпох, в которые помещены герои романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита», и их влияние на образы героев. …………………………………..
4
1.2. Искания и заблуждения героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова: сходства и различия. Смысл религиозной символики в романах. ………….
11
1.3. Роль православия в поиске жизненной правды. ………………… 25
2. Глава 2. Путь к истине героев романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита».
2.1. Смысл истины для героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова. 30
2.2. Приход к идее православия и христианской правде в романе «Преступление и наказание» и уход в царство тьмы и вечный покой героев романа «Мастер и Маргарита». …………………..
37
Заключение. Философский смысл романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». ……………………………………………………………..
42
Библиография. …………………………………………………….. 45
Содержание.
Стр. | ||
Введение. Тема поиска правды и истины в русской литературе. …... | 2 | |
1. | Глава 1. Пути и способы поиска жизненной правды героями романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». | |
1.1 | Особенности исторических эпох, в которые помещены герои романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита», и их влияние на образы героев. ………………………………….. | 4 |
1.2. | Искания и заблуждения героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова: сходства и различия. Смысл религиозной символики в романах. …………. | 11 |
1.3. | Роль православия в поиске жизненной правды. ………………… | 25 |
2. | Глава 2. Путь к истине героев романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита». | |
2.1. | Смысл истины для героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова. | 30 |
2.2. | Приход к идее православия и христианской правде в романе «Преступление и наказание» и уход в царство тьмы и вечный покой героев романа «Мастер и Маргарита». ………………….. | 37 |
Заключение.
Философский смысл романов Ф.М. |
42 | |
Библиография. …………………………………………………….. | 45 |
Введение. Тема поиска
правды и истины в русской
литературе.
Русская литература является сокровищницей мировой культуры, тем неиссякаемым источником, из которого черпали и будут черпать проблемы и образы для своих произведений искусства художники многих стран и времен.
Именно русская литература отличается особой остротой моральных вопросов и философских проблем, которые она ставит в произведениях.
Русская литература открыла миру множество тем: тему героя своего времени, тему «униженных и оскобленных», народную тему…
Однако все темы, разрабатываемые русской литературой, можно объединить в одну большую тему – это поиск жизненной правды и истины. Разве не пытались найти свою правду жизни, не пытались постичь истину Чацкий и Онегин, Печорин и Базаров, «маленькие люди» Достоевского и Чехова, горьковские «босяки» и «чудики» Шукшина, персонажи Бунина, Платонова, Солженицына и Распутина?
Основой русской художественной традиции является православие, и именно поэтому в русской литературе большое место отводится нравственным исканиям писателей и их героев, так как нравственность и есть та главная категория, которая является стержнем православного христианства. Среди важнейших вопросов, поставленных русской литературой, вопрос о религии занимает особое место. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и все они предстали перед человеком в виде вопросов, требующих безотлагательного решения. Сама насущность этих вопросов, само сознание, что от них зависит дальнейшая судьба и всего человечества, и каждого человека, ясно показали, что усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедиться в истинности своей прежней веры. Ф.М.Достоевский очень хорошо это осознавал, и это оказало немалое влияние на его творчество, ведь предшественники Достоевского никогда так ясно, как он в романах «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание», не ставили вопрос о нравственности человека.
Тема реферата – основная тема русской литературы – поиск правды и истины. Я считаю эту тему актуальной, так как она поможет нам найти свою правду жизни и постичь ее истину, поможет встать на правильный жизненный путь и идти по нему достойно.
Секрет непреходящей актуальности творчества Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова состоит в том, что это необычайно тонкие и проницательные писатели. Они удивительно остро чувствовали время, и не только то, в котором жили, но и то, которое наступит, и эта устремленность, обращенность в будущее делает их произведения на редкость современными нам и нашей эпохе, открывающей двери в XXI век.
Цель
работы: проследить, как раскрывается
основная тема русской литературы –
поиск правды и истины в произведениях
XIX и XX века, выявить сходство и различие
в раскрытии данной проблемы разными писателями:
Ф.М.Достоевским и М.А.Булгаковым.
Глава
1. Пути и способы поиска
жизненной правды героями
романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
и романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
1.1.
Особенности исторических
эпох, в которые
помещены герои
романов «Преступление
и наказание и
«Мастер и Маргарита»,
и их влияние на образы
героев.
Между
романом «Преступление и
Размышляя над созданием романа, ставшего одним из ключевых произведений его творчества и одной из самых сложных книг мировой литературы, Достоевский пристальное внимание уделял общественно-политической атмосфере конца 60-х годов XIX века. В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе проявились первые симптомы общественной болезни, которые принесли неисчислимые беды человечеству XX века – отсутствие нравственных ориентиров, оторванность – скорее даже вырванность из почвы и эгоизм.(3)
Достоевский видел, как пореформенная ломка российского общества, разрушая его вековые устои, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов; от исторической памяти. Личность выпадала из «экологической» системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от «самоновейшей» науки, от «последних слов» идейной жизни общества. В самом романе мы находим множество указаний на те факты из окружающей жизни, которые воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после того как, по словам Л.Н.Толстого, «все в России переворотилось».
Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все его нравственные устои. С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм – «бес национального богатства», несущий вражду, хаос, Лужиных и Свидригайловых.
Особенную опасность этого писатель видел для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек «случайного племени», одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне сложные, противоречивые отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью сомнительных идей и общественных теорий, которые носились в воздухе пореформенной России.
