Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:25, курсовая работа
Целью данной работы является товароведная характеристика крупы, а также проведение исследования и разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента круп на примере магазина «Радуга».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить товароведную характеристику крупы;
- выявить соответствие качества круп требованиям нормативных документов
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Понятие крупы, ее химический состав и пищевая ценность 5
технология производства различных видов круп
1.2 Классификация и ассортимент некоторых видов круп 10
1.3 Показатели качества крупы. Фальсификация круп 13
1.4 Упаковка, маркировка и хранение круп 17
1.5 Современные тенденции в развитии ассортимента круп 18
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА И
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Краткая характеристика магазина 20
2.2 Применяемые методы исследования 20
3 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА
КРУПЫ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В МАГАЗИНЕ
«РАДУГА» 21
3.1 Анализ ассортимента круп, реализуемых в магазине «Радуга» 21
3.2 Анализ энергетической ценности круп 23
3.3 Анализ условий и сроков хранения круп 25
3.4 Анализ органолептических показателей 27
3.5 Анализ сопроводительных документов круп 30
3.6 Анализ упаковки, маркировки и цены круп 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 39
Многие традиционные виды крупы требуют длительного времени тепловой обработки, что снижает спрос на них. С целью повышения потребительских свойств крупы организована ее выработка, не требующая варки.
В республике вырабатывают, в частности, крупу перловую, не требующую варки. Получают ее путем варки в варочных аппаратах до полной кулинарной готовности, предварительной сушки, плющения, с последующей сушкой до установленной влажности. Получают также крупу овсяную быстрого приготовления. Вырабатывают ее из крупы овсяной не ниже второго сорта путем гидротермической обработки, плющения и последующей сушки. Она представляет собой овальные или круглые с неровными краями расплющенные зерна, белого с кремовым или желтоватым оттенками. Время варки до готовности — не более 20 мин. Срок хранения — 4 месяца.
Вырабатывают из овсяной крупы хлопья "Экстра ". Подразделяют их на три номера в зависимости от особенностей получения: № 1 — из целой овсяной крупы; № 2 — из резаной крупы; № 3 — из быстроразваривающейся мелкорезаной крупы. Хлопья первого номера — кремовые с коричневатым оттенком, второго —- кремовые с желтым и третьего — белые с желтым оттенком. Время варки не более 15, 10,5 мин соответственно. Срок хранения — до 4-х месяцев.
Из крупы овсяной получают также крупу плющеную "Сморгонская". Она представляет собой хлопья белого с желтым или кремовым оттенками. В зависимости от содержания примесей крупу "Сморгонская" подразделяют на первый и второй сорта. Время варки — не более 20 мин. Срок хранения — 6 месяцев. Организована выработка крупы пшеничной " Могилевская" трех номеров. Крупа первого номера представляет собой зерно пшеницы, освобожденное от зародыша, плодовых и семенных оболочек, зашлифованное, удлиненной формы, желто-кремового цвета. Крупа второго и третьего номеров представляет собой частицы дробленого зерна, овальной формы, желто-коричневого цвета. Срок хранения — 9 месяцев.
Вырабатывают также крупу ячневую "Речицкая". Она представляет собой ядро или частицы ядра, освобожденные от цветковых пленок и частично от плодовых оболочек, белого с желтоватым, иногда с зеленоватым оттенками. Срок хранения - 15 месяцев, на сорта и делится.
За рубежом, с целью повышения биологической ценности, получают рис, обработанный паром. Специальная обработка паром (высокого давления) позволяет сохранить больше витаминов и минеральных веществ. После варки такой рис имеет более высокие органолептические свойства. Реализуют также дикий черный рис. Растет в Канаде, ценится из-за привкуса орехов. Дополнительно не обрабатывается, продается в натуральном виде.
Получают натуральный коричневый рис. Особенность технологии в том, что после шелушения не шлифуется. Слой после снятия оболочки — коричневого цвета.
