Мерчендайзинг в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении и разработке эффективных решений мерчандайзинга, результат внедрения которых в практику предприятия - достижение устойчивого роста продаж.
Задачи курсовой работы:
- изучение основополагающих принципов мерчандайзинга;
- разработка эффективных решений мерчандайзинга,
- изучение современных эффективных средств мерчандайзинга и анализ их применения в практике конкретного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

КР Мерчендайзинг в торговле (Митягин).doc

— 675.50 Кб (Скачать документ)

Весь торговый зал делится на 4-ре зоны:

  • зона, занятая под оборудование,
  • зона, занятая под узлы расчета.
  • зона, для движения покупателей – это S торгового зала, которая предназначена для свободного передвижения покупателей.
  • зона, рабочего места продавца.

Стены в магазине бежевого цвета. Зал  освещается лампами дневного освещения. Форма у продавцов одинаковая. В  зале много рекламных плакатов, призывающие приобрести различный товар.

Магазин имеет фирменные  бланки, круглую печать и штампы со своим наименованием, а также  зарегистрированный в установленном  порядке свой расчетный и другие счета в банке.

Магазин обладает частичной  хозяйственной самостоятельностью и вправе совершать все действия, не противоречащие закону, быть истцом и ответчиком в суде.  Стратегические вопросы по развитию магазина, его  реконструкции принимает вышестоящее  руководство, финансовая документация находится в главном офисе фирмы. Закупка продукции осуществляется только на базах фирмы, за исключением товаров не имеющихся в наличии или не имеющихся в ассортименте.

2.2 Экономическая характеристика предприятия

 

Деятельность предприятия можно оценить исходя из анализа основных показателей, основным из которых является товарооборот. Состав и структура товарооборота представлена в таблице 1.

Таблица 1- Состав и структура товарооборота

Товарные группы

2008г.

2009г.

2010г.

Относительное отклонение 2010г. к 2008г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Товарооборот, всего

32850

100

65700

100

76650

100

2,3

Продовольственные товары:

32357,2

98,5

63597,6

96,8

73124,1

96,7

2,2

Хлеб и хлебобулочная  продукция

2069,5

6,3

3876,3

5,9

4139,1

5,4

2,0

Молоко и кисломолочная  продукция 

2562,3

7,8

4796,1

7,3

5288,85

6,9

2,1

Жиры и майонезы

1773,9

5,4

3613,5

5,5

4292,4

5,6

2,4

Бакалея

3087,9

9,4

6044,4

9,2

7128,45

9,3

2,3

Кондитерские товары, чай кофе

3679,2

11,2

7029,9

10,7

8278,2

10,8

2,2

Вино и виноводочные изделия, соки, воды

7095,6

21,6

14059,8

21,4

16479,7

21,5

2,3

Овощи и фрукты

2010,8

6,1

3876,3

5,9

4522,3

5,9

2,5

Мясо, мясные полуфабрикаты, колбасы 

5321,7

16,2

10774,8

16,4

12647,2

16,5

2,4

Рыба и рыботовары

3383,5

10,3

6832,8

10,4

8048,2

10,5

2,4

Салаты высокой степени  готовности

1379,7

4,2

2693,7

4,1

3295,9

4,3

2.4

Непродовольственные товары: Бытовая химия, товары для дома.

492,7

1,5

2102,4

3,2

2529,4

3,3

5,1


 

Общий товарооборот магазина за 3 года увеличился на 1,3 раза и составил в 2010г. 76650 тыс. рублей по следующим причинам:

-переход на  метод продажи – самообслуживание, при котором товарооборот увеличивается  до 2 – 2,5 раза, но наш магазин  претерпел ремонт и реконструкцию; 

-рост цен  на закупаемые товары, в силу  инфляционных процессов поставщики вынуждены поднимать цены на товары;

-увеличение  нацени в магазине, с введением  метода самообслуживания средняя  наценка увеличилась с 18% до 23%, повышение наценки связано с  включением в нее потерь от  воровства товаров покупателями;

-изменение структуры ассортимента товаров. Увеличение товарооборота по непродовольственным товарам связано с организацией отдела товаров для дома и бытовой химии. Изменение в структуре продовольственных товаров также привели к увеличению товарооборота в целом.

Товарооборот по продовольственным товарам составил в 2010г. 96,7% или 73124,1 тыс. рублей и увеличился на 1,2 раза за счет вышеперечисленных факторов и увеличения в структуре продаваемых товаров более дорогостоящей продукции, которые в стоимостном выражении составляют большую долю в ассортименте.