Совсем иная эпоха предстает перед нами в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Это тридцатые годы XX века. Советская Россия. Но что же мы видим в этой эпохе. Мы видим многие из тех признаков общественной жизни, которые в свое время описал Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» Поломан и порушен привычный уклад жизни. Произошла революция. Кардинально сменились ценности и жизненные ориентиры людей. Вера в Бога заменена ее полным отрицанием (в описании московских пейзажей отсутствует взорванный Храм Христа Спасителя). Властью пропагандируется вера в коммунизм и в светлое будущее человечества. Но официальная советская пропаганда плохо сочетается с реальной жизнью, с нелепостью советских учреждений, с многочисленными пороками отдельных персонажей. Эти пороки олицетворяются Степой Лиходеевым, взяточником Никанором Босым, жадной старушенцией Аннушкой, жуликом-буфетчиком Андреем Фомичом, прелюбодеем Семплияровым.
Кроме изображения советской эпохи в главы романа «Мастер и Маргарита» вклиниваются описания истории Понтия Пилата и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Фрагменты этой истории по-разному вводятся в текст: то, как рассказ Воланда, то, как сон Ивана Бездомного, то, как части созданного Мастером романа. Таким образом, в итоговой книге Булгакова сопряжены два временных плана и два по-разному организованных художественных пространства. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня. Действие романа об Иешуа и Понтии Пилате разделяет временной интервал почти в два тысячелетия. Булгаков как бы утверждает при помощи этой временной параллели, что проблемы добра и зла, свободы и несвободы человеческого духа, а также отношения его с обществом актуальны для любой эпохи и даже связаны друг с другом неразрывной нитью. Эта философская мысль Булгакова сквозной линией проходит по всему роману.
«Роман построен на необычном контрасте двух образов зла. Одного – Воланда и его свиты. И другой образ – это зло беспросветного большевистского ада», - полагает священник Пафнутий Жуков. – «Причем ученики сатаны настолько превзошли своего учителя, что все проделки мессира и его компании предстают на фоне кровавых тридцатых годов всего лишь заурядным шутовством. Большевики превзошли мессира: они создали совершенную бездуховность, уничтожили культуру и человечность. Перед созданным ими жутким миром Воланд с подручными выглядят просто бродячим цирком». В советском мире двадцатых-тридцатых годов прошлого века черная магия оказывается менее примечательной, чем реальный быт, с его ночными исчезновениями и другими видами узаконенного насилия. Но о российском тиране в московских главах ни слова. Читателю самому представляется возможность догадаться, по чьей воле производятся аресты, из квартир исчезают люди, а «тихие, прилично одетые граждане с внимательными и в то же время неуловимыми глазами» стараются запомнить как можно больше и доставить информацию по нужному адресу. Доносчики сидят повсюду. Все москвичи выглядят на одно лицо, ничем друг от друга не отличаются. Словом, граждане, винтики общества. Любой человек необычной наружности, в дорогом костюме, немного странный, воспринимается ими как иностранец, «заграничный чудак». А знают ли о нем в бюро иностранцев? Необходимо принять меры!
Кощунственна сама жизнь москвичей и действия сатанистов, изображенных в нем. Москвичи предстают как большие вруны. Они обманывают друг друга и самих себя. Аннушка, виновная в убийстве Берлиоза по неосторожности, начала врать, когда в ее руки случайно попала золотая подкова: «Так это ваша подковочка? А я смотрю, лежит в салфеточке. Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай, как звали». Жадность и лицемерие управляют такими людьми. Не прочь обмануть, пусть даже и самого себя, был Римский. Он снял трубку телефонного аппарата, совершив над собою форменное насилие, но с радостью обнаружил, что телефон его мертв: отвалилась необходимость звонить.
Самостоятельным героем романа является дом на Садовой. И вовсе не потому, что в нем жил Булгаков. Это был первый в Москве (и в стране!) опыт по организации нового коммунистического быта. Дом образцовой рабочей коммуны. Именно здесь впервые была опробована модель коммунального проживания людей. Тут были обозначены ориентиры нового быта: общая кухня, один туалет на всех, кладовка в ванной, телефонный разговор только в прихожей при свидетелях. Булгаков, который чудом попал в этот дом в 1924 году по личному распоряжению Крупской, воочию увидел все последствия этого социального эксперимента: ванны в черных страшный пятнах от сбитой эмали, буржуйки, которые топят паркетными плитками, и прочие мерзости. В квартире №50 в доме №302-бис, где до своего появления на Патриарших прудах жил гражданин Берлиоз, творятся сомнительные дела. В помещении, равно как и в душах его обитателей, царил беспорядок, к тому же периодически из квартиры исчезали люди. Прямо колдовство какое-то! А колдовству, как известно, стоит только начаться, как его ничем не остановишь. Воланд не случайно выбрал квартиру, где сожительствовали искусство и разврат, олицетворяемые Берлиозом и Лиходеевым. После исчезновения Степы Лиходеева квартира стала приютом для нечистой силы.
Понаблюдав за метаморфозами москвичей, который испортил квартирный вопрос, Булгаков окончательно убедился в своих подозрениях, что коммунистический быт окончится крахом.
Общим для эпох, изображенных и Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание» и М.А.Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» являются общее падение нравственности, рост бездуховности и потеря нравственных ориентиров людьми.
Отсюда и образы главных героев романов, предстающих перед нами, как порождение своей эпохи.
Падение нравственности, рост преступности составляют основной мотив «Преступления и наказания», к которому писатель возвращается вновь и вновь, делая тревожащие его вопросы предметом раздумий всех своих героев. Стремясь придать произведению характер животрепещущей современности, Достоевский развертывает свой замысел на фоне главных идей, запросов и фактов своего времени, создающих в сознании читателя живое впечатление текущего дня.
Информация о работе Тема поиска правды и истины в русской литературе