Франчайзинг в аптечных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить развитие франчайзинга в России, установить его преимущества и недостатки, предложить всевозможные мероприятия по их устранению.
Задачи:
• Ознакомится с понятием «Франчайзинг», рассмотреть его виды, преимущества и недостатки, изучить франчайзинговый договор;
• Провести собственные исследования по франчайзингу на территории Российской Федерации;

Содержание

Введение 3-5
1. История развития франчайзинга 6-9
2. Виды франчайзинга…………………………………………………………. . . . . . . … 10-16 3.1 Преимущества франчайзинга………………………………………………………….17-19
3.1.1 Преимущества для франчайзора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
3.1.2 Преимущества для франчайзи 18-19
3.1.3. Преимущества для клиента……………………………………………………………19
3.2 Недостатки Франчайзинга 20-23
3.2.1 Недостатки для франчайзора 20-21
3.2.2 Недостатки для франчайзи 22-23
3.3.Риски при инвестировании в предприятиях франчайзинга……………………….. . ..24
3.4.Преимущества и недостатки неопробованной франшизы.
Потенциальный рынок для новой франшизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….....25-26
4.Фазы развития отношений. Франчайзинговый договор………………………. . . . . . 26-29
5. Оценка затрат франчайзи……………………………………………………………. . 29-30
6.Собственные исследования…………………………………………………………….31-43
6.1. Франчайзинг в России……………………………………………………………….31-33
6.2.Франчайзинг как новое явление в фарм. бизнесе………………………………….34-35
6.2.1.Разочарование аптеки "Ригла" во франчайзинге …………………………….36-37
6.2.2.В 2007г "Ригла" вновь заинтересовалась франчайзингом………………………………………………………………38
6.2.3.Модель франчайзинга аптеки "Медикея"…………………………………………………………………. .39-40
6.2.4.Аптека ЗАО "Первая помощь"………………………………………………...41-42
6.2.5.Модель франчайзинга "Лавка жизни"……………………………………………43
Заключение 44-49
Список используемой литературы 50-51
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52-59

Работа состоит из  1 файл

курсовая франч.doc

— 424.50 Кб (Скачать документ)
  • Рецептурные препараты
  • Дорогая косметика и парфюмерия
  • Все остальное

 В первых двух отделах торговля осуществляется через прилавок, в то время как  в третьем используется система самообслуживания, что делает процесс торговли более эффективным и удобным для покупателей.

 Цена франшизы (главным образом складывается  из стоимости ремонта и оборудования) на одну торговую точку - от 1,5 млн руб до 2,5 млн руб (в  зависимости от срока, от 5 до 10 лет). Сумма роялти - 5 проц. Рентабельность инвестиций в покупку ее франшизы "Первая Помощь" оценивает от 110 до 250 проц, со средним сроком окупаемости 1,5-2 г. Планируемый торговый оборот компании в 2005 г 56 млн долл.

 К тому  же сеть аптек "Первая помощь" издает на рынке собственное печатное издание - журнал "Золотой стандарт". Основные рубрики журнала: красота и здоровье, дети, психология, карьера, религия, дом.Такие журналы появились в 105 аптеках сети (Санкт-Петербург и Москва). Планируется выпускать 6 номеров в год. Тираж издания - 20 тысяч экземпляров. Стоимость номера в розничной продаже - 25 рублей. Выбор названия неслучаен: "Золотой стандарт" - это характеристика работы  сети, само понятие Золотой стандарт качества сети аптек "Первая Помощь" - это образ, прочно укрепившийся к сознании наших потребителей. Сеть аптек "Первая помощь" была основана в 1997 году. На данный момент компания объединяет 105 аптек, в том числе 92 в Санкт-Петербурге (из них 48 фармамаркетов и 44 обычных  аптеки) и 13 фармамаркетов в Москве. 
 
 
 

     6.2.5."Лавка  Жизни".

      "Лавка  Жизни" - крупнейшая Российская  корпорация-производитель + самая  большая торговая сеть, а также  самая известная торговая марка  на новом и быстро развивающемся  рынке натуральной медицины и лечебной косметики. Это биологически активные пищевые добавки, витаминные комплексы, здоровое питание, обогащенные продукты, натуральная оздоровительная косметика на травах и многое другое. Этот рынок - четвёртый в мире по прибыльности (например, он на порядок рентабельнее фармацевтики, а работать легче - не нужна медлицензия).

