Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:19, шпаргалка
Цель, предмет и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в ней.В товароведении такими понятиями явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.Выращенные или добытые охотой животные – это продукция, но не товар.
Имидж товара не только восполняет дефицит информации о качестве и его отдельных характеристиках, но и информирует о степени достоверности заключения о соответствии товара тем или требованиям. Следовательно, речь идет о том, что репутация органа по сертификации, испытательной лаборатории переносится на имидж товара.
В современных
рыночных условиях оценивать
Таким образом, для оценки коммерческого успеха товара на рынке необходимой и достаточной является номенклатура, которая, кроме традиционной пары характеристик качество/цена, включает: подлинность, потребительскую новизну, информативность, имидж, социальную адресность.
29. Оценка
конкурентоспособности
К основным факторам этой оценки следует отнести:
• Экономический
потенциал и темпы роста эконом
• Уровень развития науки и техники;
• Участие в международном разделении труда;
• Динамичность и емкость внутреннего рынка;
• Социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию;
• Гибкость финансовой системы;
• Государственное регулирование экономики;
• Обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации трудовых ресурсов.
В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:
1. анализа рынка
и выбора наиболее
2. определения
набора сравниваемых
3. расчета интегрального
показателя
Выбор товара-образца. Это один из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности товара. Ошибка на данном этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.
Определение набора сравниваемых параметров. При этом сравниваются параметры, характеризующие потребительские свойства товара (его потребительную стоимость), и параметры, выражающие его экономические свойства (стоимость).
Потребительские свойства товара, из которых складывается его полезный эффект, определяются набором "жестких" и "мягких" потребительских параметров.
«Жесткие» параметры имеют естественную физическую меру, выраженную в тех или иных единицах, и описывают важнейшие функции изделия, заданные конструктивными принципами. Например: мощность, размер, точность и т.п.
«Мягкие» параметры не имеют, как правило, естественной физической меры и вследствие этого трудно поддаются количественной оценке.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара. Этот расчет основан на сравнении параметров данного товара с параметрами существующего или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей.
30. Сущность метрологии и испытание продукции.
Метроло́гия — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности (РМГ 29-99). Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность.
Метрология состоит из 3 разделов:
- Теоретическая Рассматривает общие теоретические проблемы (разработка теории и проблем измерений, физических величин, их единиц, методов измерений).
- Прикладная
Изучает вопросы практического применения разработок теоретической метрологии. В её ведении находятся все вопросы метрологического обеспечения.
- Законодательная Устанавливает обязательные технические и юридические требования по применению единиц физической величины, методов и средств измерений.
Цели и задачи метрологии
Создание общей теории измерений;
образование единиц физических величин и систем единиц;
разработка и стандартизация методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (так называемая «законодательная метрология»);
создание эталонов и образцовых средств измерений, поверка мер и средств измерений. Приоритетной подзадачей данного направления является выработка системы эталонов на основе физических констант.
Также метрология изучает развитие системы мер, денежных единиц и счёта в исторической перспективе.
Испытания продукции проводятся в специализированных испытательных лабораториях, получивших аккредитацию в конкретной области деятельности. Компетентность и наличие современной технической базы испытательной лаборатории подтверждается соответствующим аттестатом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Испытания продукции с оформлением протоколов проводятся специальными испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными соответствующими государственными органами на проведение испытаний по конкретным видам продукции, и подтверждают компетентность лабораторий, объективность и квалифицированную оценку.
В Российской Федерации зарегистрировано несколько систем аккредитации: Система аккредитации испытательных лабораторий ГОСТ Р, Система аккредитации аналитических лабораторий (центров), Система аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и другие.
Задача испытания - получение количественных или качественных оценок характеристик продукции, т.е. оценка способности выполнять требуемые функции в определенных условиях. Решением является протокол, с указанием параметров и результатов испытаний.
Протокол испытаний - составляется только после проведения полных испытаний, является официальным документом, содержащим результаты испытаний заявленного товара и служит основанием для выдачи сертификата соответствия. Однако в некоторых случаях сертификат может выдаваться без проведения испытаний, только на основании предъявленных документов.
