Оценка качества шоколада на примере магазина №61 ТГ «Ижтрейдинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является оценка качества шоколада, реализуемого в магазине 61 ТГ «Ижтрейдинг».
Задачи курсовой работы:
- оценить органолептические показатели шоколада;
- определить уровень качества шоколада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Оценка качества шоколада………………………………………………….....5
1.1 Состояние и перспективы рынка кондитерских товаров………………….5
1.2 История шоколада……………………………................................................9
1.3 Классификация шоколада…………………………………………………..12
1.4 Потребительские свойства и показатели качества………………………..14
1.5 Нормативные документы, устанавливающие требования к качеству шоколада................................................................................................................23
1.6 Дефекты шоколада…………………………………………………………..35
1.7 Порядок оценки качества шоколада………………………………………..37
2.Анализ оценки качества шоколада на примере магазина 61 торговой группы «Ижтрейдинг»…………………………………………………………..39
2.1 Характеристика торгового предприятия…………………………………...39
2.2 Контроль качества шоколада в магазине 61 ТГ «Ижтрейдинг» …………41
2.3Анализ номенклатуры потребительских свойств и показателей качества шоколада, предусмотренные стандартами……………………………………..43
2.4 Анализ оценки качества шоколада в магазине 61 ТГ «Ижтрейдинг» …...45
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………......................................49

Работа состоит из  1 файл

курсовая маши.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

 

Стратегии поведения на рынке иностранных компаний отличаются усиленными маркетинговыми мероприятиями по продвижению своей продукции. По объемам затрат на рекламные мероприятия компании распределяются в следующей последовательности: Mars, Cadbury, Nestle ОАО «Объединенные кондитеры».

Именно рекламные затраты в некоторой степени и объясняют предпочтения потребителями той или иной марки. Среди шоколадных плиток, наиболее популярные у российских потребителей плитки Alpen Gold, "Россия", "Аленка", "Сказки Пушкина", "Воздушный", Nestle Classic, "Дары Покрова", "Вдохновение". Среди шоколадных батончиков: Snickers, Bounty, Mars, "Ш.О.К.", Picnic, Nuts, Twix, Wispa, Milky Way.

О привлекательности шоколадного рынка свидетельствует рост производства шоколадных изделий, увеличение доходов населения и, соответственно, затрат на кондитерские изделия в семейном бюджете домохозяйств, так как рынок шоколадной продукции эластичен по доходу (рост доходов приводит к росту затрат на продукцию). Поэтому эксперты прогнозируют для этого рынка высокую степень неценовой конкуренции, активное использование производителями маркетинговых инструментов и дальнейшую концентрацию производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   История происхождения шоколада.

 

История шоколада, началась давно, более 3000 лет назад. Примерно за 1500 лет до нашей эры в низменностях на берегу Мексиканского залива в Америке возникла цивилизация ольмеков. Их культура оставила нам очень мало, но некоторые лингвисты полагают, что слово “какао” впервые прозвучало как “kakawa” примерно за 1000 лет до нашей эры, в момент расцвета цивилизации ольмеков.

Позднее на смену ольмекам пришла цивилизация майя. Предки майя пришли в низменные области северной Гватемалы примерно за 1000 лет до нашей эры. До тех пор, они жили (и многие майя все еще живут) на плоскогорьях

Гватемалы и Мексиканской провинции Чиапас. Там какао, по-видимому, было очень редким, если было известно совсем. Как бы то ни было, спустившись с плоскогорье, майя обнаружили и стали культивировать дикорастущее какао-дерево и как раз в тот период, скорее всего и возникло современное произношение слова “какао”.

Примерно в 250 годах нашей эры развитие культуры майя вошло в свою классическую фазу. К 600-м годам нашей эры майя разбили самые первые известные нам плантации какао. Были возведены грозные города Майя, с их замками-пирамидами и жестокими правителями. До своего падения в 9 веке нашей эры по своей архитектуре города Майя превосходили архитектуру древней Греции и Италии времен раннего ренессанса. Шоколад был роскошью и священным напитком для Майя, причем не, только в жизни, но и в смерти. Неверно было бы думать, что майя знали только один единственный шоколадный напиток. У них были хорошо разработанные методы приготовления шоколадных напитков разных видов с использованием различных добавок и компонент. Лингвисты, изучающие культуру майя, идентифицировали, например, фразы “witik cacao” и “cacao kox”, но, к сожалению, мы так и не знаем, что они означают. Другая добавка, которую майя часто использовали в шоколаде –“piment”. Во многих книгах это слово переведено, что как “перец”, но это неверно. Истинным значением этого слова является “гвоздичное дерево”. Перец был неизвестен в Новом Свете перед завоеванием Испанией. После 9 века нашей эры классическая культура майя начала распадаться, и на смену майя примерно в 1000 году нашей эры пришли толтеки. Но и эта культура угасла в 12 веке в результате внутренних разногласий и восстаний. После 1200 года контроль над Мексикой и окружающими территориями установили ацтеки. Их цивилизация просуществовала вплоть до 1521 года, пока не была разрушена испанцами. Во многих книгах о шоколаде говорится, что именно ацтеки впервые культивировали какао-деревья и изобрели шоколадный напиток. Как мы уже говорили, это неверно. Ацтеки, тем не менее, сыграли большую роль в расширении использования какао в Новом Свете. Ацтекская легенда гласит, что семена какао попали к нам из Рая и что из плода какао-дерева исходят мудрость и сила.