Принципиально новыми видами крупы являются микронизированные крупы, получаемые из пшеницы, ржи, овсяной и ячменной круп. Получают микронизированную крупу обработкой зерна пшеницы, ржи, ячменной или овсяной круп инфракрасными лучами с последующим плющением. Микронизация применяется для повышения питательных свойств продукта. Сущность процесса микронизации заключается в воздействии на продукт микроволновым инфракрасным излучением. Эта энергия проникает в продукт и возбуждает молекулы, вызывая их вибрацию. В результате происходит быстрый внутренний разогрев. Этот "процесс варки" придает зернам временную "размягченную" консистенцию. По мере прохода под ИК горелками зерно непрерывно вибрирует и переворачивается, что обеспечивает равномерную подачу энергии ИК излучения по всей поверхности продукта. После микронизации продукт поступает на плющение, затем охлаждается и расфасовывается. Микронизированная крупа представляет овальные или круглые с неровными краями зерна, имеющие с обоих сторон оттиск рифлей или гладкой поверхности, кремового с желтоватым или коричневым оттенком цвета у пшеничной и ржаной крупы; белого с желтоватым или зеленоватым оттенком — у ячменной и серовато-желтый с различными оттенками — у овсяной крупы. Время варки крупы до готовности — не более 15 мин, коэффициент увеличения объема после варки — не менее 1,5. Срок хранения зерновых микронизированных продуктов - 4 месяца.
Разновидностью зерновых полуфабрикатов быстрого приготовления являются паллеты. Их вырабатывают из круп (рисовой, перловой, овсяной, гречневой, кукурузной). Технологическая схема производства состоит из следующих операций: измельчение круп до размера частиц 1 ...2 мм, увлажнение до 26...28 %, смешивание по рецептуре ингредиентов, экструдирование при температуре 70... 80 С. Выпресованный в виде жгутов сырой полуфабрикат (экструдат) нарезают на кусочки длиной 2... 4 мм и высушивают до влажности 10 %. Экструдированные полуфабрикаты предназначены для быстрого приготовления из них каш и супов, не требующих варки. Паллеты имеют плотную прочную стекловидную структуру и способность к длительному хранению. Для потребления паллеты высушивают во фритюре, а затем заливают горячими бульонами, молоком или водой.
На Украине выведен новый вид зерна — сориз. Это гибрид хлебного сорго и диких рисозерных форм. Зерно имеет высокую стекловидность и твердость, округло-овальную форму, размеры 3,5...4 мм, гладкую светло-желтую оболочку. Технологическими инструкциями предусмотрено производство соризовой крупы шлифованной, полированной и дробленой. Крупа превосходит многие виды круп по содержанию белка и незаменимых аминокислот, калия и марганца. Она содержит большое количество легкоусвояемых углеводов, мало клетчатки, поэтому ее хорошо использовать для детского и диетического питания. Крупа рекомендована в рецептуры концентратов первых и вторых блюд, а также для выработки концентратов специального назначения.
Крупа достаточно технологична.
Из нее можно вырабатывать готовые
к употреблению сладкие хлопья, воздушные
зерна с последующим
Широко распространены сухие зерновые плитки. В состав плиток входят пшеничные или овсяные хлопья, взорванный рис, орехи, сухофрукты, экструдированные продукты, связывающие вещества (сахарные сиропы, желирующие) и др.
В США выпускают полуфабрикат для приготовления воздушной кукурузы в микроволновой печи. Его фасуют в упаковку, выдерживающую нагрев в микроволновой печи, которая состоит из внутреннего пакета из многослойных полимерных пленок (полиэфира и поливинилиденхлорида) и наружной картонной пачки. Внутренний пакет наполняют под вакуумом или в среде инертных газов. Это устраняет контакт продукта с кислородом и продлевает срок его хранения.
В настоящее время
большой популярностью у
Таким образом, совершенствование ассортимента круп направлено на приведение ее технических, функциональных и эстетических свойств в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.
При этом оно обусловливается современными требованиями рынка, покупательским спросом, стратегией конкуренции, темпами производства и обновления продукции и особенно развитием науки и технологии.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Краткая характеристика магазина
Объектом исследования в данной работе является универсам «Радуга», расположенный по адресу: г. Могилев, улица Челюскинцев, д. 41.
Магазин располагается на первом этаже жилого пятиэтажного дома, имеет удобное, экономически целесообразное местонахождение, так как расположен среди большого количества жилых домов, рядом остановка и профессионально-технический колледж, поэтому покупателей всегда много. Правовая форма - общество с ограниченной ответственностью, ООО «Элит Прод Трейд».