Сертификационные испытания проводят с целью подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности и охраны окружающей среды, а в некоторых случаях и важнейших показателей качества продукции: надежности, экономичности и т.д.
Сертификация предполагает взаимное признание результатов испытаний поставщиком и потребителем продукции, что особенно важно при внешнеторговых операциях.
По результату воздействия испытания различают:
неразрушающие - объект испытаний после проведения испытания может функционировать (эксплуатироваться);
разрушающие - объект после проведения испытаний не может быть использован для эксплуатации.
Сертификационные испытания продукции в большинстве случаев проводятся для оценки соответствия функциональных показателей соответствия условиям эксплуатации, способности к воздействию внешних факторов и критериям надежности. Внешние воздействующие факторы (ВВФ) во многом определяют требования к безопасности продукции в сфере ее применения и поэтому обычно оцениваются в рамках обязательной сертификации.
Надежность как основное потребительское свойство продукции играет существенную роль в ее конкурентоспособности на рынке. Показатели надежности часто являются предметом оценки при добровольной сертификации.
31. Измерения и их виды
Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений). Получившееся значение называется числовым значением измеряемой величины, числовое значение совместно с обозначением используемой единицы называется значением физической величины. Измерение физической величины опытным путём проводится с помощью различных средств измерений — мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, систем, установок и т. д. Измерение физической величины включает в себя несколько этапов: 1) сравнение измеряемой величины с единицей; 2) преобразование в форму, удобную для использования (различные способы индикации).
* Принцип измерений
— физическое явление или
* Метод измерений — приём или совокупность приёмов сравнения измеряемой физической величины с её единицей в соответствии с реализованным принципом измерений. Метод измерений обычно обусловлен устройством средств измерений.
Характеристикой
точности измерения является его
погрешность или неопределённос
1. В простейшем случае, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, по сути сравнивают её размер с единицей, хранимой линейкой, и, произведя отсчёт, получают значение величины (длины, высоты, толщины и других параметров детали).
2. С помощью измерительного прибора сравнивают размер величины, преобразованной в перемещение указателя, с единицей, хранимой шкалой этого прибора, и проводят отсчёт.
В тех случаях, когда невозможно выполнить измерение (не выделена величина как физическая, или не определена единица измерений этой величины) практикуется оценивание таких величин по условным шкалам, например, Шкала Рихтера интенсивности землетрясений, Шкала Мооса — шкала твёрдости минералов.
Наука, предметом изучения которой являются все аспекты измерений, называется метрологией.
ВИДЫ ИЗМЕРЕНИЙ:
* Прямое измерение
— измерение, при котором
* Косвенное измерение
— определение искомого
* Совместные
измерения — проводимые
* Совокупные
измерения — проводимые одновре
32. Виды средств измерения
Для практического измерения единицы величины применяются технические средства, которые имеют нормированные погрешности и называются средствами измерений. К средствам измерений относятся: меры, измерительные преобразователи, измерительные приборы, измерительные установки и системы, измерительные принадлежности.
Мерой называют средство измерения, предназначенное для воспроизведения физических величин заданного размера. К данному виду средств измерений относятся гири, концевые ме-ры длины и т.п. На практике используют однозначные и многозначные меры, а также наборы и магазины мер. Однозначные меры воспроизводит величины только одного размера (гиря). Многозначные меры воспроизводят несколько размеров физической величины. Например, миллиметровая линейка дает возможность выразить длину предмета в сантиметрах и в миллиметрах.
Измерительный
преобразователь - это средство измерений,
которое служит для преобразования
сигнала измерительной
Преобразователи подразделяются на первичные (непо-средственно воспринимающие измеряемую величину), передающие, на выходе которых величина приобретает форму, удобную для регистрации или передачи на расстояние; промежуточные, работающие в сочетании с первичными и не влияющие на изменение рода физической величины.
Измерительные приборы - это средства измерений, которые позволяют получать измерительную информацию в форме, удобной для восприятия пользователем. Различаются измерительные приборы прямого действия и приборы сравнения.