Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить развитие франчайзинга в России, установить его преимущества и недостатки, предложить всевозможные мероприятия по их устранению.
Задачи:
• Ознакомится с понятием «Франчайзинг», рассмотреть его виды, преимущества и недостатки, изучить франчайзинговый договор;
• Провести собственные исследования по франчайзингу на территории Российской Федерации;
Введение 3-5
1. История развития франчайзинга 6-9
2. Виды франчайзинга…………………………………………………………. . . . . . . … 10-16 3.1 Преимущества франчайзинга………………………………………………………….17-19
3.1.1 Преимущества для франчайзора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
3.1.2 Преимущества для франчайзи 18-19
3.1.3. Преимущества для клиента……………………………………………………………19
3.2 Недостатки Франчайзинга 20-23
3.2.1 Недостатки для франчайзора 20-21
3.2.2 Недостатки для франчайзи 22-23
3.3.Риски при инвестировании в предприятиях франчайзинга……………………….. . ..24
3.4.Преимущества и недостатки неопробованной франшизы.
Потенциальный рынок для новой франшизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….....25-26
4.Фазы развития отношений. Франчайзинговый договор………………………. . . . . . 26-29
5. Оценка затрат франчайзи……………………………………………………………. . 29-30
6.Собственные исследования…………………………………………………………….31-43
6.1. Франчайзинг в России……………………………………………………………….31-33
6.2.Франчайзинг как новое явление в фарм. бизнесе………………………………….34-35
6.2.1.Разочарование аптеки "Ригла" во франчайзинге …………………………….36-37
6.2.2.В 2007г "Ригла" вновь заинтересовалась франчайзингом………………………………………………………………38
6.2.3.Модель франчайзинга аптеки "Медикея"…………………………………………………………………. .39-40
6.2.4.Аптека ЗАО "Первая помощь"………………………………………………...41-42
6.2.5.Модель франчайзинга "Лавка жизни"……………………………………………43
Заключение 44-49
Список используемой литературы 50-51
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52-59
Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется "франчайзер". Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. "Франчайзи" - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера и, таким образом, получает возможность открывать новые предприятия с хорошими видами на успех.
Существуют три основных вида франчайзинга:
Франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности.
Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции;
Пример: такой франчайзинг стал популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. Также используется компаниями, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.
Пример: этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi).Они продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.
Таблица 2.1. Сравнительная характеристика видов франчайзинга.
Вид франчайзинга | Тип франшизы | Достоинства | Недостатки |
Товарный | товар | простота использова-ния | Ограниченная сфера применения, узкая специализация франчайзи |
Производст- венный | технология/ исходный компонент | высокая эффективн-ость; простота контроля со стороны франчайзера | большие начальные затраты на приобретение франшизы; сильная зависимость от франчайзера |
Деловой | Модель франшизн-ого бизнеса | широчайшая сфера применения; быстрая приспособляе-мость к условиям рынка | иногда чрезмерная регламентация деятельности подавляет инициативность франчайзи |
Конверсионный | конвертация | уменьшение затратной части бюджета за счет снижения расходов | необходимость адаптации частного предпринимателя к зависимому положению |
Корпоративный | сеть франшизных предприятий | аккумуляция положительных
качеств вышерассмотренных |
частое несовпадение целей франчайзи с интересами франчайзера; замедленное реагирование бизнеса на изменения условий рынка |
2.1.Изменения видов франчайзинга за последние годы.
Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это - региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг (см.рис. 2.1.1.; 2.1.2; 2.1.3.;2.1.4.). В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзера, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:
1) продолжительность отношений франчайзера и франчайзи;
2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой;
3)
кому он платит установленные
взносы.
Кратко рассмотрим каждый из
этих методов.
Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым может быть столичная область, штат или страна. Осознавая, что он, возможно, не обладает такими средствами или коллективом, чтобы развиваться так быстро, как хотелось бы, он опирается на поддержку главного франчайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а, также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой- стороны и какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль В ответ на первоначальную уплату франчайзеру взносов за деятельность на исключительной территории рынка главный франчайзи- в будущем получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту франчайзинговую систему. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи - выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.
В суб-франчайзинге суб-франчайзер также осваивает какую-то определенную территорию и обеспечивает первоначальное обучение, выбор помещения и т. д. Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с суб-франчайзером на долгосрочной основе и имеет очень ограниченный контакт с франчайзером. Он платит роялти и рекламные взносы суб-франчайзеру, который, в свою очередь, часть этих денег платит франчайзеру. Суб-франчайзер, таким образом, становится франчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочной поддержки. То, что суб-франчайзер может иметь ограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать суб-франчайзинговые отношения, так как он зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и суб-франчайзера.
Владельцы открытых франчайзи платят роялти и рекламные взносы непосредственно франчайзеру. Лицо, обладающее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля есть только в рентабельности индивидуальных франчайзов, которые он открыл.
В заключение необходимо
Таблица 2.2. Сравнительная характеристика методов франчайзинга.
Метод франчайзинга | Условия распростра-нения | Достоинства | Недостатки |
Классичесий | стандартные | простота применения | достаточно медленное расширение сети; большие затраты |
Региональный (районный) | главный франчайзи расширяет сеть в определенном регионе | преимущества при установлении цены; уменьшение издержек на контроль со стороны франчайзера | достаточно жесткие условия договора по освоению территории |
Субфранчайзинг | владелец районной франшизы (субфранчайзер) получает право на продажу субфран-шиз | возможность привлечения значительного дополнительного капитала | сильная зависимость франчайзи от финансовых, управленческих и маркетинговых способностей субфранчайзера |
Развивающийся | передача эксклюзивных прав на развитие района группе инвесторов | быстрое расширение франшизной сети с минимальными издержками для франчайзера | Ограничение положение инвестора как собственника; высокие начальные затраты |
3. 1. Преимущества франчайзинга.
Зачем
франчайзору продавать права
на свой бизнес? Зачем франчайзору
утрачивать в какой-то степени контроль
над своим бизнесом для того, чтобы
привлечь франчайзи? Почему франчайзор
вовлекает в свой бизнес людей, которые
ничего о нем не знают? Существует большое
количество подобных вопросов о том, почему
же все-таки франчайзор хочет развивать
франшизу. У франчайзи в свою очередь тоже
возникает много вопросов связанных с
инвестированием во франчайзинговое предприятие.
Ответ простой - преимущества.
3. 1. 1. Преимущества для франчайзора.
Франчайзор - это человек, который смог создать работающий бизнес. Это бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзора. Бизнес франчайзора всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию.
После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируя прибыль или создавать франчайзинговую систему.