Мерчендайзинг в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении и разработке эффективных решений мерчандайзинга, результат внедрения которых в практику предприятия - достижение устойчивого роста продаж.
Задачи курсовой работы:
- изучение основополагающих принципов мерчандайзинга;
- разработка эффективных решений мерчандайзинга,
- изучение современных эффективных средств мерчандайзинга и анализ их применения в практике конкретного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

КР Мерчендайзинг в торговле (Митягин).doc

— 675.50 Кб (Скачать документ)

 

После проведения анкетного опроса, обработали полученные результаты. Обработка полученных результатов осуществлялась методом, предложенным немецким экономистом О. Андерсеном. При этом показатели оценивались с помощью оценок «высокой», «удовлетворительной», «неудовлетворительной». Затем рассчитали средний уровень оценки качества торгового обслуживания путем суммирования сведения всех ответов в анкете. И получили обобщающий коэффициент, равный 0,88, то есть уровень торгового обслуживания удовлетворительный, по мнению самих покупателей.

Таким образом, все показатели свидетельствуют, что уровень торгового обслуживания покупателей в магазине  достаточно высок в условиях рыночных отношений. Это с положительной стороны характеризует торговую деятельность магазина, а также торговое обслуживание предоставляемое покупателям.

2.5 Мерчандайзинг и использование его инструментов в магазине «Продуктовая лавка»

 

Концепция мерчандайзинга разработана  в маркетинговом отделе ООО «Продуктовая лавка» при участии работников торгового  отдела. Выкладка товаров в магазине имеет свои цели и задачи.

Цели:

- увеличение объема продаж;

- продвижение собственной продукции;

- формирование благоприятного имиджа.

Задачи:

  • организовать выкладку товара на полках в соответствии с фирменной идеей;
  • оформление мест продаж;
  • организовать место для «импульсной покупки» (дополнительная выкладка товара у других отделов);
  • проведение промоакций.

Основные марки по группам товаров  размещены в начале ряда товаров, то есть вначале каждой  полки  расположены более пользующиеся спросом товары, например если рассмотреть  расположение сладких настоек, то вначале  находится настойка Рябиновая на коньяке, Несравненная рябиновая, Дар осени, Клюквенная, Брусничная, затем – Боровинка, Слобожанка, Кофейный аромат.

Товар обращен лицевой частью упаковки к покупателю.

На верхней полке товары размещаются  с учетом их доступности для покупателей, так как высота горок не превышает 2 метров.

Полки, на которых размещается товар  содержатся в чистоте.

Большее место в демонстрации отдается ходовым товарам, также данный принцип  используется для того, чтобы не создавать неудобств для покупателей  при частом пополнении данных групп товаров.

Полностью заполненные полки обеспечивают поддержание оптимального запаса в  торговом зале. Пополнение товарного  запаса в основном осуществляется во время наименьшего количества покупателей  в торговом зале либо перед открытие магазина, либо после его закрытия.

Использование красочной упаковки и выкладка товаров с учетом данного  фактора. Особенно привлечение внимания покупателей за счет упаковки к собственной  продукции, производимой компанией, красочно оформленные бутылки, либо сувенирные коробки. Товар с объемом более 0,75 литров расположен на верхней полке, а также вино и водка в сувенирных коробках. Вино белое и красное в упаковке «Bag in box» (пакет в коробке) находятся на нижних полках горок.

Маркировка цен расположена  непосредственно на товаре, также продукция оформлена фирменными ценниками.

Контроль за размещением и выкладками товаров в магазине осуществляется товароведами и маркетологами ООО  «Продуктовая лавка» для анализа  эффективности  выкладок и размещения товаров в магазине они ведут  записи, фиксирующие тип и местоположение используемых емкостей, цены на товар и другие данные. Эти записи крайне важны. Они позволят выяснить, какие товары и как выгоднее продавать. Данные записи учитываются маркетологами при разработке наиболее выгодной политики мерчандайзинга в целом на предприятии.

На предприятии большое значение придается подбору цвета и  освещения. В дизайне использованы преимущественно светлые оттенки  цветов: светло – белый, пастельный, бежевый.

Но также была учтена гамма красочных  цветов с целью привлечения внимания покупателей: красный и синий.

