Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:29, курсовая работа
Дело в том, что одной из особенностей экономического роста в Беларуси, который наблюдается в стране с 1996 г., является то, что он произошел на устаревших производственных мощностях и, в конечном счете, не привел к улучшению качественного состояния унаследованного производственного потенциала. Хотя, безусловно, отдельные предприятия сумели за эти годы значительно обновить технологии и основные фонды, что им позволило повысить конкурентоспособность продукции, сохранить и расширить рынки сбыта. Кроме того, устаревший производственный потенциал не соответствует современной структур
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………….3
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕНТИФИКА-ЦИИ……………………5
1.1 Понятие идентификации, объекты и субъекты идентифика-ции……………..5
1.2 Виды, способы и методы идентифика-ции……………………………………10
1.3 Научные достижения в области идентификационной эксперти-зы…………13
2 Идентификационная экспертиза творога, реализуемого Малоритским
Рай-по………………………………………………………………………………...17
2.1 Объекты и методы идентифика-ции…………………………………………...17
2.2 Идентификационная экспертиза творога, реализуемого Малоритским
Рай-по………………………………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………………30
По результатам оценки качества в этом случае могут быть даны только следующие два заключения:
- продукт соответствует требованиям стандарта;
- продукт не соответствует требованиям стандарта.
Давать заключение о подделке, фальсификации товара на основе полученных результатов оценки качества является неправомерным.
Экспертиза качества – это исследование тех или иных индивидуальных показателей товара с определенной целью.
При проведении экспертизы качества товаров могут ставиться различные цели:
1. Идентификация товара и его происхождение;
2. Выявление фальсификации представленного продукта;
3. Выявление соответствия представленного продукта данной группе товаров;
4. Установление производителя продукта, время выработки и срока хранения;
5. Выявление посторонних веществ и загрязнителей;
6. Установление степени разбавления, фальсификации, загрязнения пищевых продуктов;
7. Выявление фальсификации товарно – сопроводительной документации и упаковки;
8. Установление степени опасности продовольственных товаров и другие.
По результатам экспертизы качества могут даваться различные заключения, исходя из поставленной цели. Таким образом, экспертиза качества и безопасности продовольственных товаров дает намного больше информации, чем это требуют стандарты [9, с. 64].
Результаты экспертизы качества товара оформляются экспертным заключением одного или нескольких экспертов.
Сертификация – действия третьей стороны, создающие уверенности в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям.
В этом определении сертификации, принятом в международной практике, четко указан субъект осуществляющий сертификационную деятельность. К ним относятся третья сторона, т.е. юридические или физические лица, независимые от изготовителя (продавца) и потребителя.
В отличие от оценки (контроля) качества при определении термина «сертификация» в качестве необходимого условия регламентируется надлежащая идентификация продукции. Более того, в системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья указывается, что перед проведением испытаний по показателям безопасности продукция должна быть проверена на соответствие требованиям, установленным стандартами, по органолептическим и физико – химическим показателям.
Итак, в настоящее время во всем мире ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству товаров. Если раньше, в условиях монополистической деятельности государств и предприятий у потребителя не было возможности выбирать более качественные товары, то в условиях свободного рынка у покупателя имеется огромный выбор разнообразных товаров. И теперь он стоит перед другой проблемой – как выбрать наиболее оптимально высококачественный товар с минимальной ценой. И в этих условиях товарного изобилия потребителю нужно дать как можно больше информации, чтобы он мог правильно идентифицировать тот или иной товар, необходимый для удовлетворения его потребности.
2 ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТВОРОГА,
РЕАЛИЗУЕМОГО МАЛОРИТСКИМ РАЙПО
2.1 Объекты и методы идентификации
В качестве объектов идентификации был взят творог, представленный в торговом ассортименте магазина «Щедрый» г. Малорита на момент проведения исследования (02.09.11). Ассортимент творога представленного в магазине «Щедрый» весьма разнообразен по проценту жирности, по производителям, по объему. Для исследования было отобрано 5 наименований творога разных прозводителей.
Охарактеризуем объекты исследования:
1. Творог классический «Нестерка». Массовая доля жирности 3%. Производитель: ЧУП «Мозырьские молочные продукты». Состав: продукт изготовлен из молока коровьего нормализованного сквашенного чистыми культурами лактококков. Пищевая ценность продукта: белки – 18 г., жиры – 3 г., углеводы – 1,8 г. Энергетическая ценность – 106,2 ккал. Упаковка: термоусадочная пленка, масса нетто 390 г. Условия хранения: t (2-6) °С не более 15 суток. Дата поступления: 30.08.11. Количество – 5,85 кг. Транспортная тара – ящики полимерные многооборотные. СТБ 315 – 2007.
2. Творог классический «Нестерка». Массовая доля жира 5%. Производитель: ЧУП «Мозырьские молочные продукты». Состав: продукт изготовлен из молока коровьего нормализованного, сквашенного чистыми культурами лактококков. Содержание молочнокислых бактерий в конце срока годности составляет не менее 108 КОЕ в 1 грамм продукта. Пищевая ценность продукта: белки – 17 г., жиры – 5 г., углеводы – 1,8 г. Энергетическая ценность – 120,2 ккал. Упаковка: кашированная бумага, масса 250 г. Условия хранения: t (2-6)°С не более 5 суток. Дата поступления: 30.08.11. Количество – 5 кг. Транспортная тара – ящики картонные. СТБ 315 – 2007.
3. Творог классический «Крестьянский» торговая марка «Молочная страна». Массовая доля жира 9%. Производитель: ОАО «Городской молочный завод №1» г. Минск. Состав: продукт изготовлен из молока коровьего нормализованного, сквашенного чистыми культурами лактококков. Пищевая ценность продукта: белки – 17,6 г., жиры – 9,0 г., углеводы – 2,0 г. Энергетическая ценность – 123,4 ккал. Упаковка: пергамент, масса 250 г. Условия хранения: t 4 ± 2°С не более 5 суток. Дата поступления: 30.08.11. Количество – 6,4 кг. Транспортная тара – ящики картонные. СТБ 315 – 2007.
4. Творог классический «Деревенский». Массовая доля жира 5%. Производитель: ОАО «Молочная крынка» г. Могилев. Состав: продукт изготовлен из молока коровьего нормализованного, сквашенного чистыми культурами лактококков. Пищевая ценность продукта: белки – 18,9 г., жиры – 5,0 г., углеводы – 1,6 г. Энергетическая ценность – 163 ккал. Упаковка: термоусадочная пленка, масса 250 г. Условия хранения: t 4 ± 2°С не более 10 суток. Дата поступления: 01.09.11. Количество – 5,0 кг. Транспортная тара – ящики полимерные многооборотные. СТБ 315 – 2007.
5. Творог классический «Савушкин хуторок». Массовая доля жира 10%. Производитель ОАО «Савушкин продукт». Состав: продукт изготовлен из молока коровьего нормализованного, сквашенного чистыми культурами лактококков. Пищевая ценность продукта: белки – 17,6 г., жиры – 10,0 г., углеводы – 2,0 г. Энергетическая ценность – 164,6 ккал. Упако30 суток. Дата поступления: 02.09.11. Количество – 5,6 кг. Транспортная тара – контейнеры. СТБ 315 – 2007.
Все 5 объектов отобранных для исследования очень сходны по ряду своих свойств, но в тоже время каждый объект индивидуален. Выявление индивидуальных характеристик исследуемых объектов для доказательства их сходства и различия составляет одну из задач идентификации.
Процедура идентификации состоит из последовательных этапов: предварительного, основного, заключительного и документального оформления экспертизы.
Предварительный этап идентификации начали с изучения и анализа маркировки всех 5 образцов творога и сопроводительной документации по которой они были получены. Маркировка каждого образца творога была сверена с требованиями СТБ 315 – 2007, с товарно–транспортными накладными и сертификатами соответствия.
Далее был произведён внешний осмотр упаковки 5–ти образцов творога, реализуемого в магазине «Щедрый», её целостности и соответствие творога по упаковке.
При выборе критериев идентификации учитывали их значимость. К наиболее важным критериям при идентификационной экспертизе творога отнесли следующие:
–наименование;
–фирменное название (марка);
–фирма – изготовитель;
–нормативные (технические) документы;
–назначение товара;
–товаросопроводительные документы.
Далее в соответствии с особенностями товара и выбранными критериями проводили основной этап идентификации творога. Вначале выбрали показатели идентификации определяемые органолептическим методом:
–внешний вид и консистенция;
–вкус и запах;
–цвет.
Для исследования показателей идентификации образцов творога произвели отбор проб согласно ГОСТ 26809–86 [7].
Результаты отбора проб представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Отбор проб творога
Наименование творога | Расфасовка, г. | Число ед. транспортной тары с продукцией в партии | Число ед. транспортной тары с продукцией в выборке | Число отобранных ед. потребительской тары с продукцией | Масса объединенной пробы, г | Масса пробы для анализа, г |
1. Нестерка, 3% | 390 | 2 | 2 | 1 | 250 | 100 |
2. Нестерка 5% | 250 | 2 | 2 | 1 |
250
| 100 |
3. Крестьянский 9% | 250 | 2 | 2 | 1 | 250 | 100 |
4. Деревенский 5% | 250 | 2 | 2 | 1 | 250 | 100 |
5. Савушкин хуторок 10% | 280 | 2 | 2 | 1 | 250 | 100 |
Примечание – источник: собственная разработка по [7].
Идентификацию творога по внешнему виду, консистенции, вкусу, запаху и цвету проводили путем сравнения результатов испытаний с данными СТБ 315 – 2007.
Для грамотной и объективной оценки необходимо знать дефекты творога, представленные в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Дефекты творога
Порок | Причины возникновения | Меры предупреждения |
Кормовой привкус | Передается творогу и творожным зделиям из исходного молока | Строго контролировать |
Нечистый, старый
| Обусловлен использованием плохо вымытой тары, оборудования, а также хранением продукта в плохо проветренном помещении; может быть вызван развитием в твороге гнилостных | Соблюдать санитарно-
|
Ослизнение и плесневение творога
| Наблюдается при рыхлой упаковке продукта, неплотном прилегании крышки к поверхности творога и при хранении в сырых помещениях | Соблюдать режимы хранения и упаковки творога
|
Уксуснокислые, едкие вкус и запах | Появляется в результате развития уксуснокислых бактерий, во время хранения при повышенных температурах
| Хранить творог при относительно низких положительных температурах
|
Прогорклый вкус
| Возникает при низких температурах переработки молока и вызывается плесенями и бактерия ми, образующими фермент липазу, или липазой, находящейся в сыром молоке | Соблюдать санитарно гигиенические нормы и правила обработки молока; пастеризовать молоко при соответствующих режимах с целью инактивации липазы |
Горький вкус
| Появляется при поедании коровой полыни и растений с горьким вкусом; образованию горечи способствует развитие гнилостных бактерий, расщепляющих белки молока | Обеспечить качественный контроль молока при приемке; соблюдать санитарно-гигиенические условия выработки творога
|
Грубая, крошливая, сухая консистенция | Обусловлен повышенной температурой отваривания и излишним дроблением сгустка при производстве творога кислотным способом | Соблюдать режимы технологического процесса
|
Резинистая консистенция
| Характерна для творога, приготовленного кислотно-сычужным способом; появляется при внесении больших доз сычужного фермента при сквашивании молока при повышенных температурах | Соблюдать режимы технологического процесса
|
Мажущаяся консистенция | Возникает в результате переквашивания творога
| Соблюдать режимы технологического процесса
|
Вспучивание
| Вызывается дрожжами при упаковке недостаточно охлаждённого творога, неплотной набивке его в кадки и повышенной температурой хранения | Соблюдать режимы хранения и упаковки творога
|
Выделение сыворотки
| Наблюдается при недостаточном прессовании
| Проводить прессование при условиях, предусмотренных технологическими инструкциями |
Примечание – источник: собственная разработка по [10].
Далее выбрали показатели идентификации определяемые измерительными методами:
–массовая доля жира;
–кислотность;
–массовая доля влаги
Содержание жира определяли кислотным методом по ГОСТ 5867–90 [6]. Сущность метода состоит в том, что в результате действия серной кислоты казеиново-кальциевый комплекс творога переходит в двойное растворимое соединение казеина с серной кислотой. В результате добавления изоамилового спирта понижается поверхностное натяжение жировых шариков, с поверхности которых удаляется белковая оболочка. Реакция ускоряется подогреванием и центрифугированием. После этого жир выделяется в виде прозрачного слоя в шкале жиромера и объём его измеряют в градуированной части жиромера.
Кислотность творога определяли по ГОСТ 3624–92 [8] титриметрическим методом с применением фенолфталеина.
Кислотность творога в градусах Тёрнера равна объёму водного раствора гидроокиси натрия (калия), пошедшего на нейтрализацию 5 г продукта, умноженному на 20.
Определение процентного содержания влаги в твороге проводили по ГОСТ 3626 – 73 [5]. Арбитражный метод содержания сухого вещества в твороге производили высушиванием навески при температуре 102 град. до постоянной массы. Масса навески составляет 3-5 грамм.
Массовую долю влаги вычисляли из соотношений разности масс навески до и после высушивания к массе навески, умноженной на 100%.
Массовую долю сухого вещества вычисляли, как (100-W),
где W – массовая доля влаги.
Идентификацию творога по содержанию жира, влаги и кислотности проводили путем сравнения результатов испытаний с данными СТБ 315 – 2007.
Для определения показателей идентификации использовали органолептические и измерительные методы исследования.В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают подгруппы органолептических методов:
1)визуальный метод – для определения с помощью органов зрения внешнего вида и цвета творога;
2)вкусовой метод – для определения вкуса творога с помощью вкусовых точек на языке и небе;
3)обонятельный метод – для определения с помощью обоняния запаха творога; 4)осязательный метод – для определения с помощью осязания консистенции творога.
Преимуществами органолептических методов идентификации являются их простота; доступность; быстрота определения исследуемых показателей; незаменимость измерительными методами, особенно при создании зрительного, вкусового, обонятельного или осязательного образа товаров; невысокие материальные затраты; комплексный характер оценки отдельных свойств; недостатками – субъективность оценок; описательный или относительный характер результатов; сложности, возникающие при обработке и сравнении данных, полученных отдельными испытателями.
Информация о работе Идентификационная экспертиза творога,реализуемого Малоритским райпо