Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении и разработке эффективных решений мерчандайзинга, результат внедрения которых в практику предприятия - достижение устойчивого роста продаж.
Задачи курсовой работы:
- изучение основополагающих принципов мерчандайзинга;
- разработка эффективных решений мерчандайзинга,
- изучение современных эффективных средств мерчандайзинга и анализ их применения в практике конкретного предприятия.
Весь торговый зал делится на 4-ре зоны:
Стены в магазине бежевого цвета. Зал освещается лампами дневного освещения. Форма у продавцов одинаковая. В зале много рекламных плакатов, призывающие приобрести различный товар.
Магазин имеет фирменные бланки, круглую печать и штампы со своим наименованием, а также зарегистрированный в установленном порядке свой расчетный и другие счета в банке.
Магазин обладает частичной
хозяйственной
Деятельность предприятия можно оценить исходя из анализа основных показателей, основным из которых является товарооборот. Состав и структура товарооборота представлена в таблице 1.
Таблица 1- Состав и структура товарооборота
Товарные группы |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Относительное отклонение 2010г. к 2008г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
Товарооборот, всего |
32850 |
100 |
65700 |
100 |
76650 |
100 |
2,3 |
Продовольственные товары: |
32357,2 |
98,5 |
63597,6 |
96,8 |
73124,1 |
96,7 |
2,2 |
Хлеб и хлебобулочная продукция |
2069,5 |
6,3 |
3876,3 |
5,9 |
4139,1 |
5,4 |
2,0 |
Молоко и кисломолочная продукция |
2562,3 |
7,8 |
4796,1 |
7,3 |
5288,85 |
6,9 |
2,1 |
Жиры и майонезы |
1773,9 |
5,4 |
3613,5 |
5,5 |
4292,4 |
5,6 |
2,4 |
Бакалея |
3087,9 |
9,4 |
6044,4 |
9,2 |
7128,45 |
9,3 |
2,3 |
Кондитерские товары, чай кофе |
3679,2 |
11,2 |
7029,9 |
10,7 |
8278,2 |
10,8 |
2,2 |
Вино и виноводочные изделия, соки, воды |
7095,6 |
21,6 |
14059,8 |
21,4 |
16479,7 |
21,5 |
2,3 |
Овощи и фрукты |
2010,8 |
6,1 |
3876,3 |
5,9 |
4522,3 |
5,9 |
2,5 |
Мясо, мясные полуфабрикаты, колбасы |
5321,7 |
16,2 |
10774,8 |
16,4 |
12647,2 |
16,5 |
2,4 |
Рыба и рыботовары |
3383,5 |
10,3 |
6832,8 |
10,4 |
8048,2 |
10,5 |
2,4 |
Салаты высокой степени готовности |
1379,7 |
4,2 |
2693,7 |
4,1 |
3295,9 |
4,3 |
2.4 |
Непродовольственные товары: Бытовая химия, товары для дома. |
492,7 |
1,5 |
2102,4 |
3,2 |
2529,4 |
3,3 |
5,1 |
Общий товарооборот магазина за 3 года увеличился на 1,3 раза и составил в 2010г. 76650 тыс. рублей по следующим причинам:
-переход на
метод продажи –
-рост цен на закупаемые товары, в силу инфляционных процессов поставщики вынуждены поднимать цены на товары;
-увеличение
нацени в магазине, с введением
метода самообслуживания
-изменение структуры ассортимента товаров. Увеличение товарооборота по непродовольственным товарам связано с организацией отдела товаров для дома и бытовой химии. Изменение в структуре продовольственных товаров также привели к увеличению товарооборота в целом.
Товарооборот по продовольственным товарам составил в 2010г. 96,7% или 73124,1 тыс. рублей и увеличился на 1,2 раза за счет вышеперечисленных факторов и увеличения в структуре продаваемых товаров более дорогостоящей продукции, которые в стоимостном выражении составляют большую долю в ассортименте.
-
Основной розничный сбыт происходит через торговый зал, в котором поток покупателей движется против часовой стрелки, товары, пользующиеся наибольшим спросом расположены в глубине торгового зала, товары импульсного спроса расположены у выхода, то есть в магазине учтены основные правила самообслуживания. Но не всегда проходы соответствуют норме и при расчете с покупателями создаются очереди.
Рассматриваемый в данной работе магазин «Продуктовая лавка» является структурным подразделением ООО «Продуктовая лавка».
Ассортимент магазина ориентирован на самые широкие слои населения. В него входят самые разнообразные продукты, напитки и товары: от недорогих до элитных. При высоком качестве представленных товаров цены на многие из них неизменно сохраняются доступными для покупателей со среднем и низким уровнем доходов.
Магазин «Продуктовая лавка» имеет линейно - функциональную структуру управления, данная система подходит для организации.
Рисунок 3 - Структура управления магазина «Продуктовая лавка»
В магазине разработана и действует единая маркетинговая политика и современная система скидок. Действует дисконтная система, которая предоставляет возможность получить скидки на покупки. Дисконтная карта - это пластиковая карта с нанесенным на лицевую сторону уникальным идентификационным номером в дисконтной системе. При совершении покупки или использовании услуги, предъявляется карта или называется ее номер кассиру. После проверки карты в системе, стоимость покупки будет автоматически снижена. Получение дисконтной карты возможно при свершении покупки свыше 500 руб.
