Тема поиска правды и истины в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание

Цель работы: проследить, как раскрывается основная тема русской литературы – поиск правды и истины в произведениях XIX и XX века, выявить сходство и различие в раскрытии данной проблемы разными писателями: Ф.М.Достоевским и М.А.Булгаковым.

Содержание

Стр.
Введение. Тема поиска правды и истины в русской литературе. …... 2
1. Глава 1. Пути и способы поиска жизненной правды героями романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
1.1 Особенности исторических эпох, в которые помещены герои романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита», и их влияние на образы героев. …………………………………..

4
1.2. Искания и заблуждения героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова: сходства и различия. Смысл религиозной символики в романах. ………….

11
1.3. Роль православия в поиске жизненной правды. ………………… 25
2. Глава 2. Путь к истине героев романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита».
2.1. Смысл истины для героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова. 30
2.2. Приход к идее православия и христианской правде в романе «Преступление и наказание» и уход в царство тьмы и вечный покой героев романа «Мастер и Маргарита». …………………..

37
Заключение. Философский смысл романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». ……………………………………………………………..

42
Библиография. …………………………………………………….. 45

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, писатель показывает, что разница  между этими двумя группами, быть может, лишь в том, что «нынешние» негодяи – помельче масштабом.

    Параллель Москва – Ершалаим подчеркивается календарными перекличками решающих действий: арест Иешуа и встреча Воланда  с литераторами происходят в среду; казнь и последующие события  в Ершалаиме завершаются, как и прощание героев с Москвой, в ночь на воскресенье.

    Системой  соответствий пронизаны и пейзажные  описания, и даже метеорологические  характеристики в двух романных пластах: переулки Арбата похожи на Нижний Город, ресторан «Грибоедов» - на дворец Ирода Великого. Гора, где совершается шабаш сатаны, и место казни Иешуа носят одно и то же название, хотя между ними – огромное географическое пространство. Воланд появляется в Москве, на Патриарших прудах «в час небывало жаркого заката». Эта деталь разом отсылает знатока к библейской фразе из пророчеств Малахии: «ибо вот, придет день, пылающий, как печь». День Страшного суда. В обоих городах днем нещадно палит солнце (в Москве оно «разбито на куски», в Ершалаиме в момент казни Иешуа Га-Ноцри просто «лопнуло» - картина страшная!), а вечером властвует Луна. В сцене разговора Берлиоза и бездомного с Воландом Берлиоз сидит по левую руку от Воланда, а поэт справа. Сатана в окружении двух грешников глумливо повторяет евангельскую сцену распятия, где слева от Христа на левом кресте был разбойник, который хулил Иисуса. Отсюда понятие левого, идея левачества, дух левака. Именно левыми объявили себя первые леваки в знак вызова Богу «… и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую»(4), а справа располагался на кресте благочестивый разбойник, который уверовал в Христа и получил от него благословение: «… Ныне же будешь со мной в раю».

    То  есть леваку Берлиозу уготована смерть, а правому (праведнику) поэту Ивану  Бездомному обещано спасение.

    Аннушка, которая разбила бутылку с подсолнечным маслом о вертушку перед трамваем и «красавица вагоновожатая», которая наехала колесом трамвая на шею несчастного богохульника – это московское продолжение той новозаветной парочки женщин, что выпросили у Ирода отрубленную голову Иоанна Крестителя, - жена его Иродиада и его дочь красавица Саломея.

    И, наконец, над обоими городами сгущается  Тьма (понятие многозначительное, апокалиптическое) и происходит гроза.

    Все эти совпадения призваны развернуть характерную для Булгакова эсхатологическую картину наступления Судного часа: и во времена Иешуа, и в XX веке.

    И все же важно отметить то, что, несмотря на наступление тьмы, Воланд и его  свита не могут оставаться в Москве Пасхальной. Вместе с ними в субботу  вечером уносятся в преисподнюю и Мастер с Маргаритой.

 

     1.3. Роль православия  в поиске жизненной  правды. 

