Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить развитие франчайзинга в России, установить его преимущества и недостатки, предложить всевозможные мероприятия по их устранению.
Задачи:
• Ознакомится с понятием «Франчайзинг», рассмотреть его виды, преимущества и недостатки, изучить франчайзинговый договор;
• Провести собственные исследования по франчайзингу на территории Российской Федерации;
Введение 3-5
1. История развития франчайзинга 6-9
2. Виды франчайзинга…………………………………………………………. . . . . . . … 10-16 3.1 Преимущества франчайзинга………………………………………………………….17-19
3.1.1 Преимущества для франчайзора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
3.1.2 Преимущества для франчайзи 18-19
3.1.3. Преимущества для клиента……………………………………………………………19
3.2 Недостатки Франчайзинга 20-23
3.2.1 Недостатки для франчайзора 20-21
3.2.2 Недостатки для франчайзи 22-23
3.3.Риски при инвестировании в предприятиях франчайзинга……………………….. . ..24
3.4.Преимущества и недостатки неопробованной франшизы.
Потенциальный рынок для новой франшизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….....25-26
4.Фазы развития отношений. Франчайзинговый договор………………………. . . . . . 26-29
5. Оценка затрат франчайзи……………………………………………………………. . 29-30
6.Собственные исследования…………………………………………………………….31-43
6.1. Франчайзинг в России……………………………………………………………….31-33
6.2.Франчайзинг как новое явление в фарм. бизнесе………………………………….34-35
6.2.1.Разочарование аптеки "Ригла" во франчайзинге …………………………….36-37
6.2.2.В 2007г "Ригла" вновь заинтересовалась франчайзингом………………………………………………………………38
6.2.3.Модель франчайзинга аптеки "Медикея"…………………………………………………………………. .39-40
6.2.4.Аптека ЗАО "Первая помощь"………………………………………………...41-42
6.2.5.Модель франчайзинга "Лавка жизни"……………………………………………43
Заключение 44-49
Список используемой литературы 50-51
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52-59
Пример: компания Coca–Cola содержит небольшой специальный высокооплачиваемый штат сотрудников для защиты торговой марки и названия. Защищая свою торговую марку, владелец защищает репутацию своего продукта или услуги. Таким образом, покупатель знает, что он получит именно то, что хочет, а не заменитель, и поэтому торговая марка Coca–Cola становится очень важной частью системы франчайзинга в компании Coca–Cola . Имеется прямая связь между действиями по защите торговой марки Coca–Cola и ценностью концентрата, который компания продает своим франчайзи. Хорошая репутация, завоеванная продуктом, с течением времени приобретает значительную ценность. Это одна из ценностей, которую приобретает франчайзи, покупая франчайзинг. Это только один пример тесной связи между бизнесом (стоимостью франчайзинга) и юридическими факторами (защита торговой марки), которые имеются в каждой торговой системе.
3.1.3. Преимущества для клиента.
3. 2. 1. Недостатки для франчайзора.
Невозможность
завершить отношения с
Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.
Рекомендации: для того, чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы.
3. 2. 2. Недостатки для франчайзи.
Рекомендации: До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзором. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзор выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Франчайзи должен узнать является ли франчайзор членом местной ассоциации франчайзинга.Следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы больше узнать о франчайзоре.
ВЫВОД: Перед принятием решения о начале развития франчайзинга на предприятии Франчайзер рассматривает все «плюсы» и «минусы» будущей франшизной системы как для себя, так и для франчайзи. Ведение бизнеса должно быть выгодно обоим сторонам. Необходимо рассмотреть условия,при которых может быть обеспечено устойчивое взаимодействие предприятий на основе франчайзинга:
1.
Прибыль, образующаяся от
2. Вся прибыль должна быть поделена между ними пропорционально их издержкам и ожидаемым размерам прибыли (Принцип групповой рациональности).
При
соблюдении этих условий оба предприятия
будут иметь прямые экономические
стимулы к объединению и , как
следствие, будет достигнуто устойчивое
взаимодействие сторон.
3. 3. Риски при инвестировании в предприятиях – франчайзи.