В магазине постоянно проводят рекламные акции, стимулируя тем самым сбыт товаров. Мероприятия включают в себя:
- раздача подарков своим покупателям;
- при покупке
от 200 рублей проводятся
- при покупке
в любом магазине товаров на
сумму 500 рублей выше покупателям
выдается лотерейный билет,
Функционирует и цех готовой продукции, ассортимент которого насчитывает порядка 50 наименований различных салатов от классического «Оливье» до оригинальных «Тирольского», «Гранд», «Цезарь».
Основные поставщики магазина «Продуктовая лавка» представлены в табице 2.
Таблица 2 - Основные поставщики магазина
Поставщики |
Группа товаров |
Кировский хлебозавод №1 |
Хлеб, булочные изделия, пряники, сушка |
ЗАО «Кировский молочный комбинат» |
Молоко, кефир, творог, сметана, сырки |
ОАО «Кировский мясокомбинат» |
Колбасы вареные, полукопченые, сосиски, сардельки, сало, мясные деликатесы |
ЗАО «Рыбопродукты» |
Свежемороженая рыба, балычные изделия, икра, рыба вяленая |
АО «Русская продовольственная программа» |
Конфеты, драже, мармелад, печенье, зефир |
Кировский хлебозавод №5 |
Торты |
Кировский БКК |
Вафли, пряники, сушка, сухари |
ЗАО «Пингвин» |
Пресервы, копченая рыба |
ООО «Прима – плюс» |
Весь ассортимент табачных изделий |
Уржумский СВЗ Яранский СВЗ Слободской СВЗ |
Вино - водочные изделия |
Ассортимент товаров (в основном импортного производства) поставляемых посредниками, включает бакалейные и сопутствующие товары, которые часто приобретаются небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.
Изучая источники закупок
У фирмы ООО «Продуктовая лавка» достаточно конкурентов, так как на сегодняшний день в городе Кирове появилось очень много фирм, занимающихся розничной торговлей продуктов питания.
Главными конкурентными приоритетами магазина «Продуктовая лавка» являются:
- постоянный рост;
- обеспечение исключительного внимания клиенту-покупателю;
- быстрое и качественное
- широкий, постоянно
К тому же анализируемое
структурные подразделения
Но, несмотря на удачное расположение магазина «Продуктовая лавка» и ряд имеющихся конкурентных преимуществ, у него есть масса конкурентов, размещающихся вблизи, которые в результате своей деятельности добились гораздо больших успехов, чем анализируемая фирма «Продуктовая лавка». Так, например, по многим показателям, в частности по объемам товарооборота, конкуренты значительно опережают нашу фирму.
К основным конкурентам можно отнести: магазины фирмы «Хлыновская», магазины фирмы «Моя семья», «Каравай», которые относятся к магазинам самообслуживания. Также серьезными конкурентами предприятия являются сети магазинов фирмы «Глобус», «Континент», «Лидер», «Персона», «Красногорский», которые открыли свои магазины-супермаркеты и зарекомендовали себя с лучшей стороны в сфере торговли и обслуживания покупателей. К тому же цены на некоторые продукты питания у конкурентов ниже, чем у анализируемого магазина.
Таким образом, получив из данной главы общее представление о фирме ООО «Продуктовая лавка», структурным подразделением которого является анализируемый магазин, можно сделать вывод о том, что данная фирма не стоит на месте, старается идти вперед, растет, развивается, постоянно вносит какие-то изменения, коррективы, нововведения в свою деятельность, а также максимально использует свои возможности для укрепления своего положения на рынке.
Анализ уровня торгового обслуживания проводился в магазине с помощью самих покупателей, то есть проводился опрос. Метод опроса имеет ряд преимуществ перед статистическим, т.к. статистические данные по ряду интересующих нас показателей вообще отсутствуют. Оценка торговой ситуации, получаемая при помощи опроса, значительно полнее, чем традиционные статистические исследования. Особый интерес предоставляют опросы лиц, только что посетивших магазин, так как в данном случае получаем достаточно точные ответы на ряд вопросов.
В 2011 г. в магазине проводился опрос покупателей с целью оценки качества торгового обслуживания. Было опрошено 200 человек. Параллельно с устным опросом покупателей о качестве обслуживания был проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих.
При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые. Предложенная нами анкета покупателю исключала получение каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения покупателей. Примерная анкета представлена в приложении 3.
Таблица 3 - Оценка качества торгового обслуживания по магазину «Продуктовая лавка»
Состав показателей |
Уровень качества обслуживания | ||
высокий |
Удовлетво-рительный |
Неудовлетворител. | |
Коэффициент стабильности ассортимента обследуемых товаров Средний объем затрат времени покупателей на ожидание, мин. Уровень профессионального мастерства работников, активность продажи товаров. Организация торговой рекламы и информации: оформление витрин и выкладка товаров, наличие средств немой рекламы, аннотаций к товару. Оценка покупателями качества дополнительных услуг. Оценка покупателями качества торгового обслуживания (на 10 чел). |
0,9 и более
не более 3 мин. 0,9 и более средний уровень квалификации
0,9 и более соответствует требованиям 0,9 и более 0,9 и более
оценка 9 чел. и более 0,9 и более |
0,81-0,89
3-6 мин. 0,81-1,89 0,81-0,89 имеются
замечания не нарушающие правил продажи
0,81-0,89
0,81-0,89 оценка 8 чел. и более 0,81-0,89 |
0,80 и ниже
0,80 и ниже
0,80 и ниже
Имеется замечание по выкладке товаров, оформлен. витрин 0,80 и ниже 0,80
оценка 2 покупат. и более 0,80 |