В магазине было учтено, что цвета  могут зрительно увеличивать  или уменьшать размеры помещения  и предметов, создавая тем самым  впечатление замкнутости или  простора, важности или незначительности товара, поэтому были использованы преимущественно светлые тона. Также при этом создается впечатление чистоты и уюта. Стены помещений и полы выполнены в различных оттенках бежевого цвета. Стены выполнены в бежевых тонах. Также в дизайне магазина применяется красный и синий цвета, которые обладают сильными активизирующими свойствами и могут стимулировать импульсные покупки. Данные цвета используются для оформления полок с продукцией завода.

Привлечение внимания к различным  группам товаров происходит в  магазине с помощью цветовых контрастов:

- помещаются рядом товары контрастных  цветов или товар размещен  на фоне контрастного плаката;

- размещаются в центре группы  товар, который имеет наиболее  сильные контрасты; 

- располагается товар на контрастном  фоне.

Также в праздничные дни, особенно в Новый год магазин украшается различными новогодними украшениями, которые создают хорошее настроение у покупателей.

Таким образом, при помощи цветового  решения магазину удалось создать  свой образ и привлечь покупателей.

Фасад здания украшен световой вывеской, который символизирует торговый знак магазина. Внутри магазина существует несколько источников света.

В зимний сезон  для торговли возрастает значение искусственного освещения и световых акцентов. Задачи, которые решаются при помощи освещения в магазине, - дать покупателям то, что им не хватает. А значит привлечь их в магазин. Для магазина выбрано следующее освещение — общее освещение компактнолюминесцентными лампами.

Музыка подбирается  в зависимости от концепции магазина. Она ненавязчива, создает эффективно действующий фон для покупок, а не отвлекает от них.  Приятные мелодии делают посетителя благодушным, располагают к общению с продавцом, повышают вероятность совершения покупки.

До недавнего  времени на данный фактор не обращали внимание в сети и обычно выбирали самый легкий путь - включали радиприемник на полную мощность. Новости, разговоры в эфире, резкая смена музыкального стиля и эмоциональной окраски песен, болтовня диджея или убогий песенный текст нередко приводят к отрицательному эффекту. Они раздражают посетителей и отвлекают от выбора покупок. Кроме того, чужая реклама, которая постоянно идет в эфире радиостанций, да и сама подборка музыки на радио могут не соответствовать имиджу.

 Продавцы  являются живой рекламой комплектов продаваемой в настоящее время продукции и марки магазина. Опытный продавец  становится личным консультантом покупателя.

Конечно, продавец-консультант  очень важен, но необходимо дать покупателю возможность самому получить необходимую  информацию, осмотреть товары.

В магазине знаки и  указатели являются средствами немой  справки — важная деталь в оформлении интерьера. С их помощью регулируют движение покупательского потока, указывают расположение групп товаров, узлов расчета. Указатели выполнены в виде надписи или при помощи символов (пиктограмм). У входа размещены плакаты и стикеры типа «Добро пожаловать!», «На себя/От себя». На пространстве от входа до торгового зала  посетителей ожидают подвесные мобайлы. Все они информируют о наличии товара и направляют посетителя к месту его расположения. В районе выкладки товара используются шелфтокеры (небольшие пластиковые или картонные мини-вывески, крепящиеся к полкам с товаром), шоу-боксы, вращающиеся воблеры, стикеры, наклеивающиеся всюду, даже на пол.

Цветовая гамма указателей содержит 3 цвета: красный, синий и белый и имеют единый формат. Знаки и изображения объединены с имиджем магазина.

Размер указателей небольшой, сопоставим по размеру с другими  деталями и площадью торгового зала, но достаточно большой, чтобы его заметили.

Указатели в магазине служат для  того, чтобы помогать посетителю находить дорогу к интересующим его товарам и обращать внимание на товары, о которых он пока не думал. Все элементы справочно-информационного характера подвешены или прикреплены к оборудованию немного выше уровня глаз или под потолком, чтобы они не загораживались торговыми конструкциями и товаром.

Ненавязчивые, на первый взгляд, POS-материалы на самом деле оказывают сильное влияние на решение покупателя в пользу того или иного товара и на общий объем продаж. Одним из таких средств являются ценники.

Ценники выполнены в бело – синем  фоне, надпись сделана черным цветом. Шрифт в объявлениях и на ценниках используется практически всегда обычный, выполнен печатными крупными буквами, при написании не используется более двух шрифтов.

Цена четко  обозначена и хорошо видна. Ведь именно цена чаще всего служит критерием, на основании которого покупатель делает выбор. Ценник не закрывает упаковку. Ценники расположены так, чтобы  покупатель не перепутал один товар с другим. Иначе, рассчитываясь у кассы, он испытает массу неприятных эмоций: от недоумения до стыда и недовольства. Ценники написаны разборчивым, аккуратным и красивым почерком. Ценники с информацией об однородных товарах имеют единый формат.