Наиболее важной территорией была область Xoconochco, которую Ацтеки завоевали в результате экспансии между 1486 и 1502 годами. Это дало доступ империи ацтеков к наилучшим плантациям какао. Область Xoconochco была изолирована от остальной части империи ацтеков, поэтому дальние торговцы, играли очень важную роль в транспортировке какао-бобов в столицу Ацтеков, Tenochtitlan. Какао-бобы служили в империи ацтеков в качестве денег. Тем поразительнее количество какао-бобов, которое хранили королевские амбары империи. Один мешок какао, который переносил торговец торговца, составлял около 24000 зерен какао. Это составляло три “xipuipillis”. Из некоторых источников известно, что дворец Nezahualcoyotl ежедневно потреблял 4 xipuipillis, и за год это составляло свыше 486 мешков. Тем не менее, суммы, упомянутые выше - ничто по сравнению со складом какао Монтесумы, знаменитого императора ацтеков. Говорят, что этот склад вмещал более чем 40000 мешков какао. Этот факт не подтвержден, но без сомнения склад содержал огромное количество какао. Майя шоколадный напиток называли “xocolatl”, а ацтеки – “cacahuatl”; в языке мексиканских индейцев слово “шоколад” проистекает из комбинации слов “choco” (“пена”) и “atl” (“вода”).

Возможно, это произошло потому, что ранний шоколад был известен только как напиток.

Говорят, что Христофор Колумб привез какао-бобы королю Фердинанду из своей четвертой экспедиции в Новый Свет, но никто так и не обратил на них особого внимания ввиду большого количества прочих сокровищ, привезенных Колумбом. В последующие 100 лет после Колумба шоколад появился и в Европе. Стоя по 10-15 шиллингов за фунт, шоколад считался напитком для высшего света. В шестнадцатом столетии испанский историк Овиедо писал: “Только богатый и благородный мог позволить себе пить шоколад, так как он буквально пил деньги. Какао-бобы использовали как валюту все нации; ...за 100 этих семян какао вполне можно было купить хорошего раба”. Шоколад использовался также и как лечебное средство ведущими целителями того времени. Так, Кристофер Людвиг Хаффман рекомендовал шоколад как средство против многих болезней, ссылаясь на опыт лечения кардинала Ришелье.

С развитием промышленности шоколад стал более доступен, в него стали добавлять разнообразные добавки: молоко, специи, различные сладкие вещества, вино и даже пиво. Если первоначально шоколад считался исключительно мужским напитком, в дальнейшем он стал любимым детским напитком. В 1674 году с применением шоколада начали делать рулеты и пирожные. Эта дата считается датой появления “съедобного” шоколада, который можно было не только пить, но и есть. Ввозимое в Европу какао попадает сначала в монастыри и во Двор короля, где пользуется большой популярностью у придворных дам. Из Испании “ксоколатл” проникает в Европу, быстро вытесняя мексиканские пряности, сделанные из тростникового сахара и ванили. Правительство немецкого императора Карла V, сознавая коммерческую важность какао, требует монополии на этот продукт. Однако уже в XVII веке отряды контрабандистов активно ввозят его в Нидерланды. Первые лицензии на создание шоколадного производства изобретают итальянцы. В Англии “Chocolate Houses” более посещаемы, чем кофейные и чайные салоны. В XIX веке появляются первые шоколадные плитки, а Жан Неаус изобретает первую конфету с начинкой пралине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3   Классификация шоколада.

 

   Шоколад представляет собой продукт переработки какао - бобов с сахаром без добавления или с добавлением разнообразных ароматических и пищевкусовых веществ в виде начинок или непосредственно в шоколадную массу.

  Шоколад классифицируется по рецептуре, способу обработки шоколадной массы, форме и размеру.

  В зависимости от рецептуры и технологии производства шоколад подразделяется на обыкновенный с добавлениями и без добавлений, десертный с добавлениями и без добавлений, пористый с добавлениями и без добавлений, с начинками, диабетический, белый, диетический, в порошке, жидкий, диабетический пористый.

  Отличия между сортами определяется соотношениями сахара, какао - массы и масла какао.  

  Основные разновидности шоколада: 

   Молочный шоколад - шоколад, в состав которого входит:

     - не менее 25% сухих веществ какао-продуктов;

     - не менее 2,5% сухих обезжиренных веществ какао-продуктов;

     - не менее 12% сухих веществ молока и/или молочных продуктов;

     - не менее 2,5% молочного жира;

     - не менее 25% общего жира.