Принимая решение о становлении или участии во франчайзинговой сети, необходимо учитывать, что франчайзинг связан с определенным риском. Об этом должен знать предприниматель, прежде чем он решится вкладывать свои деньги в новое предприятие. Франчайзинг, как и любое другое предприятие, не подходит для пассивного человека. Как и любой другой вид предпринимательства, он требует усилий, поскольку это деловые решения, такие, как наем рабочей силы, планирование, покупки, ведение учета и т. п., которые должны снизить или минимизировать риски, связанные с инвестициями в предприятия-франчайзи.
Исследования, проведенные российскими учеными в области франчайзинга, свидетельствуют о том, что при открытии массы новых компаний, половина из них прекращает существование через 2 - 3 года, а уже через 5 лет уровень банкротств достигает 70%. (Приложение 2).
Показательно, что франчайзинг - абсолютная противоположность этой печальной статистики. По данным министерства торговли России только 4 % компаний, работающих по системе франчайзинга, закрываются каждый год. В эти 4% входят и те, что просто свернули свою деятельность, а также были реорганизованы или имели много других причин для закрытия, не имеющих ничего общего с банкротством.
Общее
исследование, проведенное
международной франчайзинговой
ассоциацией, показало, что среди
ее членов количество банкротств
составляет менее 1%. Установлено, что
в будущем франчайзинг будет играть немаловажную
роль в экономике нашей страны. По результатам
исследований установлено, что фирмы,
работающие при помощи франчайзинга, выживают
чаще, чем без него (Приложение 3).
3.4. Преимущества и недостатки неопробованной франшизы. Потенциальный рынок новой франшизы.
Недостатки: Неопробованная франшиза может быть менее дорогостоящим видом инвестирования, однако меньшие вложения могут перекрываться значительностью риска. Не исключено, что при неопробованной франшизе владелец может допустить ряд ошибок по мере того, как бизнес будет расширяться. Есть вероятность, что в результате этих ошибок предприятие потерпит крах.
К преимуществам новой неопробованной франшизы относится неразработанность данного сегмента рынка, монопольное предложение данной услуги или товара (вспомним очереди у первого МакДональдс’а в Москве ), именно это является более привлекательной чертой для начала бизнеса в данном направлении. Кроме того, она создает серьезные предпосылки для получения высоких прибылей, если бизнес будет расти быстрыми темпами. Опробованные франшизы предполагают меньший риск, но они требуют значительных финансовых инвестиций.
Для предпринимателя очень важно провести анализ определенного рыночного пространства (сегмента), на котором новая франшиза может приобрести клиентуру. Наиболее простым способом решения этой проблемы является обращение к карте выбранного населенного пункта или территориального района и оценка на этой базе экономической ситуации интенсивности транспортных потоков и демографических тенденций.
Направление транспортных потоков, простота открытия нового предприятия, а также интенсивность транспортного движения, включая пешеходов и автомобили, могут быть оценены посредством наблюдения. Демографическая ситуация может быть выявлена на основе данных последней переписи. Важным условием является определение местоположения конкурентов для того, чтобы установить их потенциальное влияние на франшизный бизнес. Чрезвычайно полезным может оказаться проведение маркетинговых исследований в данном рыночном сегменте при условии, что у франчайзера есть на то намерения и имеется достаточная финансовая база. В процессе маркетинговых исследований может быть оценено отношение к новому предприятию и заинтересованность в нем, а также определен объем продаж для франчайзера.
Многие консультанты по франчайзингу сравнивают развитие отношений между франчайзором и франчайзи с фазами взаимоотношений родителей с ребенком. В самом начале франчайзи знает очень мало о новом бизнесе и предприятии. Франчайзи быстро обучается и восприимчив к новой информации. На карту поставлены сбережения всей его жизни. Даже небольшие помехи и задержки в его развитии воспринимаются как глобальные кризисы.
Если удается пройти успешно эту "подростковую" фазу, у франчайзи появляется уважение у франчайзору.
Франчайзинговый договор, как и любой официальный договор, представляет собой исключительно важный документ. Франчайзинговый договор, однако, имеет ряд заметных отличий.
Франчайзинговый договор подписывается между франчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращаться часто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен быть тщательно подготовлен. Он должен быть единым для всех франчайзи.
Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора, под которой понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.