-

Основной  розничный сбыт происходит через  торговый зал, в котором поток  покупателей движется против часовой  стрелки, товары, пользующиеся наибольшим спросом расположены в глубине  торгового зала, товары импульсного спроса расположены у выхода, то есть в магазине учтены основные правила самообслуживания. Но не всегда проходы соответствуют норме и при расчете с покупателями создаются очереди.

2.3 Факторы формирования и становления маркетинга в магазине «Продуктовая лавка»

 

Рассматриваемый в данной работе магазин «Продуктовая лавка» является структурным подразделением ООО «Продуктовая лавка».

Ассортимент магазина ориентирован на самые широкие слои населения. В него входят самые разнообразные  продукты, напитки и товары: от недорогих до элитных. При высоком качестве представленных товаров цены на многие из них неизменно сохраняются доступными для покупателей со среднем и низким уровнем доходов.

Магазин «Продуктовая лавка» имеет  линейно - функциональную структуру  управления, данная система подходит для организации.

 



 

 


 


 



 

 

Рисунок 3 - Структура управления магазина «Продуктовая лавка»

 

В магазине разработана  и действует единая маркетинговая  политика и современная система  скидок. Действует дисконтная система, которая предоставляет возможность получить скидки на покупки. Дисконтная карта - это пластиковая карта с нанесенным на лицевую сторону уникальным идентификационным номером в дисконтной системе. При совершении покупки или использовании услуги, предъявляется карта или называется ее номер кассиру. После проверки  карты в системе, стоимость покупки будет автоматически снижена. Получение дисконтной карты возможно при свершении покупки свыше 500 руб.

В магазине постоянно  проводят рекламные акции, стимулируя тем самым сбыт товаров. Мероприятия включают в себя:

- раздача подарков  своим покупателям;

- при покупке  от 200 рублей проводятся моментальной  беспроигрышной лотерее. Призы  выдаются на месте;

- при покупке  в любом магазине товаров на  сумму 500 рублей выше покупателям  выдается лотерейный билет, который  дает шанс на выигрыш супер-призов.

Функционирует и цех готовой продукции, ассортимент  которого насчитывает порядка 50 наименований различных салатов от классического «Оливье» до оригинальных «Тирольского», «Гранд», «Цезарь».

Основные поставщики магазина «Продуктовая лавка» представлены в табице 2.

 

Таблица 2 - Основные поставщики магазина

Поставщики

Группа товаров

Кировский хлебозавод №1

Хлеб, булочные изделия, пряники, сушка

ЗАО «Кировский молочный комбинат»

Молоко, кефир, творог, сметана, сырки

ОАО «Кировский мясокомбинат»

Колбасы вареные, полукопченые, сосиски, сардельки, сало, мясные деликатесы

ЗАО «Рыбопродукты»

Свежемороженая рыба, балычные изделия, икра, рыба вяленая

АО «Русская продовольственная программа»

Конфеты, драже, мармелад, печенье, зефир

Кировский хлебозавод №5

Торты

Кировский БКК

Вафли, пряники, сушка, сухари

ЗАО «Пингвин»

Пресервы, копченая рыба

ООО «Прима – плюс»

Весь ассортимент  табачных изделий

Уржумский СВЗ

Яранский СВЗ

Слободской  СВЗ

Вино - водочные изделия


 

Ассортимент товаров (в основном импортного производства) поставляемых посредниками, включает бакалейные и сопутствующие товары, которые часто приобретаются небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.

Изучая источники закупок товара ООО «Спутник – прод», ведет журнал, где на каждого поставщика отводится  отдельная запись с данными о  нем (наименование организации, юридический адрес, почтовый адрес, Ф.И.О. телефон директора, гл.бухгалтера, режим работы), сведения о количестве, ассортименте продовольственных товаров и другие сведения интересующие предприятие.

 У фирмы ООО «Продуктовая лавка» достаточно конкурентов, так как на сегодняшний день в городе Кирове появилось очень много фирм, занимающихся розничной торговлей продуктов питания.