    Если  в романе Достоевского мироощущением  человека XIX века является приход к Богу, потому что Бог есть высшая нравственная категория, Бог есть любовь (Иисус Христос: «Аз есмь любовь») и вся правда человеческой жизни состоит в единении с Богом, то XX век приносит разрыв человека с Богом. И все развитие русской литературы на протяжении XX столетия – это поиски возможностей обретений порушенной связи.(12)

    В названии романа Достоевского  «Преступление и наказание» воплощена очень важная для Достоевского идея двойственности, двойничества: ведь мы не просто связываем наказание с преступлением, а считаем его обратной (или оборотной) стороной последнего, неким обязательным воздаянием за грехи.

    Такое понимание основано на православном мировоззрении писателя. Достоевский  считал, что лишь православная религия  стремится к единению через духовное очищение каждого человека – независимо от условий его жизни. Этот высокий  христианский идеал сберегла тысячелетняя культура русского народа, враждебная западноевропейскому обособлению. Именно в православном варианте христианства, в православном религиозном культе писатель находит основание «мировой гармонии».

    Центральной проблемой романа Достоевского "Преступление и наказание" является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы и ее сестрицы Лизаветы? Причем даже на каторге не испытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной. Литературоведы-марксисты давали много длинных и замысловатых объяснений этому. Однако ответ, даваемый и этим романом, и всей личностью, и всеми духовными исканиями Достоевского, очень прост. Причину раскольниковского поступка автор видит в том, что бывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, столь лаконичной формулировки этого ответа нет в тексте романа, но весь художественный строй этого произведения, считающегося самым совершенным творением Достоевского, многочисленные намеки и раскавыченные цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы - все это утверждает именно эту неожиданно простую и незамысловатую истину. Ведь Бог - это не только мифический владыка небесный. Бог обозначает наличие в голове, а главное, в сердце человека непреложного закона любви, добра и красоты. Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от бога и божьего мира откололся.

    Евангельские  образы и мотивы возникают на протяжении всего романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

    На  первый взгляд, Воланд и его компания что хотят с людьми, то и делают. На самом деле они получают власть над человеком лишь в случае его  готовности совершить греховный  поступок. Это подтверждают многочисленные примеры потерявших честь и совесть героев романа.

    Есть  и оружие, которое дьявольская  компания на дух не выносит. Бросившись в погоню за «убийцами» Берлиоза, Иван Бездомный по наитию попутно прихватывает и прикалывает себе на грудь иконку в качестве оберега. Когда Азазелло уносит души Мастера и Маргариты, увидевшая их кухарка хочет перекреститься, но демон угрожает ей: «Отрежу руку!» Как видим, даже простое крестное знамение крайне неприятно для воландовской нечисти. Проницательный читатель не может не заметить этой неувязки. Ведь если верить Воланду и атеистам, то на кресте был распят просто философ-неудачник, а значит, бояться его в таком случае нелепо. Но отчего же тогда крестное знамение так корежит сатанистов? Значит, распят был на Кресте не просто смертный человек.

    В главы романа вклиниваются описания истории Понтия Пилата и бродячего  философа Иешуа Га-Ноцри. Фрагменты  этой истории по-разному вводятся в текст: то, как рассказ Воланда, то, как сон Ивана Бездомного, то, как части созданного Мастером романа. События, описанные в Евангелии, в течение многих сотен лет продолжают оставаться загадкой. До сих пор не умолкают споры об их реальности и, прежде всего, о реальности личности Иисуса. М.А.Булгаков попытался изобразить эти события по-своему. В романе «Мастер и Маргарита» внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. В этом эпизоде Булгакова интересуют те моменты, которые связаны с личными отношениями с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, преследование, предательство, неправый суд. Булгаков не стремился воспроизвести в точности евангельский сюжет. Он лишь воспользовался им условно, как мифом, для того, чтобы показать, что все в мире повторяется. Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и «искал отпустить его», т.е. смысл событий Булгаков сохранил. Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтий Пилат – один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение.

    Единственное, что мы узнаем о Понтии Пилате из Евангелия – это то, что он был уверен в невиновности Иисуса и «умыл руки перед народом  и сказал: невиновен я в крови праведника сего». Из романа «Мастер и Маргарита» мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запаха розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого он не может жить, - это его собака.

    Иешуа привлекает Пилата не как целитель (хотя с его появлением головная боль Пилата прошла), а как человек: Пилат увидел в нем настоящую  человеческую душу. Его поражает неумение Иешуа говорить неправду. Особенно запоминается  Пилату фраза «трусость – один из главных пороков человечества». Позже сам Пилат скажет, что «трусость – самый главный порок человечества».

