Подтверждение соответствия рыбной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание

Цель работы определила основные задачи:
1. Рассмотреть нормативно-правовую базу сертификации.
2. Дать характеристику систем и органов по сертификации.
3. Изучить методы проведения экспертизы на соответствие продовольственных товаров.
4. Проанализировать процесс проведения сертификации.
5. Дать рекомендации по совершенствованию организации подтверждения соответствия продовольственных товаров сертификации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 5
1.1 Нормативно-правовая база основ подтверждения соответствия продукции в Российской Федерации 5
1.2. Особенности подтверждения соответствия в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» 10
1.3 Структура системы сертификации пищевой продукции и методы проведения экспертизы продовольственной продукции 15
ГЛАВА 2. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ 22
2.1. Характеристика обязательных показателей качества 22
2.2. Подтверждение соответствия рыбной продукции 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральный закон Российской Федерации "О  техническом регулировании" направлен  на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальных научно-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

     Главная цель Федерального закона РФ «О техническом  регулировании» - создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось созвездие новых норм, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Этот закон можно назвать «Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и т. д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.

     Не  менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) - World Trade Organization (WTO), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве субподрядчиками из развитых стран.

     Наглядным примером технического регулирования  является решение Международной  организации гражданской авиации  о вступлении в силу с 1 апреля 2002 г. конвенции, ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных линиях Европейского союза (Евросоюза). Экономические последствия для российских авиакомпаний, использующих на международных рейсах отечественные самолеты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.

     Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам  устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов.

     Кстати, в качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.

     И все-таки Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем  есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение  в этой области. Так, некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. Однако в законе предусмотрен переходный период длительностью семь лет, в течение которых будут сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т. е. соответствующие регламенты - документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти), и стандарты.

     В полную же силу Федеральный закон  РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических  регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого  кодекса законов о техническом регулировании.

     Федеральный закон "О техническом регулировании" является законодательной базой  реформирования в области отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, утилизации, при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям.

     Основными элементами технического регулирования  согласно Закону, наряду с применением  технических регламентов, стандартизации, аккредитации, государственного контроля (надзора), является также и подтверждение соответствия.

     Значительная  часть Закона посвящена регулированию  вопросов подтверждения соответствия, так как сертификация и декларирование соответствия направлены на защиту граждан  от потребления опасной и некачественной продукции. Глава 4 Закона называется "Подтверждение соответствия". В ней четко указывается, с какими целями осуществляется подтверждение соответствия, его принципы. Законом предусмотрены две формы обязательного подтверждения соответствия продукции - обязательная сертификация и декларирование соответствия, схемы проведения которых должны быть установлены в соответствующих технических регламентах. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия должны быть основаны на оценке риска причинения вреда жизни и здоровья граждан и увязаны с требованиями к продукции в техническом регламенте.

     Закон содержит несколько принципиальных положений, связанных с процедурами  обязательного подтверждения соответствия. Например, объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации; ограничивается круг заявителей при декларировании соответствия; вводится единый знак обращения на рынке, обязательный для маркирования продукции, соответствующей требованиям технического регламента; регистрация декларации о соответствии требованиям регламента осуществляется уведомительным образом федеральным органом исполнительной власти по техническому  регулированию.

     Важное  значение в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг Закон придает добровольной сертификации, благодаря которой достигается конкурентное преимущество на рынке однотипных товаров и услуг, повышается их качество за счет установления требований, диктуемых потребителями.

     Законом утверждены права и обязанности  заявителя в области обязательного  подтверждения соответствия. Очень  важно, что заявитель вправе выбирать форму и схему подтверждения  соответствия, предусмотренные для  определенных видов продукции соответствующим техническим регламентам, и что заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; заявитель обязан приостановить производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. 

1.3 Структура системы сертификации пищевой продукции и методы проведения экспертизы продовольственной продукции

 

     В структуру Системы сертификации пищевой продукции входят:

     - Центральный орган Системы –  Управление продукции сельскохозяйственного  производства, пищевой, легкой и химической промышленности России, а также Совет Системы – консультативный орган при центральном органе Системы; Комиссия по апелляциям при центральном органе Системы; Аттестационный совет экспертов, научно-методический центр при центральном органе Системы на базе ВНИИ сертификации России;

     - органы по сертификации;

     - испытательные лаборатории, аккредитованные на независимость и техническую компетентность или только на техническую компетентность.

     Выработка политики, определяющей деятельность центрального органа по сертификации, осуществляется через Совет Системы.

     Совет является совещательным органом  центрального органа по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о Совете.

     Состав  Совета должен обеспечивать сбалансированное представительство всех заинтересованных в сертификации сторон.

     Вопросы членства в Совете, процедуры голосования, принятия решений и т.п. устанавливаются в Положении о Совете.

     Спорные вопросы в области процедур сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья подлежат разрешению через Комиссию по апелляциям при центральном органе Системы.

     Состав  Комиссии, процедуры ее работы и  принятия решений и т.п. устанавливаются  в Положении о Комиссии.

     Установление  уровня качества продукции состоит  из следующих этапов:

  • установление номенклатуры показателей качества продукции;
  • определение численных значений показателей качества продукции;
  • установление значимости показателя качества продукции;
  • расчет комплексного обобщенного показателя качества продукции;
  • определение уровня качества оцениваемого продукции.

     В зависимости от источника и способа получения первичной информации различают следующие методы проведения экспертизы продовольственной продукции:

  • органолептический;
  • измерительный;
  • регистрационный;
  • расчетный;
  • экспертный;
  • социологический;
  • аналитический.
 

     Органолептические методы – это методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов: вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой и визуальный.

     Продукция, находящаяся в таре, имевшей какие-либо внешние дефекты, осматривается  товароведом особо тщательно, при  этом в зависимости от вида повреждения  и качества продукции могут быть вскрыты все поврежденные единицы упаковки.

     При органолептическом исследовании устанавливают  соответствие продукции требованиям  стандарта или другой нормативно-технической  документации, а также признаки порчи, загрязнения продукта, нарушения  технологии изготовления, наличие амбарных вредителей, постороннего запаха, изменение вкуса и другие признаки ухудшения качества.

     Определение запаха и вкуса продукта рекомендуется  проводить при температуре 20-25°С с предварительным его подогревом либо оттаиванием.

     Разновидностью  органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и другие методы.

     Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.

     Дегустационный  метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию.

     Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием средств измерений. Измерение показателей качества, как правило, осуществляется в условиях лабораторий.

     По  сравнению с органолептическим  методом измерительный обеспечивает большую точность и воспроизводимость результатов, но более дорог и трудоемок, так как требует значительных затрат на оборудование лабораторий, подготовку персонала, приобретение и обслуживание средств измерений. Товаропроизводитель должен гарантировать заказчику и покупателю товара не только высокое значение показателей, но и надлежащее качество их измерений. В противном случае будет иметь место нестабильность показателей качества, на что обратит внимание в первую очередь конкурент, который систематически отслеживает качество товаров-аналогов, поступающих на рынок.

Информация о работе Подтверждение соответствия рыбной продукции