Главными конкурентными  приоритетами магазина «Продуктовая лавка» являются:

- постоянный рост;

- обеспечение исключительного  внимания клиенту-покупателю;

- быстрое и качественное обслуживание  покупателей - это немаловажная  деталь в работе магазина фирмы  «Продуктовая лавка»;

- широкий, постоянно пополняющийся  и обновляющийся ассортимент  продукции, которая отличается  высоким качеством, способен удовлетворить не только обычного потребителя со средним достатком, но даже и вкус гурмана или самый изысканный вкус, что также выделяет магазин среди других конкурентов. Все это создает деловую репутацию фирме и позволяет ей достойно выступать на конкурентном рынке.

К тому же анализируемое  структурные подразделения фирмы  «Продуктовая лавка» имеет очень  удачное местоположение, так как  находится в центральном районе города, где наблюдается постоянное скопление людей, особенно в часы «пик». Большой наплыв покупателей обеспечивает долговременный и потенциальный рост объема продаж.

Но, несмотря на удачное  расположение магазина «Продуктовая лавка» и ряд имеющихся конкурентных преимуществ, у него есть масса конкурентов, размещающихся вблизи, которые в результате своей деятельности добились гораздо больших успехов, чем анализируемая фирма «Продуктовая лавка». Так, например, по многим показателям, в частности по объемам товарооборота, конкуренты значительно опережают нашу фирму.

К основным конкурентам  можно отнести: магазины фирмы «Хлыновская», магазины фирмы «Моя семья», «Каравай», которые относятся к магазинам самообслуживания. Также серьезными конкурентами предприятия являются сети магазинов фирмы «Глобус», «Континент», «Лидер», «Персона», «Красногорский», которые открыли свои магазины-супермаркеты и зарекомендовали себя с лучшей стороны в сфере торговли и обслуживания покупателей. К тому же цены на некоторые продукты питания у конкурентов ниже, чем у анализируемого магазина.

Таким образом, получив из данной главы  общее представление о фирме ООО «Продуктовая лавка», структурным подразделением которого является анализируемый магазин, можно сделать вывод о том, что данная фирма не стоит на месте, старается идти вперед, растет, развивается, постоянно вносит какие-то изменения, коррективы, нововведения в свою деятельность, а также максимально использует свои возможности для укрепления своего положения на рынке.

2.4  Анализ уровня торгового обслуживания

 

Анализ уровня торгового обслуживания проводился в магазине с помощью самих покупателей, то есть проводился опрос. Метод опроса имеет ряд преимуществ перед статистическим, т.к. статистические данные по ряду интересующих нас показателей вообще отсутствуют. Оценка торговой ситуации, получаемая при помощи опроса, значительно полнее, чем традиционные статистические исследования. Особый интерес предоставляют опросы лиц, только что посетивших магазин, так как в данном случае получаем достаточно точные ответы на ряд вопросов.

В 2011 г. в магазине проводился опрос покупателей с целью оценки качества торгового обслуживания. Было опрошено 200 человек. Параллельно с устным опросом покупателей о качестве обслуживания был проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих.

При письменном анкетном опросе вопросник  заполняли сами опрашиваемые. Предложенная нами анкета покупателю исключала получение каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения покупателей.  Примерная анкета представлена в приложении 3.

Таблица 3 - Оценка качества торгового обслуживания по магазину                     «Продуктовая лавка»

Состав показателей

Уровень качества обслуживания

высокий

Удовлетво-рительный

Неудовлетворител.

Коэффициент стабильности ассортимента обследуемых товаров

Средний объем затрат времени покупателей на ожидание, мин.

Уровень профессионального  мастерства работников, активность продажи  товаров.

Организация торговой рекламы  и информации: оформление витрин и  выкладка товаров, наличие средств немой рекламы, аннотаций к товару.

Оценка покупателями качества дополнительных услуг.

Оценка покупателями качества торгового обслуживания (на 10 чел).

0,9 и более

 

 

не более 3 мин.

0,9 и более

средний уровень квалификации

 

 

0,9 и более

соответствует требованиям

0,9 и более

0,9 и более

 

оценка 9 чел. и более

0,9 и более

0,81-0,89

 

 

3-6 мин.

0,81-1,89

0,81-0,89

имеются

 

замечания не нарушающие правил продажи

 

0,81-0,89

 

0,81-0,89

оценка 8 чел. и более

0,81-0,89

0,80 и ниже

 

 

0,80 и ниже

 

0,80 и ниже

 

 

Имеется замечание по выкладке товаров, оформлен. витрин

0,80 и ниже

0,80

 

оценка 2 покупат. и более 0,80

Информация о работе Мерчендайзинг в торговле