Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 21:27, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования. В дипломной работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.
Политика,
при которой предприятие
3. Образ товара.
Исходя из того, что успех товара во многом зависит от его привлекательности для потребителя, рассмотрим слагаемые, формирующие его образ.
1). Важным средством коммуникации
с потребителем является
2). Маркировка
– это текст, условные
3). Цена товара не должна быть как слишком высокой, так и слишком низкой. Она должная подбираться дифференцированно для каждого сегмента рынка.
4). Сервис и услуги,
сопутствующие продаже товаров и
5). Товар – ведь именно качество, внешний вид, характеристики, назначение и возможность использования товара являются основными слагаемыми, формирующими образ товара.
4. Жизненный цикл товара.
Современная
ассортиментная политика предприятия
требует включения в
Для определения такого
оптимального набора сопутствуют единые
рекомендации, но при этом важно соотношение
данных групп и их доля на рынке. На практике
известно, что основная группа (А) товаров
составляет 70%-85% всех видов товаров в ассортименте
магазина.
Рис. 1.2.1. Этапы жизненного цикла товара.
А – основная группа товаров, которая обеспечивает набольшую долю оборота, находится в стадии роста;
Б – сопутствующие (поддерживающие), стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
В – стратегические товары, на которые ставка делается в будущем, в перспективе;
Г – товары, на которые снизился спрос и это тенденция сохраняется.
На самом деле практически невозможно точно определить этап жизненного цикла товара и четыре основные фазы не распределяются на четкие этапы. Поэтому можно говорить об этом относительно конкретно анализируемых показателей. Среди них могут быть показатели динамики продаж, товарооборачиваемости.
Особую осторожность необходимо проявлять в период ввода в ассортимент нового неизвестного потребителю товара, так как его жизненный цикл может закончиться на этапе ввода. Поэтому делаются пробные закупки малых партий и при условии устойчивой тенденции роста продаж, закупки этого товара можно увеличить до максимума. Здесь следует использовать весь арсенал средств стимулирования продаж, включая ценовые методы. На этом этапе спада товар выводится из ассортимента и заменяется новым товаром либо модифицированным. При этом эффективным является значительное снижение цен на данные товары с соответствующим информированием об их доступности потребителей.
5. Стратегия реализации товаров, включенных в ассортиментную модель.
Для каждого товара, включенного в ассортимент, должна быть разработана стратегия его реализации, которая предполагает:
- определение объемов и цен реализации;
- выбор методов продажи;
- подбор средств стимулирования и рекламы;
- определение
перечня услуг, сервисного
С учетом
вышеуказанных подходов и принципов может быть
сформирована ассортиментная модель,
гибкая ассортиментная модель, отвечающая
новой концепции управления ассортиментом
в розничной торговле. Схематично она
может быть представлена следующим образом:
Ассортимент товаров
Рисунок 1.2.2. Современная гибкая ассортиментная модель.
Рассмотрим более подробно формирование ассортиментной политики.
Ее основой является сегментация рынка, что представляет расчленение его на однородные в определенном отношении группы покупателей, которые различаются своими требованиями к данному товару. Выделим основные критерии сегментации рынка:
- географические;
- демографические;
- разновидности и
- уровень инфляции.
На практике довольно сложно удовлетворить запросы в товарах всех без исключения потребителей, так как они различны в своих требования к товару и обслуживанию. Тем не менее, потенциальных покупателей можно объединить в определенные группы по некоторым признакам.
Исходя из этого, главной целью сегментации является обеспечение адресности реализуемых товаров и услуг. Учитывая важность сегментации как инструмент ассортиментной политики и зависимость от этого конкурентоспособности предприятия, требуется особая объективность и профессионализм специалистов, осуществляющих сегментацию.
В современных условиях предприятия розничной торговли должны проводить политику с учетом индивидуальных предпочтений. Знание особенностей поведения различных групп потребителей и мотивации покупок являются условием правильного формирования спроса, принятия оптимальных решений в ассортиментной политике.
Сущность современной ассортиментной политики составляет рассмотрение проблем развития ассортиментной политики и удовлетворения спроса различных покупателей на основе анализа их предпочтений и изменений рыночной ситуации.
В связи с этим выделяют следующие составляющие ассортиментной политики:
- сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов;
- изучение требований
- определение набора товарных
групп, наиболее
- выбор наиболее эффективного
метода формирования
- определение оптимального
- разработка стратегии
Кроме составляющих ассортиментной политики, ее разработка и осуществление требует соблюдения следующих условий:
- четкого представления о
- хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителя;
- ясного представления о своих
возможностях и ресурсах в настоящее время и в
Исходя из всего изложенного, надо отметить, что задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, с учетом общей коммерческой стратегией на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино все составляющие коммерческой работы и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Ассортиментная
политика разрабатывается на перспективу
(3-5 лет), и в своей основе в течение определенного
времени остается неизменной. В отличие
от ассортиментной политики стратегия
может меняться в соответствии с серьезными
изменениями на рынке.
2. Организационно-экономическая характеристика
торгового предприятия.
Государственная торговая фирма ОАО «Продтовары» создана 3 марта 1994 года и зарегистрирована Брестским горисполкомом.
В 1999 году в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь решением Брестского горисполкома было создано открытое акционерное общество «Продтовары». Учредителем общества выступил Брестский горисполком.
Общество
является коммерческой
Основной целью ОАО «Продтовары» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. В соответствии с Уставом общество осуществляет следующие виды деятельности:
1. Розничная
торговля в
2. Розничная торговля картофелем, овощами, фруктами.
3. Рестораны, бары, кафе и столовые.
4. Неспециализированная оптовая
5. Поставка готовой пищи.
6. Производство хлеба и
7. Ремонт охлаждающих
8. Ремонт машин общего
9. Ремонт контрольного
10. Строительство зданий.
11. Изоляционные, слесарно-водопроводные работы.
12. Хранение и складирование.
13. Деятельность по расследованию и обеспечению безопасности.
ОАО несет ответственность всем своим имуществом по своим обязательствам. Акционеры не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах принадлежащих им акций. ОАО может в установленном порядке создавать унитарные филиалы, предприятия и представительства, быть учредителем других хозяйственных товариществ и обществ.
Источниками формирования имущества являются:
1. Имущество и денежные взносы, переданные обществу его учредителем.
2. Продукция, производимая
3. Полученные доходы и иное
На деятельность организации большое значение оказывает численность обслуживаемого населения. Спрос покупателей зависит от социального состава населения. Изменение этого состава не только отражается на общем объеме розничного товарооборота, но и обуславливает существенные сдвиги в его структуре.