Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 05:36, курсовая работа
Как бы там не было, но сегодня специи и приправы настолько глубоко вошли в кулинарные и даже культурные традиции многих народов, что без них трудно представить их существование. Употребление в пищу специй и пряностей из кулинарной традиции постепенно превратилось в жизненную необходимость.
1) Введение.
2) Пищевая ценность пряностей.
3) Классификация пряностей.
4) Характеристика пряностей.
5) Характеристика пряных трав.
6) Характеристика пряностей и их использование.
7) Приправы. Классификация приправ.
8) Обзор рынка: пряностей и приправ.
9) Заключение.
10) Список литературы.
Чабрец (заатар)
Чабрец
(заатар) был известен древним иудеям
под названием «эзов». Арабское название
этого растения заатар. В израильской
кухне заатар – одна из самых популярных
пряностей. Стебли, листья и цветки чабреца
используют в народной медицине и в кулинарии.
• Чабрец добавляют в супы мясные, рыбные,
овощные, в рыбный фарш и жареное мясо.
• Чабрец в смеси с мукой очень хорош для
панировки рыбы.
• Хорошо добавлять чабрец в салаты из овощей
и картофеля.
• Очень популярен чабрец с мягкими белыми
сырами вроде брынзы.
Лук - самая распространенная
пряность.
Без лука практически невозможно приготовить ни одно блюдо (о сладких - мы не говорим). Лук придает приятный вкус и аромат супам, мясному фаршу, мясным и рыбным блюдам, соусам и салатам. Лук незаменим при тушении овощных и грибных блюд. Сушеный лук добавляют в разнообразные соусы, панировочные смеси, бульоны, запеканки. А еще лук может быть основным ингредиентом оригинального блюда. Например, луковый суп.
Кинза (кузбара), кориандр.
Кинза
одна из самых распространенных в
мире пряностей. Особенно широко она
применяется в странах
Свежей рубленой зеленью кинзы, посыпают
Кресс-салат
Кресс-салат
похож на петрушку, но с более
тонкими прорезными кудрявыми листьями.
По вкусу листья кресс-салата напоминают
слабую горчицу или редьку. Растение это
не прихотливое, растет в разных климатических
зонах. В Израиле сезон произрастания
и потребления кресс-салата приходится
на период с середины осени до апреля-мая.
Употреблять кресс-салат в пищу можно
только в свежем виде, кулинарной обработке
и заготовке в прок кресс-салат не подлежит.
Хранить его можно в холодильнике в целлофановом
пакете и съесть следует за 3-4 дня.
Вкусовые добавки к пище или "приправы
" — химические вещества, отдельные
части биологических продуктов растительного
происхождения и их смеси, предназначенные
для улучшения вкусовых и ароматических
качеств приготавливаемых продуктов питания
и готовых блюд.
* Вкусовые добавки могут способствовать
улучшению переваривания и усвоения пищи,
а также возможности её длительного хранения.
* К приправам относятся пряности, соль,
сахар, некоторые ароматизаторы, а также
соусы, готовые к употреблению продукты
(кетчуп, горчица, хрен) и масляные смеси
(масло с горчицей, зелёное, анчоусное,
раковое и т.п.), а также химические вещества,
например глутамат натрия, разбавленная
водой уксусная эссенция, лимонная кислота.
Общие сведения
Вкусовые добавки могут быть натуральными продуктами и синтетическими веществами. Натуральные продукты используют как в свежем (плоды, семена, стебли, корневища), так и засушенном, растёртом в порошок виде; используют и масляные смеси, которые не только улучшают вкус блюда, но и повышают его калорийность.
Некоторые вкусовые добавки стандартизованы, в этом случае они могут быть включены в специальную категорию - пищевые добавки.
Одними их самых популярных пищевых добавок являются пряности "(специи) " — свежие или высушенные части пряно-ароматических растений, содержащие жгучие "(пряные) " и летучие ароматные различные вещества, преимущественно тропического происхождения. В большинстве своём эти продукты не имеют питательной ценности, но при добавлении в пищу небольшого количества придают приготавливаемому блюду своеобразный вкус и аромат. В качестве специй употребляются различные части растений, например: плоды (перец горошком), цветочные почки (гвоздика), листья (лавровый лист), корни (петрушка), корневища (имбирь), луковицы (лук, чеснок) и другие.
