Характеристика молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

Важное место в рационе питания человека занимают молоко и молочные продукты.
Молоко, как и хлеб, человечество начало использовать в пищу более пяти тысячелетий назад. Молоко — единственный продукт питания в первые месяцы жизни человека. Исключительно важное значение оно имеет и в питании взрослого. Для старых, ослабевших и больных людей молоко является незаменимой пищей.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Теоретическая часть. Характеристика товара
1.1. История появления...........................................................................................5
1.2. Классификация исследуемого товара.............................................................6
1.3. Ассортимент исследуемого товара.................................................................9
1.4. Классическая схема производства. Краткая характеристика сырья..........12
1.5. Химический состав и пищевая ценность.....................................................16
1.6. Требования к качеству...................................................................................18
1.7. Дефекты товара. Причины возникновения. Способы предотвращения
и устранения...................................................................................................20
1.8. Идентификация и методы обнаружения фальсификации..........................25
1.9.Упаковка, маркировка, условия хранения, правила транспортирования..29
2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта................................................................................37
2.2. Ассортимент товара.......................................................................................39
2.3. Исследуемые образцы....................................................................................42
2.4. Требования к качеству. Методы исследования...........................................43
2.5. Результаты оценки. Обоснование полученных результатов......................49
3. Рекомендации по использованию продукта в составе блюд и кулинарных
изделий..............................................................................................................50
Выводы и предложения........................................................................................53
Список литературы................................................................................................55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по товароведению Молоко.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

     Ассортиментная  фальсификация может быть сделана следующими способами: подмена одного вида молока другим; подмена цельного молока нормализованным или даже обезжиренным.

     Подмена одного молока другим очень часто бывает при продаже козьего молока. Поскольку козье молоко более приближенное к женскому по содержанию бифидоактивных сахаров, то оно реализуется и по более высокой цене. Вместо козьего молока зачастую продают коровье, которое практически близко по органолептическим показателям (вкусу, цвету, запаху) к козьему.

     Происходит  и подмена натурального (цельного) молока нормализованным. Поскольку в натуральном молоке содержание жира может достигать 4,5 и даже 6,0%, то подмена его нормализованным 2,5%-м молоком дает солидный доход фальсификатору. И молоко продал, и сливки себе еще остались Отличить нормализованное молоко можно только по содержанию жира и более грубо по цвету, а точнее, по желтому оттенку молока.

     Качественная  фальсификация молока и молочных продуктов осуществляется следующими способами: разбавление водой; пониженное содержание жира; добавление чужеродных компонентов; раскисление прокисшего молока. Ни один пищевой продукт не фальсифицируется в таких размерах, как молоко.

     Чаще  всего молоко разбавляют водой. По этому поводу немец Шмидт-Мильгийм сказал, что если возможно было бы собрать все количество воды, употребляемой для разбавления молока, то образовался бы маленький океан, но океан настолько значительный, что флоты всего мира могли бы совершать по этому океану увеселительные прогулки. Д. В. Каншин приводит такие данные: в 1882 г. в Париже 30% проданного молока было разбавлено водой. Ну, а у нас в России трудно встретить нефальсифицированное молоко.

     Имеются следующие способы  выявления этой фальсификации.

     1. Смешайте молоко и спирт в  соотношении 1:2. Смесь некоторое  время взбалтывайте и быстро  вылейте на блюдце. Если молоко не разбавлено, то не позже, чем через 5—7 секунд в жидкости появятся хлопья. Если же хлопья появятся через больший промежуток времени, то молоко разбавлено водой. И чем больше в молоке воды, тем больше времени требуется для появления хлопьев.

     2. Молоко с примесью воды дает у стенок посуды на границе широкое синее кольцо, на ногте не образует выпуклой капли, она расплывается, и если в нем есть еще и твердые примеси (мука, мел, поташ и др.), то на ногте остается осадок.

     Снижение  содержания молочного  жира. Самая обыкновенная и "невинная" подделка заключается в продаже снятого молока как цельного. Снятое молоко имеет синеватый оттенок, водянистость, капля его оставляет на ногте почти незаметный водянистый след. Такое молоко почти безвкусно, и его легко можно узнать. В настоящее время молоко вместо 2,5% жирности имеет 2,2—2,3%. Также же образом идет подснятие жира и в мороженом, сливках и многих других молочных продуктах.