    Производители  не ожидали такого ажиотажного спроса населения на натуральные лекарства, пищевые добавки, лечебную косметику  и здоровое питание. Все это стало  вдруг очень популярным. Аптеку «Лавка Жизни»в г. Москве   узнает 56,6% аудитории. Она оказывается  на 2 месте по узнаваемости после аптеки 36,6 ( Приложение 11). Сотни точек открыто по Москве, тысячи по стране - и, видимо, этого мало. Все время возникают очереди, что вызывает справедливое возмущение покупателей.

     За 8 лет работы это имя получило любовь и признание в народе. Например, в Москве эту сеть посещают 30% населения, а это практически все, кто  заботится о своем здоровье. Приведем примеры повышения продаж от бренда «Лавка жизни» без учета рекламы( Приложение 12 ).Во многих регионах «Лавка Жизни» тоже завоевала монополию. Динамика развития такова, что ежедневно открывается 3-4 новых торговых точки. Сейчас  готовятся к открытию медицинских центров и ресторанов здорового питания.        

       Преимущества:

  • Высокая норма рентабельности. Некоторые, хорошо раскрученные брэнды дают тысячи процентов годовых. Ведь российские товары в большинстве своем разрабатывались в советской оборонке - значит не нужно тратиться на научные разработки. При этом качество наших пищевых добавок зачастую выше, чем импортных - это подтверждают испытания.
 

 

  • Легкость  работы - не требуется фарм. лицензия, нет нужды в начальном капитале и дорогом магазине - товары уникальны, поэтому покупатели едут даже за одним препаратом в любой офис или киоск.
 
  • Дилеры-франчайзи  получают бесплатные консультации по организации  и открытию торговой точки, ее размещении и оформлении витрины, а также помощь при составлении ассортимента продукции в зависимости от региона, времени года, жизненного уровня населения и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид  предпринимательства: если в "обычном" бизнесе из 100 возникающих предприятий  в итоге "выживает" не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.

    Франчайзинг играет существенно важную роль в  экономике и может вскоре стать  преобладающей формой розничной  торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.

    Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как  они получают готовое дело. Большинство  ведущих френчайзоров уже имеют  свои отделения в более чем 30 странах  мира и по-прежнему заинтересованы в дальнейшем расширении.

    Хотелось  бы отметить, что применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как  правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств  индивидуализации и ноу-хау), так  и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются). 

Преимущества  франчайзинга для  России в целом.

  1. Франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране.
  2. Франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания специальных учебных структур и программ.
  3. Франчайзинг способствует развитию внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга.
 

       Одним из ключевых факторов, стимулирующих  рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сектором сферы услуг. Франчайзинг особенно хорошо подходит для бизнеса в сфере общественного питания, поэтому большую популярность, в наше время, приобретает деловой франчайзинг. Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, - российское законодательство. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

    Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных  актов, в которую должны входить:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
  • Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
  • законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
  • Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
 

    В Гражданский кодекс РФ необходимо:

  • ввести понятие и определение франчайзинга;
  • сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
  • определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
  • ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

     Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

    Федеральный закон РФ "О  франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и  включать:

  • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
  • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
  • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
  • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
  • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

    В результате у предпринимателей будет  достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.

    В нормативных актах, регулирующих право  интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

    Большая часть проблем франчайзинга связана  со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

    Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную  систему, которая позволила бы значительно  расширить подготовку отечественных  предпринимателей в области франчайзинга. Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников. Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу. Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.

    Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

  • Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
  • Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.
  • Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.
  • Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
  • Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.
 

          Тем не менее, несмотря на  наличие отдельных тормозящих  факторов, франчайзинг в России  уже успешно развивается. Все  больше предпринимательских кругов  обращается к использованию этой  эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Алитан  Ю.С. Аптека не должна потерять свою социальную функцию./ Ю.С. Алитан.// Фармацевтический вестник. 2006. - № 13. с8.
 
  1. Беспалов  Н. Рейтинг российских аптечных сетей  по итогам 2006 года. /Н. Беспалов.//Фармацевтический вестник. – 2007. №9. – с.16 – 17.
 
  1. Бондаренко Ю.Л. Франчайзинг и перспективы его развития в России. / Ю.Л. Бондаренко. // Финансы. -1994.  № 12 - С. 1O-22.
 
  1. Введение  во франчайзинг: учебник для вузов./ Под ред.С.А. Силинга.-Спб.: ПИТЕР. 1992; 62с.

Информация о работе Франчайзинг в аптечных организациях