Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:11, курсовая работа
Современный потребительский рынок характеризуется существенно сокращающимся числом непосредственных контактов продавцов со своими клиентами. В результате возникает необходимость все большее внимание уделять изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом совершаются покупки: кто именно совершает покупки, как именно покупает, где именно покупает, почему именно покупает, и самое главное какую марку чая выбирает потребитель, а также что именно побуждает покупателя совершать покупки
Введение___________________________________________________3
Литературный обзор
Современное состояние рынка товаров группы чая________4
Факторы, обусловливающие формирование предпочтений чая_12
Методология исследования потребительских предпочтений___16
Метод опроса______________________________________19
Практическая часть
Характеристика анкеты – вопросника______________________21
Характеристика условий проведения социологического исследования__________________________________________25
Анализ результатов исследования_________________________26
Выводы и предложения____________________________________________33
Список литературы____________________________
Восприняв и усвоив информацию относительно какого-либо товара или ситуации, человек приобретает убеждения, усиливающие мотивацию или притупляющие ее.
Таким
образом, можно сказать, что выбор
потребителя — результат
Методология исследования потребительских предпочтений.
Методология
- это логическая организация деятельности
человека, состоящая в определении
цели и предмета исследования, подходов
и ориентиров в его ведении, выборе
средств и методов, определяющих
наилучший результат. Любая деятельность
человека характеризуется методологией.
Но в исследовательской
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими. Любое более или менее основательное социологическое исследование имеет четыре основных этапа:
первый - подготовка исследования;
второй - сбор первичной информации;
третий - обработка информации;
четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным, оказывается, понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Какими
бы совершенными ни были современные
технические средства, их роль зависит
от интересов человека, мотивов использования
и освоения. Система управления строится
на деятельности человека. Можно исследовать
технику, но нельзя ее исследовать в
отрыве от человека и всех факторов
ее использования в его
Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, некоторые из которых являются "вечными", другие преходящими или созревающими.
Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.
Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка ( плясать от печки - народная мудрость ), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подходы могут быть аспектный, системный и концептуальный. Аспектный подход представляет выбор одной грани проблемы по принципу актуальности, или учитывая ресурсы, выделенные на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально -психологический, образовательный и т.д. Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть гибкими и жесткими, а ограничения явными или неявными.
Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально - логические, общенаучные и специфические.
Формально - логические - это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого их типа. Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем правления и отражают специфику управленческой деятельности.
Метод опроса.
Метод
опроса – это не изобретение социологов.
Во всех отраслях науки, где для получения
информации исследователь обращается
к человеку с вопросами, он имеет
дело с различными модификациями
этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и
Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами –анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.
Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы, различного рода тесты, наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).
Опросы
– весьма распространенный прием
в социально-психологических
Главные
методологические проблемы, которые
возникают при применении этих методов,
заключаются в конструировании
вопросника. Первое требование здесь
– логика построения его, предусмотрение
того, чтобы вопросник доставлял именно
ту информацию, которая требуется по гипотезе,
и того, чтобы информация эта была максимально
надежной. Существуют многочисленные
правила построения каждого вопроса, расположения
их в определенном порядке, группировки
в отдельные блоки и т.д. Все это служит
тому, чтобы вопросник не требовал ответов
"в лоб", чтобы содержание его было
понятно автору лишь при условии проведения
определенного замысла, который изложен
не в вопроснике, а в программе исследования,
в гипотезе, построенной исследователем.
Конструирование вопросника – труднейшая
работа, она не может выполняться поспешно,
ибо всякий плохой вопросник служит лишь
компрометации метода.
Практическая часть
Характеристика анкеты – опросника.
Рассмотрим конкретную анкету для изучения потребительских предпочтений чая. Первым делом идут простые вопросы, не касающиеся волнующей нас темы. Просим представиться интервьюеру, записываем, где проходит опрос, когда и во сколько. Затем просим заполнить такие вопросы как пол опрашиваемого, его место жительства.
Далее идут вопросы, касаемые непосредственно чайных предпочтений:
Какая марка чая первая приходит Вам на ум? ОДИН ОТВЕТ
Какие еще марки чая Вам известны? ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ
Какие еще марки чая Вам известны? ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ
Какую марку чая Вы пробовали ранее - более 6-ти месяцев назад, 1 год назад? ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ
Какую марку(и) чая Вы покупаете регулярно в течение последних 6 месяцев? НЕ БОЛЕЕ 2-х ОТВЕТОВ
Марка чая | Спонтанное знание |
Знание с подсказкой |
Пробовал ранее |
Покупка | |
Первый ответ | Остальные ответы | ||||
1. Ahmad /Ахмад | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. Lipton / Липтон | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3. Майский чай | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4. Принцессы Нури | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5. Принцесса Канди | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6. Принцесса Ява | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
7. Dilmah / Дилма | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
8. Brooke Bond | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
9. Grand | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
10. Индийский №36 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
11. Grand | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
12. Золотая чаша | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
13. Беседа | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 |
14. Riston / Ристон | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
15. PiKwick / Пиквик | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
16. Akbar / Акбар | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
17. Impra / Импра | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 |
18.Twinings/ Тванингс | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
19. Лисма | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 |
20. Бодрость | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
21. Тот самый чай | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 |
22. Greenfield | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 |
23. Монарх | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 |
24. Shere Tea | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
25. Форсман | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
26. Сэр Кент | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 |
98. Другое_________ | 98 | 98 | 98 | 98 | 98 |
99. Затрудняюсь ответить, отказ от ответа | 99 | 99 | 99 |
99 | 99 |
Почему Вы покупаете именно эту марку чая, а не другую? ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ
1. Нравится вкус.
2. Нравится его цвет.
3.
Доверяю компании-
4. Доверяю стране-производителю.
5. Полезно для здоровья.
98.Другое
(напишите)____________________
99. Затрудняюсь ответить.
Чай,
который Вы покупаете
регулярно – листовой,
гранулированный, пакетированный?
Если листовой, то какой
лист – крупный, средний,
мелкий? НЕ БОЛЕЕ
ДВУХ ОТВЕТОВ.
Марка чая | Листовой |
Гранулированный |
Пакетированный | ||
Крупный лист | Средний лист | Мелкий лист | |||
1. Ahmad /Ахмад | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. Lipton / Липтон | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3. Майский чай | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4. Принцессы Нури | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5. Принцесса Канди | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6. Принцесса Ява | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
7. Dilmah / Дилма | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
8. Brooke Bond | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
9. Grand | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
10. Индийский №36 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
11. Grand | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
12. Золотая чаша | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
13. Беседа | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 |
14. Riston / Ристон | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
15. PiKwick / Пиквик | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
16. Akbar / Акбар | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
17. Impra / Импра | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 |
18.Twinings / Тванингс | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
19. Лисма | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 |
20. Бодрость | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
21. Тот самый чай | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 |
22. Greenfield | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 |
23. Монарх | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 |
24. Shere Tea | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
25. Форсман | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
26. Сэр Кент | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 |
98. Другое_________ | 98 | 98 | 98 | 98 | 98 |
99. Затрудняюсь ответить, отказ от ответа | 99 | 99 | 99 | 99 | 99 |