В Европу многие пряности попали ещё в древние времена с Востока (Индии и Китая); некоторые — из Африки и Южной Америки.
Получение однокомпонентных приправ и изготовление смесей
* В качестве приправ употребляют свежие или высушенные измельчённые надземные части растений — укроп, кориандр; семена — анис, мак, горчица); плоды и семена — чёрный перец, ваниль, бадьян; цветки или их части — каперсы, гвоздика; листья — лавровый лист; кору — корица; корневища — имбирь; луковицы — лук, чеснок.
В настоящее время в промышленности вместо приправ в виде свежих и высушенных частей растений, часто используют подготовленные продукты - порошки, пасты, экстракты, эфирные масла, а также синтетические и полусинтетические ароматизаторы.
* К приправам
относят также сложные
Основная роль приправ - повысить вкусовые качества пищи, улучшить её аромат, возбудить аппетит, и иногда - замаскировать нежелательные органолептические свойства продуктов.
Кроме придания пище новых вкусовых и ароматических качеств, некоторые приправы могут служить источником органических кислот (уксус), ферментов (соевый соус), и, в какой-то степени - микроэлементов - железо, кальций, йод и т.д.
Распространённые пряности и приправы
Минеральные
* Соль
Растительные
* Айва
— плоды
* Ажгон (Айова) — семена
* Анис — семена (целиком или молотые)
* Апельсин — сок, цедра (цедра — наружный
слой кожуры)
* Асафетида — семена
* Бадьян (анис звёздчатый) — сухие зрелые
плоды (целиком или молотые)
* Базилик — зелёные части растения (свежие
или сухие молотые)
* Барбарис — ягоды (свежие, маринованные
или сушёные молотые)
* Ваниль — натуральная в стручках
* Галанга
(Калган)
— корневище
* Гвоздика — высушенные цветочные почки
* Грибы — сушеные (целиком и молотые)
* Горчица — свежие листья, семена, маста
* Душица — листья (свежие или сухие молотые)
* Имбирь — корневище (свежее, сухие, порошок)
* Иссоп — молодые листочки (свежие или
сухие молотые)
* Кардамон — вылущенные семена (целые
и молотые)
* Кервель — молодые листочки
* Кориандр "(зелень — Кинза) " — зелень
(свежая, свежемороженая или сухая), семена
(сушенные)
* Корица — высушенная кора (целая или
молотая)
* Красный перец — плоды (свежие или сухие
молотые)
** Перец Чили — плоды (свежие или сухие
молотые)
** Ямайский перец — плоды (свежие или сухие
молотые)
* Кумин "(Зира) " — семена
* Кунжут — семена
* Куркума — коренья
* Лавр — лавровый лист (сушеный)
* Лакрица — корневище
* Лимон — цедра и сок
* Лук — всё растение
* Майоран — листья
* Мак — семена
* Маслины — плоды (соленые или маринованные)
* Мелисса "(мята лимонная) " — листья
(свежие или сухие молотые)
* Можжевельник — ягоды (свежие или сухие
молотые)
* Мускатный орех — семя плодов
* Мята — листья
* Настурция — молодые листья
* огуречная трава "(бораго) " — свежие
молодые листики
* Орегано — листья
* Пажитник (шамбала) - семена, листья и
нежные стебли
* Паприка — плоды
* Пастернак "(полевой
борщ) " — семена, побеги
* Перец — горошком или молотый
* Петрушка — листья и
коренья
* Полынь — верхушечные молодые листья
(сушеные)
* Порей — листья и стебли
* Розмарин — молодые листочки
* Сельдерей — стебли
* Сассапарель — молодые верхушечные побеги
* Суза или перилла. Масличное растение,
используемое как приправа в Корее.
