Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:11, курсовая работа
Современный потребительский рынок характеризуется существенно сокращающимся числом непосредственных контактов продавцов со своими клиентами. В результате возникает необходимость все большее внимание уделять изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом совершаются покупки: кто именно совершает покупки, как именно покупает, где именно покупает, почему именно покупает, и самое главное какую марку чая выбирает потребитель, а также что именно побуждает покупателя совершать покупки
Введение___________________________________________________3
Литературный обзор
Современное состояние рынка товаров группы чая________4
Факторы, обусловливающие формирование предпочтений чая_12
Методология исследования потребительских предпочтений___16
Метод опроса______________________________________19
Практическая часть
Характеристика анкеты – вопросника______________________21
Характеристика условий проведения социологического исследования__________________________________________25
Анализ результатов исследования_________________________26
Выводы и предложения____________________________________________33
Список литературы____________________________
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Дисциплина: «Теоретические основы товароведения»
Тема:
«Социологические
методы в исследовании
Челябинск
2009
Содержание
Введение_____________________
Выводы
и предложения_________________
Список
литературы____________________
Приложения___________________
Введение
Потребительский
рынок характеризуется тем, что
на нем отдельные лица, семьи или
домохозяйства приобретают
По числу участников этот рынок самый крупный в любой стране. По существу каждый житель страны является потенциальным покупателем независимо от возраста, ибо в данном случае важно, не кто идет в магазин, а для кого совершается покупка. Из этого следует, что покупатели отличаются друг от друга по возрасту, уровню доходов, образованию, склонностью к перемене мест, вкусам, особенностям поведения и другим параметрам.
Современный
потребительский рынок
Литературный обзор
Современное состояние рынка чайной продукции.
По уровню потребления чая на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг. чая. На протяжении последних семи лет объем российского рынка чая в натуральном выражении практически не менялся, в 2007 году он составил 170 тыс. т. По мнению экспертов, российский рынок чая достиг точки насыщения.
В
2007 г. прирост рынка чая в
Более 75% рынка контролируют всего пять компаний - "Орими Трейд", «Компания «Май», «Unilever», "Ахмад" и «Сапсан». Лидером чайного рынка является компания "Орими трейд" (торговые марки Greenfield, TESS, "Принцесса Канди", "Принцесса Нури", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява"), контролирующая 28,9% рынка в денежном выражении и 32,6% - в натуральном. Наиболее известными и предпочитаемыми среди российских потребителей марками чая в январе 2008 г. были Lipton и «Ahmad» и Greenfield.
Самым
крупным сегментом рынка
В
последнее время эксперты отмечают
постепенное сужение сегмента дешевого
чая и расширение среднеценового
и премиального сегментов. Доля сегмента
премиум, уже превышает 46% в стоимостном
выражении.
По данным ФСГС, производство натурального
чая в России в 2007 г. выросло на 14,8% по сравнению
с 2006 г., составив 133 066 т. Рост связан, в
определенной степени, с открытием большинством
иностранных игроков российского чайного
рынка собственных чаеразвесочных предприятий
на территории России. Особенно актуальной
эта тенденция стала после отмены пошлин
на ввоз чая в январе 2007 г. Сегодня в России
фасуется около 80% потребляемого здесь
чая.
Сочи - это единственное место в России, где выращивают чайный лист и производят чай первичной обработки (сортовой). Сегодня в Сочи работает шесть хозяйств, которые специализируются на выращивании чая. В 2007 г. чаеводческими хозяйствами Сочи было собрано 600 т. чая, что в два раза меньше чем, в 2006 г. В 2008 году планируется собрать 1200-1400 тонн чайного листа.
В нашей стране чай производят в основном (на 99%) из импортного сырья. Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. За 9 месяцев 2007 г. объем импорта чая составил 134,2 тыс. т, что на 7,1 % превышает уровень соответствующего периода 2006 г. Средняя фактическая экспортная цена чая в 2007 г. увеличилась в 1,1-1,2 раза по сравнению с 2006 г.
