Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа
Цель работы: проследить, как раскрывается основная тема русской литературы – поиск правды и истины в произведениях XIX и XX века, выявить сходство и различие в раскрытии данной проблемы разными писателями: Ф.М.Достоевским и М.А.Булгаковым.
Стр.
Введение. Тема поиска правды и истины в русской литературе. …... 2
1. Глава 1. Пути и способы поиска жизненной правды героями романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
1.1 Особенности исторических эпох, в которые помещены герои романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита», и их влияние на образы героев. …………………………………..
4
1.2. Искания и заблуждения героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова: сходства и различия. Смысл религиозной символики в романах. ………….
11
1.3. Роль православия в поиске жизненной правды. ………………… 25
2. Глава 2. Путь к истине героев романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита».
2.1. Смысл истины для героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова. 30
2.2. Приход к идее православия и христианской правде в романе «Преступление и наказание» и уход в царство тьмы и вечный покой героев романа «Мастер и Маргарита». …………………..
37
Заключение. Философский смысл романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». ……………………………………………………………..
42
Библиография. …………………………………………………….. 45
С образом Сонечки связана вера Достоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.
Именно потому не липнет к Сонечке Мармеладовой «грязь обстановки убогой». В условиях, казалось бы, совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с индивидуалистическим бунтом Раскольникова.
Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он "пришел мучить" Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: "После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: "Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело". В сущности, отношение Сони к Раскольникову _ это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: "...Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось". Достоевский изначально признает абсолютность человеческого "я", духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. "Благодарю тебя, Боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!" - восклицает один из героев "Униженных и оскорбленных". Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг.
Достоевский, размышляя о судьбах России, Европы и всего мира, указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла.
Можно произвести своеобразную параллель раскольниковской «явки с повинной» с восшествием Иисуса на Голгофу – неслучайны слова пьяненького прохожего из мещан во время покаяния Раскольникова на площади: «Это он в Иерусалим идет…» Раскольников поступает так, как учит его Сонечка, он чувствует, что так надо, но пока еще не осознает – почему? Осознание наступит позже – когда, находясь на каторге и размышляя над тем, почему Сонечку так любят окружающие, он нутром своим почувствует правильность ее жизненных устоев.
В романе «Мастер и Маргарита» ни один из героев (кроме, пожалуй, Ивана Бездомного), в отличие от героев Достоевского (Раскольникова и Сони) не приходит к христианству в его традиционном понимании.
Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Мастер и Маргарита – это умершие люди. Азазелло это отрицает, говорит, что они вовсе не мертвы, но в то же время Иванушкин сосед умирает, и Иванушка узнает это, когда Мастер приходит к нему попрощаться. Получается, что на свете два Мастера: один, который улетел с Воландом, а другой, который умер в сто восемнадцатой палате. И Маргариты тоже две, хотя в эпилоге говорится, будто шайка похитила и Мастера, и Маргариту, и ее домработницу Наташу, превратившуюся в ведьму. Именно Азазелло подготовил их к полету с помощью фалернского вина, того самого, которое пил прокуратор. Уже в этом можно усмотреть намек на то, что непростое вино выпивают герои М.Булгакова. С помощью этого вина Азазелло отравляет Мастера и Маргариту. Очевидно, что в полет с Воландом нельзя отправляться живым; надо подготовиться, усыпить собственную душу, отдать ее Воланду. Конец романа «Мастер и Маргарита» – вовсе не хеппи-энд, каким он может показаться. Покой одержимая парочка обретает в темном царстве своего «благодетеля». В отличие от Фауста, Мастер не стал возражать, чтобы для него Воланд остановил на века то мгновение, которое он счел прекрасным. И Мастер из московского подвала отправляется на вечное поселение в «вечный дом» с венецианским окном и вьющимся виноградом до самой крыши. В вечности Мастер и Маргарита зависимы от Воланда и его сомнительных даров. У Мастера больше нет творчества и дерзаний, он погребен в «вечном доме», где нет Бога, обреченный бесконечно жить с ведьмой. И эта пытка безысходным адским покоем будет длиться вечно.
