Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:19, шпаргалка
Цель, предмет и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в ней.В товароведении такими понятиями явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.Выращенные или добытые охотой животные – это продукция, но не товар.
Механические факторы. В процессе изготовления, транспортирования и эксплуатации изделия испытывают разнообразные механические воздействия, вызывающие деформации растяжения, сжатия, изгиба и т.д.
Биологические факторы. Биоповреждения сырья, материалов и товаров приносят огромный экономический ущерб. К биологическим объектам, снижающим качество товаров относят микроорганизмы, грызунов, насекомых, птиц.
Основополагающими принципами хранения являются:
-непрерывность соблюдения условий хранения
-защита от неблагоприятных внешних воздействий
-систематичность контроля
-экономическая эффективность
Упаковка. Основное назначение упаковки - защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды. Упаковка также является носителем маркировки или красочного оформления товара, в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов. Элементами упаковки являются тара, упаковочные и перевязочные материалы.
Послепродажное обслуживание предназначено для создания положительного послепродажного отношения потребителей к товару и фирме-изготовителю и или продавцу за счет более полного удовлетворения потребностей при использовании или эксплуатации товаров благодаря длительному сохранению функционального назначения, безопасности и других потребительских свойств.
21. "Петля качества" и ее составляющие.
В основе всех систем менеджмента качества лежит "петля качества". Согласно стандарту ИСО-8402, "петля качества"-концептуальная модель взаимозаменяемых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от оценки потребителей до оценки удовлетворения.
http://vkontakte.ru/photo-
1-система качества;2-политика
организации в области качества;3-обеспечение
качества;4-управление качеством;5-совершенствование
качества;6-маркетинг;7-
На практике
рассматриваются этапы
Мероприятия:1.Клонирование производственных предприятий, кот. документир-ся в рабочих инструкциях
2.Технический контроль производимых продуктов.
3.Обеспечение качества после производства.
22 Контроль
качества и количества
Приемка товаров по качеству и количеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству чаще носит выборочный характер, а по количеству -сплошной. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком. Сложность отбора проб обусловлена единством и противоречиями целого и его частей. В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже с низким качеством. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обладала определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднородностью. Для этого должны быть выполнены следующие требования: оптимальные размеры пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб. Оптимальность размера пробы предполагает, что она должна быть не ниже минимального допустимого предела, но и не большой, так как при этом возрастают затраты на ее сортировку. Представительность пробы - ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную неоднородность качества товарной партии. Указанные требования могут быть выполнены, если разработаны и применяются единые правила отбора проб, определены основные термины и их понятия, которые обеспечивают единообразие операций по отбору проб. Проба - минимально допустимая часть тов. партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества по установленным или оговоренным заранее правилам. Выборка - определенная минимально- допустимое количество упакованных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенное для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам. Правила отбора - устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок, с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний. Пробы бывают: 1) Точечная - единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеблется от нескольких мг. до кг. для отбора точечных проб применяют различные приспособления- отборники, щупы. 2) Объединенная - совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединенной пробы зависит от количества точечных проб, а представительность - от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволили сформировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определенной степенью достоверности (или в пределах допустимой погрешности). 3) Исходная проба - установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок, предназначенное для оценки качества. Средний образец - часть исходного образца, отобранного для проведения лабораторных испытаний Навеска - часть средней пробы, выделенная для определения отдельных показателей качества товара.
23. Дефекты товаров и их виды
Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.
Дефекты подразделяют по нескольким признакам:
-По степени значимости:
Критические дефекты – несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению
Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Малозначительные дефекты – несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
- В зависимости
от наличия методов и средств
обнаружения дефекты подразделя
- В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на:
Устранимые дефекты – дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.
Неустранимые дефекты – дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды, овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.
-В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на :
Технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении и т. п
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
- нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
- проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
24. Методы оценки качества товаров
Под уровнем качества товаров понимается относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
Определение уровня
качества товара производится при помощи
специальных методов оценки, которых
в настоящее время насчитывают
Дифференциальным называется метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании единичных показателей ее качества.
При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых.
При дифференциальном методе рассчитывают относительные показатели качества продукции q по формулам:
ql=Pi/Piб
ql1=Piб/ Pi (i=1…n)
Pi–значение
i-го показателя качества
Piб – значение базового показателя;
n – количество
показателей качества
В результате оценки уровня качества продукции дифференциальным методом принимают следующие решение: -уровень, качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;
- уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на применении обобщенного показателя качества продукции. Обобщенный показатель представляет собой функцию от единичных (групповых комплексных) показателей качества продукции. Обобщенный показатель может быть выражен: главным показателем (Во всех случаях, когда имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей.); интегральным показателем качества продукции(применяют, когда установлен суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию или потребление продукции.); средним взвешенным показателем (при комплексном методе оценки уровня качества продукции применяют в тех случаях, когда затруднено определение главного показателя и установление его функциональной зависимости от исходных показателей качества продукции.).
Различают следующие методы определения параметров (коэффициентов) весомости: метод стоимостных регрессионных зависимостей; метод предельных и номинальных значений; метод эквивалентных соотношений; экспертный метод.
Смешанный метод оценки уровня качества продукции основан на совместном применении единичных и комплексных (групповых) показателей.
Смешанный метод оценки уровня качества продукции применяют в случаях:
• когда совокупность единичных показателей качества является достаточно обширной и анализ значений каждого показателя дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов;
• когда, комплексный показатель качества в комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств.
При смешанном методе оценки уровня качества продукции необходимо выполнить следующие действия:
а) часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий комплексный (групповой) показатель.
б) на основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом.
26. Градация товаров по качеству
Градация, класс, сорт - категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ РИСО 9000-2001). Градации качества - категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов. Градация, класс, сорт отражают предусмотренные или установленное различие в требованиях к качеству, которые в свою очередь устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей. Стандартным - признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - не стандартная или брак. К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным. Брак - товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим -к неликвидным. В результате выявления соответствия или не соответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества. - к первой градации относятся товары пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений; - вторая градация - товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту; - третья градация - опасные товары, не пригодные для использования по назначению. К данной градации относятся не ликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а так же для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил. В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации.