Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить развитие франчайзинга в России, установить его преимущества и недостатки, предложить всевозможные мероприятия по их устранению.
Задачи:
• Ознакомится с понятием «Франчайзинг», рассмотреть его виды, преимущества и недостатки, изучить франчайзинговый договор;
• Провести собственные исследования по франчайзингу на территории Российской Федерации;
Введение 3-5
1. История развития франчайзинга 6-9
2. Виды франчайзинга…………………………………………………………. . . . . . . … 10-16 3.1 Преимущества франчайзинга………………………………………………………….17-19
3.1.1 Преимущества для франчайзора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
3.1.2 Преимущества для франчайзи 18-19
3.1.3. Преимущества для клиента……………………………………………………………19
3.2 Недостатки Франчайзинга 20-23
3.2.1 Недостатки для франчайзора 20-21
3.2.2 Недостатки для франчайзи 22-23
3.3.Риски при инвестировании в предприятиях франчайзинга……………………….. . ..24
3.4.Преимущества и недостатки неопробованной франшизы.
Потенциальный рынок для новой франшизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….....25-26
4.Фазы развития отношений. Франчайзинговый договор………………………. . . . . . 26-29
5. Оценка затрат франчайзи……………………………………………………………. . 29-30
6.Собственные исследования…………………………………………………………….31-43
6.1. Франчайзинг в России……………………………………………………………….31-33
6.2.Франчайзинг как новое явление в фарм. бизнесе………………………………….34-35
6.2.1.Разочарование аптеки "Ригла" во франчайзинге …………………………….36-37
6.2.2.В 2007г "Ригла" вновь заинтересовалась франчайзингом………………………………………………………………38
6.2.3.Модель франчайзинга аптеки "Медикея"…………………………………………………………………. .39-40
6.2.4.Аптека ЗАО "Первая помощь"………………………………………………...41-42
6.2.5.Модель франчайзинга "Лавка жизни"……………………………………………43
Заключение 44-49
Список используемой литературы 50-51
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52-59
Министерство Здравоохранения и Социальной защиты населения
Российской Федерации
ГОУ ВПО
Тюменская
Государственная Медицинская
Кафедра
Управления и экономики фармации
с курсом МФТВ.
Курсовая работа по медицинскому и фармацевтическому товароведению:
«
Франчайзинг в
аптечной организации»
Выполнила: студентка 447 группы
Коптева Наталья
Руководитель: доцент фарм. наук
Задираченко Л.Н.
Тюмень-2007.
Введение.
Сейчас любое МП может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходимы широкая рекламная компания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга.
Слово ФРАНЧАЙЗИНГ (франшизирование)
происходит от французского
FRANCHIR,
которое значит «освобождать».
Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.
Этот товар должен обладать следующими признаками:
Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:
Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
Крупная компания-франчайзор предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится - в России или Америке.
В России франчайзинг только начинает набирать обороты, но примеры его удачного внедрения на нашем потребительском рынке уже есть. Отечественные торговые сети активно используют элементы франчайзинга для организации фирменной торговли. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является малоизвестный у нас франчайзинг.
Цель курсовой работы: изучить развитие франчайзинга в России, установить его преимущества и недостатки, предложить всевозможные мероприятия по их устранению.
Задачи:
Актуальность:
Данная проблема
на территории Российской Федерации актуальна,
так как направление франчайзинга недостаточно
развито по сравнению с зарубежными странами
(в частности США). Это связано с многочисленными
проблемами (социально-психологические,
экономические, нормативно-правовые, образовательные),
которые в большей степени выявлены именно
в нашей стране. Вследствие чего возникают
данные проблемы? Попытаемся разобраться
в моей курсовой работе.
В это время ряд крупных предприятий, например, компания Зингер, франчайзируют право на продажу своих изделий (швейных машин) по всей территории США. В то время покупка такого оборудования в магазине была необычной и домохозяйки скептически отнеслись к "механическому" оборудованию. К тому же их мужья должны были выложить большую сумму за "бесполезную" в их понимании вещь, имеющую только одно достоинство – облегчение труда их жен. Единственный способ продажи такого товара - это "агрессивный" продавец, способный принести товар прямо к покупателю и показать чудеса, которые эта машина может творить. Поскольку денег у компании для найма продавцов не было, молодой Зингер придумал систему, когда независимые продавцы (дилеры) могли купить право на продажу швейных машин на определенной территории. Дилеры платили 60 долларов за машину, а продавали за 125 долларов. В течение нескольких лет сотни дилеров стали богатыми людьми.
Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена компанией General Motors. В 1898 году молодая компания, не имеющая остаточно наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу паровых двигателей через систему дилеров. Эта система по сей день остается основным способом продажи автомобилей. Одним из первых франчайзи оказались владельцы магазинов по продаже велосипедов и магазинов ширпотреба.
С 50-х годов нашего столетия во многих странах особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому способствовало появление в США закона о товарном знаке. Продажа другим предприятиям права на использование своего товарного знака под разносторонним контролем и под защитой закона позволяла владельцу расширить границы своего бизнеса без больших капитальных и текущих затрат. Постепенно на этой основе стали складываться определенные правила ведения дел владельца товарного знака (франчайзера) с предприятиями, которые приобрели лицензии на их использование (франчайзи), т. е. складывались отношения франчайзинга.
Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями Кока-Кола, Пепси. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.
Одним из наиболее наглядных и убедительных примеров развития и становления франчайзинговой системы является деятельность всемирно известной фирмы "МакДональдс", которая в настоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания.
Наивысший подъем в развитии франчайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий до конца 80-х годов. В 1984 году почти треть объема продажи во всех магазинах США (около 500 млрд. долларов) - была реализована через франчайзинговые фирмы.
Франчайзинг создает 13 % национального богатства в валовом национальном продукте - это в три раза больше, чем торговля автомобилями.
В настоящее время более 350 американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 000 торговых предприятий в других странах.
Бурное развитие франчайзинга наблюдается в Канаде, Западной Европе, Японии, государствах Тихоокеанского региона, Австралии, странах региона Карибского моря.
В России истинным первопроходцем франчайзинга стала научно-производственная фирма "ДОКА" (г. Тольятти), которая возникла в 1990 г. и с этого момента, несмотря на все свои возможности, занималась исключительно производственной деятельностью. Это линия по производству хрустящего картофеля (чипсов). От 10 до 15 кг "хрустящего золота" в час - великолепная возможность для каждого начать очень простой и очень выгодный собственный бизнес. Вторая широкомасштабная программа фирмы - программа "ДОКА-ПИЦЦА". "ДОКА-ПИЦЦА" - это в первую очередь комплект оборудования для пиццерии, единственное подобное специализированное оборудование, производимое в России и странах СНГ. Параллельно с осуществлением программы "ДОКА-ПИЦЦА" фирма приступила к реализации программы "ДОКА-ХЛЕБ". Комплект мини хлебопекарни предназначен для использования его в семейном бизнесе или мелкими средними предпринимателями, предприятиями. Оборудование спроектировано таким образом, чтобы его можно было установить в небольшом помещении, внести в обыкновенную дверь, не делая специальной перестройки. Технология интенсивного замеса позволяет значительно сократить время производственного процесса, а минимальное количество обслуживающего персонала (2 - 3 человека) сводит к минимуму накладные расходы.
Развертывание широкой сети мини-хлебопекарен "ДОКА-ХЛЕБ" в каждом городском квартале, поселке, в каждом селе отвечает потребностям времени, позволяет решить важнейшую проблему обеспечения населения хлебом, превратить хлебопекарную промышленность в современную отрасль. Программа "ДОКА-ХЛЕБ", как и программа "ДОКА-ПИЦЦА", развертывается на основе системы франчайзинга, что предполагает широкую рекламную кампанию во всех средствах массовой информации с возможностью для покупателя оборудования использовать широко известную торговую марку "ДОКА-ПИЦЦА" и "ДОКА-ХЛЕБ" в виде вывески и другой рекламной атрибутики, с обучением персонала в специализированном учебном центре и передачей "секретов" мастерства, рецептов и технологии приготовления пиццы и хлебопечения, с разработкой экономических обоснований выгодности этого бизнеса, обеспечением упаковкой, выработкой оригинального фирменного стиля, постоянной связью фирмы с покупателями оборудования.
Франчайзинг доказал свою высокую эффективность и жизнеспособность и в условиях экономического спада середины 70-х годов. В американской литературе приводились такие статистические данные: в эти годы в США каждые 6,5 минуты открывалось франчайзинговое предприятие. ( Приложение 1)
Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как:
2.Виды
франчайзинга
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании.