Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 13:04, курсовая работа
Хлеб является одним из крупнейших открытий в истории человечества. Он существует тысячи лет. Хлеб в еде всегда был и остается главным продуктом питания.
Хорошо известно, что искусство хлебопечения было знакомо даже первобытному человеку. В 70-х годах газеты мира сообщили об этой интересной находке - о хлебе, выпеченном в каменном веке, шесть тысяч лет назад. Эта находка демонстрируется в
Введение 3
1 Хлеб и хлебобулочные изделия 5
1.1 Состояние рынка хлебобулочных изделий на современном этапе 5
1.2 Особенности формирование ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий в ООО Владхлеб «Супермаркет на Магнитогорской» 7
1.3 Характеристика ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий 10
1.3.1 Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, пшеничный 10
1.3.2 Хлебобулочные изделия: батоны, сайки, булки, булочная мелочь, сдобные изделия 13
1.3.3 Национальные и диетические виды хлеба 17
1.3.4 Новые виды хлеба и хлебобулочные изделия 19
1.3.5 Бараночные изделия и сухари 21
1.4 Экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий 23
1.4.1 Средства экспертизы 23
1.4.2 Методы экспертизы 25
1.4.3 Порядок проведения экспертизы 26
2 Экспертиза ассортимента и качества хлебобулочных изделий 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ показателей ассортимента: широты, новизны, структура 30
2.3 Анализ объема продажи хлебобулочных изделий 32
2.4 Экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий 33
3 Предложения по оптимизации ассортимента и контроля качества 38
Заключение 43
Библиографический список 44
Супермаркет находится в спальном районе. В районе проживают люди со средним достатком, пенсионеры, а также небольшой процент покупателей с высоким уровнем достатка.
Постоянными покупателями являются сотрудники находящихся в этом районе офисов, больницы, хозяйственного магазина, фабрики «Заря».
Рядом находится автобусная остановка, а также троллейбусная, в следствии чего происходят постоянные покупательские потоки.
Площадь торгового зала супермаркета составляет S = 300 м2 подсобное помещение S = 100 м2. Торговый зал оборудован современной техникой.
Структура предприятия следующая:
- директор;
- администратор;
-
товаровед продовольственных
- товаровед пищевых товаров;
- бухгалтер;
- кассир;
- продавец;
- фасовщик;
- охрана.
Предприятие работает рентабельно, объем продаж постоянно увеличивается. Постоянным поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий является ООО «Хлебный дом» и ОАО «Владхлеб».
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименование товаров однородных и разнородных групп к базовому.
где
Шд - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;
Шб - широта базовая, принятая за основу.
В качестве базовой широты принимается количество видов, разновидностей, наименований товаров по ассортиментному минимуму (перечню).
Таблица 2.1
Широта ассортимента хлебобулочных изделий
№
п/п |
Виды, наименования продуктов | Фактическое
количество товаров (Шд) |
Количество товаров по ассортиментному перечню (Шб) | Коэффициент широты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Хлеб ржаной | 10 | 3 | 330 |
2 | Хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной | 15 | 3 | 500 |
3 | Хлеб пшеничный из муки высшего, первого и второго сортов | 8 | 4 | 200 |
4 | Хлебобулочные изделия | 13 | 5 | 260 |
5 | Изделия хлебобулочные бараночные | 8 | 4 | 200 |
6 | Сухари сдобные пшеничные | 6 | 5 | 120 |
Вывод: Из данных таблицы 2.1 коэффициент широты самый высокий по ржано-пшеничному и пшенично-ржаному, который составляет 500%, самый низкий по сухарям сдобным пшеничным. Из чего следует, что ассортимент хлебобулочных изделий в данном магазине широкий и полностью удовлетворяет потребностям покупателей.
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна определяется показателем новизны, коэффициентом обновления и определяется как отношение количества новых товаров к фактическому количеству.
где
Кн - коэффициент обновления;
Н - количество новых товаров;
Шд - количество товаров действительное.
Таблица 2.2
Новизна ассортимента хлебобулочных изделий
№
п/п |
Наименование товаров | Фактическое
количество товаров (Шд) |
Количество новых товаров (Шд) | Коэффициент новизны Кн |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Хлеб | 33 | 3 | 10 |
2 | Хлебобулочные изделия | 13 | 2 | 15 |
3 | Бараночные изделия | 8 | 3 | 37,5 |
4 | Сухарные изделия | 6 | 2 | 33,3 |
Вывод: Из данных таблицы 2.2 коэффициент новизны ассортимента самый высокий у бараночных изделий, а самый низкий у хлеба. Это свидетельствует о том, что достаточно обновляется ассортимент хлебобулочных изделий.
Показатель структуры (С) определяется как отношение видов отдельных групп товаров к фактическому количеству товаров данной группы.
где
С – коэффициент структуры;
А – количество наименований товаров данной группы;
Шд
– фактическое количество товаров данной
группы.
Таблица 2.3
Коэффициент структуры ассортимента хлебобулочных изделий
№
п/п |
Наименование товаров | Количество наименований данной группы (А) | Фактическое количество товаров данной группы (Шд) | Коэффициент структуры (С) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Хлеб | 33 | 60 | 55 |
2 | Хлебобулочные изделия | 13 | 60 | 22 |
3 | Бараночные изделия | 8 | 60 | 13,3 |
4 | Сухарные изделия | 6 | 60 | 10 |
Вывод: Из данных таблицы 2.3 коэффициент структуры самый высокий у хлеба, а самый низкий у хлебобулочных.
Анализ ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий, реализуемых в ООО Владхлеб «Супермаркет на Магнитогорской» в сравнении за последний квартал 2007 и первый квартал 2007 года.
Таблица 2.4
Сравнительный анализ ассортимента хлебобулочных изделий за 2007-2008
№
п/п |
Виды хлеба и хлебобулочных изделий | 2007 | 2008 | ||
Количество, шт | В денежном выражении, тыс.руб. | Количество, шт | В денежном выражении, тыс.руб. | ||
1 | Хлеб пшеничный:
«Подольский» «Пшеничный» |
3000 2500 |
42000 26250 |
3580 2000 |
50120 21000 |
2 | Хлеб ржаной:
«Бородинский» «Дарнецкий» «Мариинский» |
1500 1460 1400 |
22500 20440 19600 |
1760 1400 1720 |
26400 19600 24080 |
3 | Хлеб ржано-пшеничный:
«Ивановский» «Богатырь» «Здравие» |
790 900 500 |
7900 9000 7000 |
820 670 545 |
8200 6700 7630 |
4 | Хлебобулочные
изделия:
Батон «Нарезной» «Хлеб для тостов» Сухари «Киевские» |
1550 1760 840 |
18600 26400 15120 |
1756 1960 900 |
21072 29400 16200 |
Из данной таблицы видно, что ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, реализуемых в ООО Владхлеб «Супермаркет на Магнитогорской» в сравнении за последний квартал 2007 и первый квартал 2008 года увеличился на 19126 рублей. Существенное влияние на объем реализуемых хлеба и хлебобулочных изделий оказал социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором оказался уровень цен на изделия.
Экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий, реализуемых в ООО Владхлеб «Супермаркет на Магнитогорской» показала, что подвергшиеся контролю качества виды хлеба и хлебобулочные изделия (изделия хлебобулочные плетеные, батоны, булочная мелочь, сайки, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, пшенично-ржаной, хлеб пшеничный из обойной муки, изделия хлебобулочные бараночные) исследовались по органолептическим показателям, в соответствии с действующими нормативными документами.
Исследования
показали, что все хлебобулочные изделия
соответствуют требованиям ГОСТа.