В
связи с проведением в Китае
заседания Межправительственной группы
по чаю ФАО подготовила доклад
о состоянии в отрасли и
о среднесрочных тенденциях на мировом
рынке чая. В ближайшие годы предполагается
резко усилить борьбу за качество
чая, прежде всего - черного. С этой целью
будут разрабатываться новые стандарты
качества.
Экспорт.
В экспорте чая значительных изменений также не произошло. Экспорт составил 1,55 млн т. Отдельные страны, например Кения, Индонезия, теряли свои позиции на мировом рынке, но потери были компенсированы за счет поставок Индии, Вьетнама и Шри-Ланки. Вьетнамский экспорт, к примеру, увеличился на 24% и составил 105 тыс. т, Индии - на 14%, достигнув 218 тыс. т.
Значительно
возросла торговля чаем на Ближнем Востоке.
Китайский экспорт остался на прежнем
уровне - 286 тыс. т. Неплохо себя показали
и новые экспортеры чая - Руанда, Танзания
и Зимбабве.
Серьезно сократился экспорт чая из Кении. Это результат плохого урожая.
Крупнейший
экспортер Индия. Это связано
с межправительственным соглашением
1994 года, определяющим порядок погашения
долга бывшему СССР. В соответствии
с ним платежи за чай могут
совершаться в клиринговых
Импорт.
Импорт чая в 2006 году несколько упал и составил 1,57 млн т (обратите внимание: в 2006 году мировой экспорт был на уровне 1,55 млн т). Специалисты чайного рынка объясняют это снижением закупок крупнейшими импортерами, среди которых Пакистан, Россия и Голландия.
Россия закупила чая на 2% меньше. Это 127 тыс. т. Голландия снизила импорт на 25%, Пакистан - на 3%. Однако в целом ситуация не ухудшилась благодаря росту импорта таких стран, как США, Англия, Германия.
По
данным ГТК РФ в январе-июле 2002 года
импорт чая вырос на 21,3% до 136,4 млн.
долл. США по сравнению с аналогичным
периодом 2001 года. (среднее значение).
Посмотреть:
с июня 1997 года установлена
таможенная пошлина
на фасованный чай
в размере 20%, что
может привести к
увеличению доли поставки
нефасованного чая.
Табл1 -
Динамика и товарная структура импорта
чая в Россию
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Объем, тонн | 91759,3 | 147 491 | 118 520 | 158 162 | 150 225 | 161 086 |
Стоимость, тыс. долл. | 260 368,3 | 291 410,7 | 202 930,8 | 281 155 | 311 627 | 283 007 |
Средняя цена, долл. кг. | 2,84 | 1,98 | 1,71 | 1,78 | 2,07 | 1,76 |
Черный чай, всего
Объем, тонн | - | 145 983 | 113 457 | 151 473 | 147 379 | - |
Стоимость, тыс. долл. | - | 289 599 | 198 596,3 | 275 635,9 | 307 590,4 | - |
Средняя цена, долл. кг. | - | 1,98 | 1,75 | 1,82 | 2,09 | - |
Доля в общем объеме импорта чая, % | - | 98,98% | 95,73% | 95,77% | 98,11% | - |
В т.ч. расфасованный чай (упаковка до 3 кг)
Объем, тонн | - | 80 210 | 65 633 | 108 799 | 100 655 | - |
Стоимость, тыс. долл. | - | 189 515,6 | 139 823,9 | 213 554,5 | 233 202,9 | - |
Средняя цена, долл. кг. | - | 2,36 | 2,13 | 1,96 | 2,32 | - |
Доля в общем объеме импорта черного чая, % | - | 54,94% | 57,85 | 71,83% | 68,3% | - |
В т.ч. байховый чай
Объем, тонн | - | 65 773 | 47 824 | 42 674 | 46 724 | - |
Стоимость, тыс. долл. | - | 100 083,4 | 58 772,4 | 62 081,4 | 74 387,5 | - |
Средняя цена, долл. кг. | - | 1,52 | 1,23 | 1,45 | 1,59 | - |
Доля в общем объеме импорта черного чая, % | - | 45,06% | 42,15% | 28,17% | 31,70 | - |