    Вероятно, по Булгакову, грех Пилата – грех страха, страха открыто и смело высказать  свои мысли, защитить свои убеждения, друзей – был особенно понятен людям эпохи, которая пугала грубо и изощренно. И для лучшего раскрытия образа Пилата Мастер отходит от евангельской трактовки событий.

    Михаил  Булгаков признавал, что Иешуа –  это пародия на атеистическое  понимание «сладенького Иисусика». В «Пилатовых главах» реальные исторические события перемешаны с вымыслом. Иисус Христос подменен жалким бродячим философом Иешуа Га-Ноцри. Этот фантом кардинально отличается от Спасителя. Иешуа не помнит своих родителей, он робок и слаб, простодушен, непрактичен и очень наивен. В нем нет ничего от Богочеловека. Подлинный Сын Божий явил миру высший образец смирения. Имея возможность Своей Божественной силой разметать палачей, он по доброй воле принял поругание и смерть ради искупления падшего человечества. Иешуа же явно положился на волю случая, он находится в полной зависимости от пленивших его людей и не способен, даже если бы захотел, противиться внешней силе. Он излишне говорлив и доходит до абсурда, называя всех «добрыми людьми». У Га-Ноцри всего лишь один ученик, да и то – его записям нельзя доверять. И умирает Иешуа с именем наместника римского императора на устах («Игемон…»), в то время как Иисус – с именем Отца небесного.

    Еще одно различие – это судьба Иуды. У М.А.Булгакова Иуда – красивый молодой человек (кстати, интересно, насколько различно рисуют один и тот же образ разные авторы: у Л.Андреева Иуда, наоборот, чрезвычайно уродлив). Он предает Иешуа потому, что это считается нормой, потому, что делают все и не сделать это, значит, не выполнить свой долг. Он предает Иешуа за тридцать серебренников так же, как и евангельский Иуда, но, в отличие от Евангелия, в «Мастере и Маргарите» Иуду не терзает раскаяние. И после предательства он со спокойной душой идет на свидание. Далее сюжет романа еще сильнее отличается от евангельского сюжета: Иуду убивают по приказу Понтия Пилата, который хочет таким образом хоть как-то искупить свою вину перед Иешуа.

    Пилат был наказан самым страшным наказанием – бессмертием. И освободить его  просит не кто иной, как Иешуа (что еще раз доказывает, что он не может творить чудеса, что Иешуа – это не Иисус Христос).

    Сюжет романа очень сильно отличается от событий, описанных в Евангелии. Сразу же возникает вопрос: почему? Конечно же, нельзя сослаться на то, что Булгаков плохо знал Евангелие: будучи сыном профессора духовной академии, будущий писатель был знаком с каноном как никто другой. Причина такой трактовки состоит в том, что Булгаков проводит параллель между древним Ершалаимом и современной ему Москвой. Писатель показывает, что спустя почти две тысячи лет психология людей не изменилась. Действительно, если внимательнее посмотреть на Иуду у М.А.Булгакова, то в нем можно увидеть типичного советского обывателя двадцатых-тридцатых годов прошлого века, для которого предать своего друга, соседа или даже родственника – обычное дело.

    Прошло  двадцать веков, а олицетворение  добра и любви – Иисус Христос  – живо в душах людей.

 

     Глава 2. Путь к истине героев романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита».

    2.1. Смысл истины для  героев Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова.

    С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые  люди считают, что истина – в знании, другие – в вере. Есть те, кто утверждает, что истина – в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина. Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие. Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах.

    На  этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием  Пилатом дает очень простой ответ  на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора «Что такое истина?» Иешуа говорит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. … Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан». Вот она, истина. Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние. Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой. В сцене вневременной, вечной истины Иешуа и «ершалаимской» истины Пилата прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: «Отвечай! Говорил?...Или… не… говорил?» Лишь на мгновенье он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилат не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику. Ложная жизнь, не приемлющая истину, «во всей красе» представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не проявляют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью свою собственную честность – Маргарита и Иван Бездомный. Последний не только сумел признать ужасными собственные стихи, но и отказаться навсегда от их написания. Оба этих героя, однако, не выдерживают «сражения» с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже «знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а свою истину вместе с Мастером находит в вечном покое.

Информация о работе Тема поиска правды и истины в русской литературе