Заключение. Философский
смысл романов
Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание» и
М.А.Булгакова «Мастер
и Маргарита».
Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский показывает человеческий путь к истине, постижение которой лежит через страдание. Нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием. Это закон нашей жизни. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Правда героя Достоевского – это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка. В своем бунте герой преступен перед законами человечности, которые живы в народе в виде краеугольных основ христианской нравственности. В эпилоге романа после упоминания ветхозаветного Авраама писатель говорит и о Новом завете, о воскресении Лазаря, и о будущем обновлении и перерождении самого Раскольникова. Покаявшись, герой примкнул снова ко всему человечеству.
Поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению «сверхчеловека» от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей. Как опытный проводник, знающий единственную и верную дорогу, ведет Достоевский читателя через лабиринт совести Раскольникова.
Все «теории» и арифметические расчеты не могут превратить зло в добро. Раскольников полагал, что цель оправдывает средства, но уже в начале его деятельности в соответствии с этим принципом средства сразу же грубо перечеркнули все его прекраснодушные цели. Каков же вывод? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в Бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех – помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон любви и добра. С христианской точки зрения у Раскольникова один, но главный грех - гордыня. Своей теорией и ее неудавшейся пробой он поставил себя над людьми, возомнил о себе, что ему закон не писан - закон человеческий и божеский. Но человеческое и божеское в его душе и сердце оказалось сильнее самых логичных выкладок ума. И это привело Раскольникова к краху как гордого сверхчеловека, супермена, претендующего осчастливить всех. Но в этом же заключается залог его будущего нравственного возрождения.
Итак, роман Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. "Не убий", - гласит заповедь Христа. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", и тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно только пройдя через страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия. "Душа хочет любить только прекрасное", и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность последнего романа Достоевского "Преступление и наказание".
«Познай самого себя» написали семь мудрецов при входе в Дельфийский храм более 2000 лет тому назад, и до сих пор нет ничего прекраснее и мудрее этого изречения. Читая произведения Булгакова и Достоевского, мы понимаем, что помимо объективной реальности, существующей перед нашими глазами и воспринимаемой обычными органами чувств, внутри нас существует обширный мир, который совсем не похож на тот, в котором мы живем и существуем. Этот мир, мир сказочных образов, мифов и мистики, мир, который все время куда-то ускользает от нас, пребывая вместе с тем внутри нас, делает человека лучше, чище, легче и возвышеннее. В нем мы и находим все самое ценное для нас, и не только для нас, но и для других. Это и есть отличительная особенность гениального творчества.
Любовь, прощение – понятия не только христианские, но и общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они – смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная – вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствуют в романе Булгакова.
Роман «Мастер и Маргарита» никого не оставляет равнодушным. Его хвалят и ругают, о нем пишут книги и статьи. Особенно неоднозначно относятся к главному творению Булгакова православные читатели. Очень многих приводит в негодование псевдоевангелие и романтизация нечистой силы. Но с другой стороны, многие атеисты, прочтя этот роман, всерьез задумались о Боге и стали христианами.
Философский
смысл подтекста «Мастера и Маргариты»
можно дополнить замечательными
выводами Николая Бердяева. По его
мнению, именно из незримого могущества
зла в мире следует бытие Бога.
Ведь если зла так много, но, тем не менее,
встречаются островки света – значит,
есть что-то, не позволяющее тайфуну зла
переломить тростинки добра. Есть какая-то
боле могущественная сила! У сил добра,
столь редких в мире сем, есть тайный стратегический
резерв – в мире Ином. Зло не всесильно
– и это есть доказательство существования
Бога!
Библиография
Информация о работе Тема поиска правды и истины в русской литературе