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Магазин «Продуктовая лавка» имеет линейно - функциональную структуру управления, данная система подходит для организации. Предприятие в целом действует эффективно.

Магазины, в  том числе и «Центральный», регулярно  участвуют в различных конкурсах и одерживали победу в таких номинациях, как «Лучшая услуга года» (2006г.), «Лучшая торговая марка года»(2005г.), «Лучшая торговая сеть» (2006г, 2006г.). Один из магазинов сети является дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».

  • Ассортимент магазина ориентирован на самые широкие слои населения. В магазине разработана и действует единая маркетинговая политика и современная система скидок. Действует дисконтная система, которая предоставляет возможность получить скидки на покупки. В магазине постоянно проводят рекламные акции, стимулируя тем самым сбыт товаров.

Так как магазин «Продуктовая лавка» является структурным подразделением компании, то изучением спроса занимаются маркетологи «Продуктовая лавка». Основной задачей маркетингового отдела является организация и проведение маркетинговых исследований рынка продуктов питания, рекламы продукции предприятия, формирования благотворного мнения покупателей о товарной марке. Маркетинговый отдел тесно взаимосвязан с другими службами предприятия.

Для обеспечения устойчивого ассортимента товаров, и, следовательно, более полного  удовлетворения спроса покупателей  в магазине проводится работа по управлению товарными запасами.

В 2010 г. в магазине проводился опрос покупателей с целью оценки качества торгового обслуживания. Было опрошено 200 человек. Параллельно с устным опросом покупателей о качестве обслуживания был проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих. Примерная анкета представлена в Приложении 9. После проведения анкетного опроса, обработали полученные результаты. Обработка полученных результатов осуществлялась методом, предложенным немецким экономистом О. Андерсеном. При этом показатели оценивались с помощью оценок «высокой», «удовлетворительной», «неудовлетворительной».

Для более эффективной работы предприятия  разработана  концепция мерчандайзинга, которая имеет свои цели и задачи:

Цели:

  • увеличение объема продаж,
  • продвижение собственной продукции;
  • формирование благоприятного имиджа.

Задачи:

  • организовать выкладку товара на полках в соответствии с фирменной идеей;
  • оформление мест продаж;
  • организовать место для «импульсной покупки» (дополнительная выкладка товара у других отделов);
  • проведение промоакций.

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В МАГАЗИНЕ «ПРОДУКТОВАЯ ЛАВКА»

 

Для улучшения  организации торговли рекомендуется  провести перепланировку торгового  зала. Если проследить путь покупателя в небольшом торговом зале, то можно отметить существование так называемого "золотого треугольника" – площади, расположенной между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине. Товар, интересующий большинство покупателей, лучше расположить внутри так называемого "золотого треугольника". На рисунке показано, как можно изменить размеры "золотого треугольника". В примере А входная дверь, самый ходовой товар (молоко) и касса расположены очень близко друг к другу. В примере Б они раздвинуты, тем самым увеличивая размер "золотого треугольника".

Рисунок 11 - Перепланировка магазина на основе «золотого треугольника»

 

Основной критерий при  распределении места в торговом зале между товарными группами –  увеличение дохода с единицы пространства торгового зала.

Предприятию необходимо разработать  принципиально новый подход к концепции мерчендайзинга. Для рациональной организации работы предприятия предлагается разработать план марчандайзинга, который будет иметь следующие задачи:

Правильно расположить торговое оборудование и направление потоков покупателей:

  • расположение оборудования в «горячей зоне»; то есть в районе касс и при входе в торговый зал магазина необходимо разместить рекламные стойки;
  • направление потоков покупателей против часовой стрелки;
  • минимальное количество препятствий.

Правильно сделать выкладку товара на полках, то есть обеспечить правило «зрительной оправы» для более дорогих товаров, применять средства композиции и декоративную выкладку. А также не допускать нежелательного соседства на полке дорогих и дешевых товаров – например, дешевой водки и дорогого вина. Неэффективна горизонтальная выкладка, когда товаром одного вида занимается полка на всю длину. К примеру, если вся водка расположена на уровне глаз, а все шампанское - на нижней полке, получается, что самое дорогое шампанское оказывается ниже, чем самая дешевая водка.

Информация о работе Мерчендайзинг в торговле