Таблица 2.5
Экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий, реализуемых в ООО Владхлеб «Супермаркет на Магнитогорской»
Вид хлеба и хлебо-булочных изделий | Цель экспер-тизы | Методы исследо-вания | Дейст-вующие норма-тивные докумен-ты | Показатели качества | |||||
Внешний вид: форма (формового) | Состояние мякиша | Пористость | Вкус | Запах | Заклю-чение о качестве | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Изделия хлебобулоч-ные плетеные | Контроль качества | Органолеп-тические | Гост
6650-58 |
Продолговато-овальная, с четко выраженным плетением, не расплывчатая, не мятая, без притисков на изделии. | Проченный не влажный на ощупь. Эластич-ный, слегка уплотненный. | Развитая, мелкая, слегка уплотненная. Без комочков и следов непромеса. | Свойствен-ный данному виду хлеба, без постороннего привкуса. | Соответст-вует требо-ваниям госта. | |
Батоны | Контроль качества | Органолеп-тические | Гост
7127-78 |
Не расплывчатая, не мятая, без боковых выплывов. Поверхность: гладкая, без трещин, подрывов и притисков, с четко выраженными надрезами. | Проченный не влажный на ощупь. Эластич-ный. | Развитая, без пустот и уплотнений | Соответ-ствующий данному виду изделия без постороннего привкуса. | Соот-вет-ству-ющий
ано-
му виду изделия без постороннего запаха |
Соответст-вует требо-ваниям госта. |
Булочная мелочь | Контроль качества | Органолеп-тические | Гост
8124-56 |
Разнообразная, соответствующая наименованию вида булочной мелочи, с четко выраженным рисунком, не расплывчатая, не мятая, без приисков. Поверхность гладкая | Проченный не влажный на ощупь. Эластич-ный. | Сладковатый, свойственный данному изделию, без постороннего привкуса. | Соответст-вует требо-ваниям госта. | ||
Сайки | Контроль качества | Органолеп-тические | Гост
8125-74 |
Не расплывчатая. Боковые стороны саек с одной или с обеих сторон не имеют корок и при отделении друг от друга на месте отделения должен быть мякиш. Поверхность гладкая. |
Пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный. | Развитая, без пустот. | Свойственный данному виду изделий без постороннего запаха. | Соответст-вует требо-ваниям госта. | |
Продолжение таблицы 2.5 | |||||||||
Вид хлеба и хлебо-булочных изделий | Цель экспер-тизы | Методы исследо-вания | Дейст-вующие норма-тивные докумен-ты | Показатели качества | |||||
Внешний вид: форма (формового) | Состояние мякиша | Пористость | Вкус | Запах | Заклю-чение о качестве | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Хлеб
ржаной, ржано-пшеничный и пшенично- |
Контроль качества | Органолеп-тические | Гост
2077-84 |
Соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, без боковых выплывов. На поверхности допускается наличие шва от делителя-укладчика. | Пропеченный, не липкий, не влажный на ощупь, эластичный. Без комочков и следов непромеса. | Развитая, без пустот и уплотнений. | Свойствен-ный данному виду изделия, без постороннего привкуса. | Свойстве-нный данному виду изделия, без посторон-него запаха. | Соответст-вует требо-ваниям госта. |
Хлеб пшеничный из обойной муки. | Контроль качества | Органолеп-тические | Гост
2078-55 |
Правильная, соответствующая хлебной форме, в которой производится выпечка, с несколько выпуклой верхнее коркой, без боковых выплывов, не мятая. | Хорошо пропеченный и не влажный на ощупь. Без комочков и непромеса. | Равномерная без пустот и без признаков закала, т.е. плотных, не содержащих пор, участков мякиша | Соответст-вует требо-ваниям госта. | ||
Изделия хлебобулочные бараночные | Контроль качества | Органолеп-тические | Гост
7128-81 |
Овальная, круглая. Поверхность глянцевая, гладкая, без вздутий и трещин. | Разрыхленные, пропеченный, без признаков непромеса. | Баранки должны быть хрупкими или ломкими, сушки хрупкими. | Соответст-вующий, с привкусом ароматических и вкусовых добавок, без признаков горечи и постороннего привкуса. | Свойстве-нный данному виду изделия, без посторон-него запаха. | Соответст-вует требо-ваниям госта. |
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.
Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Цель
организации в области
Для этого должны быть решены следующие задачи:
1) установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
2) определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
3) выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
4) оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
5) определены основные направления формирования ассортимента.
Основные
направления в области
Информация о работе Экспертиза качества хлебобулочных изделий