Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 21:27, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования. В дипломной работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.
Несомненно, что итогом работы всего предприятия, в том числе и коммерческого отдела, являются экономические показатели деятельности фирмы, что относится к общим экономическим факторам, влияющим на формирование ассортимента. Особое внимание уделим изучению показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Продтовары». Данные анализа представлены в таблице 2.4.
Из данных таблицы 2.4 видно, что в 2005 году по сравнению с 2003 годом розничный товарооборот фирмы возрос в 1,5 раза или на 21702,4 млн. руб.; по сравнению с 2004 годом он возрос на 12916 млн. руб. в действующих ценах на 26.5%.
В 2005 году по сравнению с 2003 товарные запасы в сумме возросли на 688,6 млн. руб., а в днях – на 4 дня; по сравнению с 2004 годом в сумме увеличились на 223,5 млн. руб., а в днях – на 3 дня.
Как положительное следует отметь ускорение товарооборачиваемости в 2005 году по сравнению с 2004 на 3 дня, что привело к высвобождению денежных средств, вложенных в товарные запасы на сумму 514,2 млн. руб.
Данные таблицы также показывают, что ОАО «Продтовары» в анализируемом периоде работало прибыльно.
Так наибольший размер прибыли был получен в 2005 году и составил 728 млн. руб. или 1,18% к обороту. В 2004 году сумма прибыли составила 664 млн. руб.
Как видно из таблицы в 2005 году по сравнению с 2004 отмечается увеличение уровня валовых доходов с 19,1 до 20,5%.
Таким
образом, формирование ассортимента товаров
на основе комплексного исследования
рынка с учетом перечисленных выше факторов
позволит сформировать конкурентоспособный
торговый ассортимент. Однако необходим
периодический мониторинг среды деятельности
организации торговли с тем, чтобы своевременно
внести соответствующие коррективы и
изменения в процесс формирования торгового
ассортимента.
3.2. Принципы и этапы формирования ассортимента предприятия розничной торговли.
Коммерческая
служба организации розничной
Основополагающим принципом является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого спроса. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности организации работы по изучению покупательского спроса.
В магазинах ОАО проводится работа по изучению покупательского спроса, учитывается неудовлетворенный спрос, но слабо изучается спрос отдельных групп и категорий населения, формирующийся спрос. Проводится работа по изучению покупательского спроса непосредственно в магазинах по следующим направлениям: ведется ежедневный учет продажи отельных наименований товаров.
Для этой цели используется таблица 3.2.2.
Таблица 3.2.2
|
Использование
этого подхода позволяет
Также проводится периодически анкетирование покупателей с целью выявления спроса, используются опросные листы (приложение 1). Важным элементом изучения спроса является проведение совместно с производителями и поставщиками товаров выставок-продаж, дегустаций, что имеет место в магазина ОАО.
Следующий
принцип – это принцип
Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, а также устойчивости и обновляемости ассортимента учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади. Данный принцип проанализируем по данным таблицы 3.2.3.
Торговая площадь трех представленных магазинов практически одинакова (335-440м2). Магазины расположены в разных районах города. Где представлены различные группы потребителей. Как видно из таблицы наибольшую торговую площадь имеет магазин № 2 (440 м2), что на 10 м2 больше, чем в магазине № 3 (335м2), соответственно дает преимущества по организации торгово-технического процесса (возможность размещения дополнительного оборудования, расширения ассортимента, возможность создания более рациональных покупательских потоков).
Сравнение ассортиментных перечней показывает, что ассортиментный перечень магазина № 2 имеет наибольшее количество разновидностей товаров (36,2), а наименьшее количество разновидностей имеет магазин № 6 (333).
Такая же тенденция прослеживается и по практическому наличию товаров в магазинах (1330 – магазин № 2, 1007 – магазин № 3, 950 – магазин № 6).
Несмотря на различие в количестве разновидностей АО ассортиментному перечню, в расчете числа разновидностей на 1 м2 торговой площади отличий практически нет (0,8-1,1).
Таблица 3.2.3. Взаимосвязь количества реализуемых товарных разновидностей и товарооборота по ОАО «Продтовары» г. Брест за 2005 г.
|
Это указывает на то, что при составлении ассортиментных перечней учитываются различия предприятий по торговой площади.
Фактическое же наличие разновидностей товаров на 1 м2 торговой площади выше в магазинах № 2 и № 3, что говорит о более грамотной работе товароведа магазина по формированию ассортимента.
Наибольший товарооборот также имеет магазин № 2 (16739 тыс. руб.), а наименьший магазин № 6 (9452 тыс. руб.), что доказывает предыдущее предположение, а также показывает влияние широты ассортимента товарооборот.
Обеспечение рентабельности работы магазина – это непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. размер его торговой надбавки должен превышать его издержкоемкость.
В ходе анализа ОАО «Продтовары» был проведен анализ доходности товарыных групп по магазину № 3 «Сатурн». Данные анализа представлены в таблице 3.2.4.
Таблица 3.2.4. Доходность ассортиментной модели магазина № 3 ОАО «Продтовары» г. Бреста на 2005 год.
|
Продолжение таблицы 3.2.4
|