     Добавление  чужеродных добавок. Кроме воды в молоко подмешивают крахмал, мел, мыло, соду, известь, борную или салициловую кислоты и даже гипс. Чтобы выявить присутствие этих примесей в молоке, надо процедить часть молока через бумажный фильтр и прибавить несколько капель какой-нибудь кислоты, например, уксусной, лимонной. Поддельное молоко в отличие от нефальсифицированного начнет пузыриться от выделения углекислоты.

     Все это делается для фальсификации  или для предохранения от быстрого скисания. В действительности применение этих добавок не предохраняет молоко от скисания. И, что самое главное, часто приводит к пищевым отравлениям. Для определения химических примесей можно воспользоваться лакмусовой бумажкой. Если молоко не разбавлено, то синяя лакмусовая бумажка краснеет, а красная — синеет.

     Примесь соды в молоке и молочных продуктах  определяют путем добавления к 3—5 мл исследуемого молока или молочного продукта такого же количества 0,2%-го спиртового раствора розоловой кислоты. При наличии соды содержимое в пробирке окрашивается в розово-красный цвет, а при отсутствии — в оранжевый.

     Некоторые фальсификаторы в прокисшее молоко добавляют сахар, чтобы не чувствовался кислый вкус.

     Крахмал и муку подмешивают для придания молоку, сливкам и сметане большей  густоты. Выявляется это просто: ближе  ко дну посуды молоко густое, а кроме  того, нельзя скрыть мучной или крахмальный вкус такого молока. Если осадок этого молока вскипятить, то получится обыкновенный клейстер. Одновременно подмешанное молоко синеет от примеси нескольких капель настойки йода, в то время как чистое молоко от подобной реакции желтеет.

     Кстати, существует понятие "восстановленное  молоко", когда сухое молоко превращают обратно в жидкое при помощи воды, а затем такое молоко либо разливают по пакетам, либо используют для производства продуктов. Так вот, обезжиренное сухое молоко, восстановив, нередко "зажирняют" растительными жирами, при этом в подавляющем большинстве случаев на этикетке молочных продуктов не указывается, что в них содержатся растительные жиры и что они приготовлены из восстановленного сухого обезжиренного молока.

     Количественная  фальсификация молока и молочных продуктов (недолив, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (объема), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, объем молока при продаже на розлив меньше, чем заказывает и оплачивает покупатель. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно объем поверенными измерительными мерами объема. Иногда разливают молоко в бутылки меньшего объема, выполненные из толстостенного стекла.

     Информационная  фальсификация молока и молочных продуктов — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.[12]

     1.9. Упаковка, маркировка, условия хранения, правила транспортирования.

     Для упаковки молока и молочных продуктов в последнее время используют тару, изготавливаемую из различных материалов: стекла, металла, полимеров, а также из их комбинаций как между собой, так и с бумагой или картоном.

     Стекло. Стекло химически инертно, препятствует проникновению газов, жидкостей и сырости, устойчиво к действию химических агентов, прозрачно, легко перерабатывается и формуется. Важнейшим преимуществом стекла является его гигиеничность. Из стекла не переходят в пищевой продукт вредные вещества, оно не придает продуктам питания постороннего запаха и вкуса. Основными недостатками стекла являются его большая плотность и хрупкость, что приводит к увеличению транспортных расходов при перевозках и потерям пищевых продуктов. Вследствие этого цены на готовую продукцию, расфасованную в стеклянную тару, существенно увеличиваются.

     По  этим причинам магазины неохотно торгуют  молоком в стеклянных бутылках. В  результате сегодня в стеклянную тару упаковывается 4,7% от общего объема фасованной жидкой молочной продукции, и этот вид упаковки быстро уступает свои позиции картонным пакетам и пластиковой таре.

     Бумажная  тара. Упаковочные материалы, используемые для изготовления тары, должны обладать водо-, паро-, аромато-, жиро- и газонепроницаемостью. Бумажная тара такими качествами не обладает. Эти свойства бумажные материалы приобретают либо в технологическом процессе их производства за счет соответствующего размола волокнистых материалов, проклейки и добавки в массу синтетических смол, либо за счет специальной обработки уже готовых бумажных материалов и соединения их с полимерами и металлом, в результате чего получаются новые комбинированные материалы.

     Картонная упаковка. Преобладающие позиции на российском рынке жидких и пастообразных молочных продуктов занимает современная картонная упаковка типа «тетра-брик», «тетра-брик-асептик», «тетра-рекс», «пюр-пак-асептик» и «пюр-пак», в которую упаковывается почти 54% фасуемых жидких молочных продуктов. Наличие в их составе слоя бумаги или картона обеспечивает комплекс потребительских и физико-механических свойств, а фольгированный слой (алюминия) сводит к минимуму воздействие кислорода, УФ-излучения и экотоксикантов на пищевой продукт.