* Тимьян "(Чабрец) " — верхняя часть
стебля с листьями
* Тмин — семена
* Томаты "(помидоры) " — паста из плодов
* Укроп — молотые побеги, цветы, семена
* Фенхель (укроп аптечный) — молодые листочки
* Хрен — коренья
** Васаби — корневище
* Цидония — плоды айвы
* Чабрец "(Тимьян) " — верхняя часть
стебля
* Чеснок — всё растение
* Шафран — цветочные рыльца
* Эстрагон "(тархун) " — молодые растения
или листья (свежие и сушеные) используются
листья для приготовления вкусного отварного
мяса и напитков.
Полученные искусственным путём
Обзор
рынка: специи, пряности
и приправы
По консолидированной оценке компаний-производителей, объем Белорусского рынка специй, пряностей и приправ достигает около трёх миллионов рублей.
Белорусский рынок специй, пряностей и приправ неоднороден. В столице приоритеты на стороне ведущих иностранных производителей. В регионах, напротив, более весомо представлены Белорусские и Российские компании, включающие как мелких локальных производителей, так и крупные фирмы, работающие в масштабах страны.
Белорусский рынок специй, пряностей и приправ можно назвать насыщенным, и вместе с тем незрелым. Причиной тому низкая культура потребления специй. С этим игроки связывают и такие проблемы рынка, как выпуск некачественной продукции, трудности продвижения в сетевую розницу. Свои задачи производители видят в расширении потребления специй, планируя рост всех категорий, а также в воспитании лояльности потребителя к своей марке.
Насыщение рынка приводит к сокращению числа мелких производителей и усилению конкурентной борьбы. Даже небольшие фирмы осознали, что создание бренда требует вложений в рекламу. Эта тенденция будет продолжаться и в будущем, расходы компаний на рекламу будут расти.
По оценкам маркетологов, 75% продаж специй, пряностей и приправ носят импульсный характер, поэтому огромное значение имеет доступность выкладки и красочность упаковки. Например, в компании "Котани", чтобы привлечь покупателя и помочь ему быстро сориентироваться в многообразии пряностей, разработали цветовую маркировку продукции. Пряные травы (майоран, душица, тимьян, базилик) - в упаковке зеленого цвета, классические специи (гвоздика, мускатный орех, черный и душистый перец) - коричневого, смеси приправ для приготовления различных блюд - красного.
По мнению специалистов, очень эффективна выкладка специй рядом с другими продуктовыми категориями: в отделе мяса, рыбы, полуфабрикатов, замороженных продуктов, бакалейных товаров. В компаниях также используют сезонную планограмму представления специй в местах продаж. Ходовые позиции присутствуют на полке постоянно, а такие как смесь пряностей для глинтвейна или для маринования овощей - в соответствующий сезон.
Не менее
важным каналом продвижения является
спонсорская поддержка
Для белорусских производителей в первую очередь важна имиджевая реклама, направленная на укрепление бренда. Дополнительным каналом продвижения являются различные BTL-мероприятия, такие как промо-акции в местах продаж и сэмплинг (распространение образцов товаров бесплатно или на пробу).
Взаимоотношения
между розницей и поставщиками специй,
приправ и пряностей
По мнению участников рынка, тому есть три причины. Во-первых, пряности не товар первой необходимости, а так называемое "заморское излишество". Во-вторых, еще с советских времен сложилось так, что из-за скудости ассортимента пряности и приправы приобрели в торговле статус третьестепенного товара, поскольку прибыли от их продажи были мизерны. Третья причина в том, что число поставщиков значительно превышает реальную потребность в них магазинов. Ведь в отличие от других продуктовых категорий магазинам нет необходимости держать в ассортименте продукцию сразу нескольких производителей. А чтобы попасть на полки магазинов, нужно платить за ввод продукции в ассортиментную матрицу. Розница диктует жесткие условия производителям специй: сети выбирают тех поставщиков, которые готовы платить за полки и предлагают наилучшие условия сотрудничества.
Однако благодаря совместным усилиям лидеров рынка безразличное отношение розницы к пряностям постепенно сменяется заинтересованным. Благотворно на ситуацию повлиял приход западных ритейлеров, которые продемонстрировали, что специи и приправы можно выгодно продавать. Некоторые представители розницы уже понимают, что специи в ассортименте торговой точки - не только источник различных бонусов, но и средство привлечения покупателя к продуктам основного ассортимента, и активно используют эффект синергии ("совместного действия") на этом поле.