     Белый шоколад - шоколад, в состав которого входит не менее 20% какао-масла и не менее 14% сухих веществ молока и/или молочных продуктов, в том числе не менее 3,5% молочного жира; в состав белого шоколада не входят какао тертое и какао-порошок.

     Шоколад с начинкой - шоколад, молочный шоколад, белый шоколад или их сочетания и начинка, при этом содержание шоколада составляет не менее 25% от общей массы изделия

     Шоколад в порошке - сыпучее, порошкообразное кондитерское изделие, содержащее не менее 32% какао-продуктов.

     Какао - данная группа включает какао-продукты и изделия:

     К какао-продуктам (продуктам переработки бобов какао), используемым в производстве кондитерских изделий и кондитерских полуфабрикатов, относят: какао тертое, какао-масло, какао-порошок:

     - какао тертое - продукт измельчения механически разрушенных обжаренных и освобожденных от шелухи какао-бобов;

     - какао-масло - жир, полученный из какао-бобов или составных частей какао-бобов, имеющий следующие характеристики:

     - содержание свободной жирной кислоты (выражаемой как олеиновая кислота) не более 1,75 процентов;

      - неомыляемое вещество (определенное с использованием петролейного эфира) не более 0,5%, кроме случая с прессованным какао-маслом, где этот предел должен быть не более 0,35 процентов

  Обыкновенный шоколад отличается значительным содержанием сахара и умеренным содержанием какао продуктов. Теобромина в нём немного, поэтому изделия детского ассортимента выпускают в основном в виде обыкновенного шоколада.

  Десертный шоколад отличается высокими вкусовыми достоинствами, при производстве используется высококачественное сырьё. Он отличается высоким содержанием какао - массы, тщательной и длительной обработкой шоколадной массы.

  В шоколад с добавлениями помимо основных составляющих (какао - тёртого, сахарной пудры и какао - масла) используют самые различные добавки (зерно злаков, ядро орехов, молочные продукты и др.), повышающие вкусовые и пищевые достоинства шоколада.

  Шоколад с начинками вырабатывают из шоколадной массы различной формы и с различными начинками - кремовыми, ореховыми, помадными, фруктовыми, зерновыми и др.

  Белый шоколад готовится по особой рецептуре из какао- масла без добавления какао - тёртого, поэтому он имеет такой кремовый (белый) цвет.

  Жидкий шоколад выпускается на основе какао - тёртого, с использованием естественных и искусственных эмульгаторов и стабилизаторов.

  Шоколад в порошке часто содержит несколько больше сахара, чем обычный шоколад, может готовиться из тёртого какао, без добавления масла какао. При его заваривании не нужно добавлять сахар.

  В зависимости от видов добавлений различают шоколад молочный, ореховый, кофейный, с вафлями, фруктами и др.

  Шоколад ореховый включает добавленные обжаренные орехи (обычно фундук) растёртые и не тёртые (целые или дроблёные в крупку) в количестве 15-35 %.

  Шоколад кофейный выпускают с молотым кофе (3 - 5 %) или кофейным экстрактом.

  Шоколад с вафлями включает вафельные крошки (4,4 - 6%), равномерно распределённые в шоколадной массе.

  Шоколад с фруктами включает в себя до 12% цукатов или сухой фруктовой цедры.

  В реализацию шоколад выпускают штучным (в виде плиток, медалей, батонов, фигур), фасованным в виде смесей и наборов и весовым. 

  Рынок шоколада России представлен большим количеством торговых марок и брендов.

  Таким образом, в настоящее время отечественные производители шоколада выпускают конкурентоспособную продукцию, способную удовлетворить разнообразные вкусы потребителей.

 

 

 

 

 

1.4 Потребительские свойства и показатели качества.

 

  Номенклатура потребительских свойств шоколада - совокупность свойств, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. Потребительские свойства шоколада зависят, в основном от его состава. Для шоколада характерна совокупность потребительских свойств, приведенных в таблице 2.

                                                                                                                    Таблица 2

Номенклатура потребительских свойств шоколада.

 

Группа потребительских свойств

 

Потребительские свойства

 

Назначение

Функциональное, социальное, универсальность применения

 

 

Надёжность

 

Сохраняемость (при установленных условиях)

 

Эстетические свойства

 

Товарный вид, художественная выразительность, композиционная целостность упаковки

 

Безопасность

 

Радиационная, микробиологическая, химическая

 

Пищевая ценность

 

Физиологическая, биологическая, энергетическая, органолептическая, усвояемость, доброкачественность

 

Эргономические свойства

 

Антропометрические, физиологические, психофизиологические, гигиенические, психологические

 

Экологические свойства

 

Вредное воздействие на окружающую среду

 

Информация о работе Оценка качества шоколада на примере магазина №61 ТГ «Ижтрейдинг»