     Использование асептического розлива в пакеты «тетра-брик-асептик» увеличивает срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций и существенно увеличить объем их производства и «географию» реализации.

     Полимерная  упаковка. Наиболее распространенным полимерным упаковочным материалом на рынке молочной упаковки является полиэтилен. «Полиэтиленовый пакет» по потребительским предпочтениям уступает картонной упаковке, но тем не менее широко используется в России для розлива молока, жидких молочнокислых и пастообразных продуктов. Эта упаковка составляет почти 38% от всего объема фасуемых молочных продуктов. К недостаткам такой упаковки следует отнести ее низкую прочность (как отмечают представители молочных заводов и торговли, для нее характерен наиболее высокий процент потерь молочных продуктов при транспортировке и продажах), малый срок хранения продукта. Как правило, в эту упаковку фасуют молочные продукты малые и средние молокозаводы районного масштаба для местных продаж и быстрого потребления.

     Современная соэкструдированная молочная пленка, используемая для изготовления пакета, обычно состоит из трех слоев на основе смесей полиэтиленов: наружного (с добавлением белого красителя), среднего (обычно черного цвета для защиты от УФ-излучения) и внутреннего термосвариваемого. Такая структура обеспечивает высокую механическую прочность, не пропускает свет и хорошо герметизируется.[13] 

      О требованиях к  маркировке молока и  молочных продуктов

     В связи с вступлением в силу 17.12.2008г. Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» к маркировке молока и молочных продуктов предъявляются следующие требования (статья 36)[2].

     Информация  для потребителей наносится на каждую единицу групповой упаковки молока, молочной продукции, единицу многооборотной тары или транспортной тары такой  продукции, а также на каждую единицу  потребительской упаковки такой  продукции.

     Маркировка  молока, молочной продукции наносится путем наклеивания этикеток, изготовленных типографским способом или другим способом, обеспечивающим их четкое прочтение.

     На  каждую единицу групповой упаковки, единицу многооборотной тары или  транспортной тары такой продукции  наносится маркировка, содержащая следующую информацию для потребителей:

     - наименование молока и молочной продукции в соответствии с

     требованиями  настоящего Федерального закона;

     - наименование и место нахождения изготовителя такой продукции;

     - товарный знак изготовителя такой продукции (при наличии);

     - масса нетто и масса брутто групповой упаковки;

     - срок годности;

     - дата производства;

     - условия хранения;

     - масса нетто потребительской упаковки;

     - обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в

     соответствии  с которыми произведена продукция;

     - номер партии такой продукции;

     - необходимые предупредительные надписи или манипуляторные знаки

     - "Беречь от солнечных лучей", "Ограничение температуры", "Беречь  от 

     влаги".

     При обертывании групповой упаковки или транспортной тары молочной продукции прозрачными защитными полимерными материалами допускается не наносить на них маркировку. В данном случае информацией для потребителей является расположенная на этикетках информация, при этом на этикетках должны размещаться дополнительные данные о количестве мест потребительских упаковок и массе такой продукции в групповой упаковке или транспортной таре такой продукции. Непросматриваемые надписи, в том числе манипуляторные знаки, наносят на листки-вкладыши или представляют потребителям любым другим доступным способом.

     Молоко  и продукты его переработки, расфасованные  в потребительскую тару и реализуемые  на территории Российской Федерации  в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию:

     - наименование таких продуктов в соответствии с Федеральным

        законом;

     - массовая доля жира в процентах;

     - наименование и место нахождения  изготовителя;

     - масса нетто или объем таких продуктов;

     - состав таких продуктов с указанием входящих в них компонентов;

     - пищевая и энергетическая ценность;

     - содержание в готовом кисломолочном или сквашенном продукте     

        микроорганизмов;

     - содержание в готовом обогащенном продукте микро- и

     макроэлементов, витаминов и особенностей употребления такого

     продукта;

     - информация о наличии компонентов, полученных с применением

     генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае их наличия 

     в количестве более чем 0,9 процента);

     - условия хранения молока и молочной продукции;

     - дата производства и дата упаковки молочной продукции;

     - срок годности;

     - документ, в соответствии с которым произведена и может быть

     идентифицирована  такая продукция;

Информация о работе Характеристика молока