Магазин «Радуга» в целом является магазином самообслуживания, за исключением некоторых весовых товаров, таких как колбасы, овощи, фрукты.
Товарный профиль данного объекта исследования продовольственный.
Обслуживаемый контингент потребителей – все возрастные группы.
Общая площадь помещения составляет 196 м2, торговая площадь – 98 м2. Режим работы магазина «Радуга»: с 8-00 до 22-00, без обеда; без выходных; санитарный день – последний понедельник месяца.
Небольшая площадь не позволяет эффективно разместить оборудование в торговом зале, однако магазин оснащен современным торговым оборудованием в соответствии с нормами торговли. В магазине имеется 4 кассы, через которые проходит весь продаваемый товар. Кассы оснащены сканерами для считывания штрих-кода. Также в магазине имеются световые витрины, вывески, где указаны отделы, в которых можно купить интересующий покупателя товар.
Перечень продовольственной группы товаров составляет примерно 500 наименований продуктов питания, реализуемых в магазине, таких как: кондитерские, хлебобулочные, торты, молочные изделия, кисломолочные продукты, консервы, пресервы, продукты глубокой заморозки, мясопродукты, колбасные изделия, напитки, пиво, алкогольная продукция.
Основными видами деятельности магазина являются:
- мелкооптовая, розничная торговля;
- организация и эксплуатация магазина;
- снабженческо-сбытовая деятельность;
- закупка и продажа продовольственных товаров.
Основной задачей магазина является получение прибыли и наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией, в том числе крупами.
Магазин ежедневно обслуживает около 500 покупателей, что для такого небольшого торгового объекта является весьма значительным. Ассортимент магазина постоянно пополняется новыми видами и наименованиями продовольственных товаров, при этом прилавки имеют удобное для покупателей расположение, что приводит к постоянному увеличению количества покупателей. Единственным недостатком можно назвать отсутствие стоянки, но ее оборудование в ближайшее время не представляется возможным.
Основной задачей
данного объекта исследования
является создание
2.2 Применяемые методы исследования
Качество круп – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. Качество круп должно соответствовать требованиям стандартов.
Наиболее существенное влияние на формирование
и сохранение качества круп оказывают
внешний вид и качество сырья, способы
и условия производства, упаковка и состояние
тары, транспортирование и хранение.
Поэтому были произведен анализ условий и сроков хранения, упаковок и маркировки.
Качество пищевых продуктов определяют органолептическими и измерительными методами. В данной курсовой работе в большей степени применялись органолептические методы. Органолептические методы оценки качества основаны на анализе восприятий органов чувств. Для них характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. К органолептическим показателям, общим для характеристики почти всех пищевых продуктов, относят цвет, вкус, запах. Они имеют решающее значение для оценки качества пищевых продуктов, в том числе и круп.
При определении цвета
устанавливают различные
В общие условия проведения органолептической оценки входят: отбор проб для анализа, требования к помещению, подготовка образцов и проведение испытаний.
Помещения, в котором проводят органолептические испытания, должны быть без посторонних запахов, достаточно просторным (13 – 20 м2), и иметь постоянную температуру 18 – 20 °С и относительную влажность 70 – 75 %.
Отбор проб крупы проводят в соответствии с ГОСТ 26312.1-84 «Крупа. Правила приемки и методы отбора проб». При анализе органолептических свойств, упаковки, маркировки круп используются следующие нормативные документы: ГОСТ 6293-90 «Крупа рисовая. Технические условия», ГОСТ 7022-97 «Крупа манная. Технические условия», ГОСТ 5550-74 «Крупа гречневая. Технические условия», СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования».
Также был произведен анализ сопоставимости цены и качества товара.
3 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА КРУПЫ,
РЕАЛИЗУЕМОЙ В МАГАЗИНЕ «РАДУГА»
3.1 Анализ ассортимента круп, реализуемых в магазине «Радуга»
Ассортимент – набор
товаров, подобранных по определенному
признаку и удовлетворяющий
Для вычисления основных показателей ассортимента нужно использовать данные действительного ассортимента и данные базового ассортимента [приложение А].
Структура характеризуется удельной долей каждого вида товаров в общем наборе. Она рассчитывается по формуле (1):
,
где - количество отдельного товара,