Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:19, шпаргалка
Цель, предмет и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в ней.В товароведении такими понятиями явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.Выращенные или добытые охотой животные – это продукция, но не товар.
б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.
в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводятся анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.
г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.
По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.
Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.
Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и т.п.), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до получения сертификата соответствия должны пройти государственный метрологический контроль и поверку. Эти положения относятся как к отечественной, так и импортируемой продукции.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более трех лет.
Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической (техпаспорт, этикетка и пр.) и в товаросопроводительной документации.
д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.
е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля - периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.
Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.
Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Приостановление действия сертификата и знака возможно в таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по сертификации, может принять корректирующие меры и снова представить образец продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без повторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии отменяется.
ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.
48. Особенности сертификации услуг
Предоставление услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.
Согласно Закону «О техническом регулировании», услуга является объектом добровольного подтверждения соответствия, т.е. объектом добровольной сертификации.
Большинство услуг имеют специфические особенности:
- непосредственное
взаимодействие исполнителя и
потребителя при оказания
- воздействие на потребителя услуг условий обслуживания, характеризуемых комплексом санитарно-гигиенических, этических, эстетических, временных и других характеристик;
- совпадение
во времени процессов
- оценка качества услуг непосредственным потребителем;
- невозможность
транспортирования, хранения
Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству, безопасности услуг, а также методы их оценки, проверки, испытания, контроля. Требования к услуге должны быть четко определены как характеристики, поддающиеся наблюдению и оценке потребителем.
К характеристикам, которые могут быть установлены в нормативных документах, относятся, например:
- количественные характеристики оборудования и инструментов, штата сотрудников, а также материалов;
- время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла;
- характеристики безопасности, надежности и гарантии;
- вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиента, доверие и уровень мастерства сотрудников, комфорт и эстетика места предоставления услуги, надежность, точность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.
Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряде-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.
Организованы системы сертификации однородных услуг. При этом аккредитовано около 70 органов по сертификации. Создана, например, система сертификации услуг транспорта — автомобильного, воздушного, морского, речного, городского электротранспорта. Транспортные услуги как вид деятельности имеют особую специфику: услуга, которую получает пассажир, не является материальной категорией. Удовлетворенность пассажира можно оценить, лишь узнав о его личном впечатлении о поездке и сопутствующем сервисе. Единых требований по всем видам транспорта выработать невозможно, поэтому в системе сертификации услуг транспорта созданы подсистемы.
49 Сертификация систем качества
Сертификация систем качества осуществляется в такой последовательности:
- предсертификационный этап;
- этап предварительной оценки системы качества;
- проверку и оценку системы качества в организации;
- инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.
Предсертификационный этап включает в себя:
- регистрацию заявки заявителя в органе по сертификации систем качества;
- передачу заявителю комплекта исходных документов;
- представление заявителем в орган по сертификации основополагающих документов системы качества: направления в политике в области качества и руководстве; документы, регламентирующие управление документацией; данные внутренних проверок качества и другие, в зависимости от специфики предприятия;
- уведомление заявителя о принятии заказа на сертификацию или отказе в ней;
- подготовка и оформление договора на проведение предварительной оценки системы качества;
- формирование комиссии по сертификации системы качества.
Предварительная оценка системы качества осуществляется с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации. Предварительная оценка состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации.
Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества.
Проверка и оценка системы качества в организации начинается с подготовки к проверке и оценке системы качества, которая включает в себя: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки; подготовку рабочих документов; согласование программы проверки с проверяемой организацией.
С программой должна
быть ознакомлена проверяемая
Обследование
проверяемой организации
Решение о рекомендации системы качества к сертификации или отказе в сертификации системы качества принимает руководство органа по сертификации на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества.
Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества предназначен для подтверждения того факта, что система качества продолжает соответствовать требованиям, предъявляемым к ней при сертификационной проверке.
Инспекционный контроль устанавливают на весь период действия сертификата и проводят в виде плановых (не менее одного раза в год) и внеплановых проверок.
В зависимости
от состояния- системы качества у
заявителя результатом инспекци
Развитие рыночных отношений в России, а также ее внешнеэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ принять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации.
Основными принципами сертификации систем качества должны быть: добровольность; исключение дискриминации в доступе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка выполнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность документированных доказательств заявителя о соответствии действующей системы качества установленным требованиям.
50. Предмет,
цели и задачи товарной
Экспертиза-исследование
специалистом-экспертом каких-
В зависимости от области профессиональной деятельности различают группы экспертизы: товарную, технологическую, судебную, юридическую, врачебно-трудовую, медицинскую, экологическую и др.
Методологические основания экспертизы начали развиваться лишь во 2-ой половине 20 века.
Предмет: экспертиза
потребительских товаров и ее
важнейшие структурные
Выделение данной области профессиональных знаний в отдельную самостоятельную дисциплину произошло в начале 90-х годов, что было вызвано началом становления рыночных отношений и, в связи с этим, потребностью более высокого становления товара как объекта коммерческой деятельности. ТЭ - оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения, с целью принятия решений.
Экспертная оценка-совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик товара или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертом соответствия их установленных требований.
Цель-проведение количественный и порядковых оценок, основополагающих характеристик товаров, а также процессов,которые влияют на них, но ,зачастую, не поддаются непосредственному изменению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.
Задачи:1.Правильный выбор свойства, показателей ассортимента и качества товара с учетом конкретных целей экспертизы.
2.Выявление соответствия действительных значений показателей установленным требованиям.
3.Определение предполагаемого значения показателей качества и коэффициенты их весомости.
4. Измерение количественные и определение стоимостных характеристик товаров.
5. Осуществление поиска необходимой информации и использование ее для целей экспертизы.