Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение экспертизы исследуемых образцов, а также сравнительная характеристика их качества.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить современное состояние рынка чая и его классификацию;
изучить факторы, обуславливающие качество чая;
ознакомиться с химическим составом и видами фальсификации чая;
Введение
3
1.
Литературный  обзор
4
1.1.
Современное состояние рынка чая
4
1.2.
Классификация чая
7
1.3.
Факторы, обуславливающие  качество чая
9
1.3.1.
Факторы, формирующие  качество чая
9
1.3.2.
Факторы, сохраняющие  качество чая
11
1.4.
Химический  состав и пищевая ценность чая
13
1.5.
Дефекты чая
16
1.6.
Фальсификация чая
17
2.
Практическая  часть
19
2.1.
Номенклатура  показателей качества, действующих  в области объекта исследования
19
2.2.
Характеристика  методов контроля качества
21
3.
Экспериментальная часть
27
3.1.
Обоснование выбора и характеристика объектов исследования
27
3.2.
Анализ результатов  исследования
35
 	
Список литературы
Расчет делают по формуле:
| Х = | = | а × 250 × 100 × 100 | , | 
| 25 × 4 × (100 – в) | 
где X – процент экстрактивных веществ;
а – вес экстрактивных веществ;
в – влажность чая (если она не определялась, берут стандартную 9%).
Наиболее важной составной частью чайного листа и готового чая является комплекс дубильных веществ, или так называемый чайный танин, обуславливающий не только органолептические свойства, но и физиологическую ценность напитка. Торговые сорта байхового чая содержат от 8 до 9,1% дубильных веществ.
Определение дубильных веществ основано на окислении чайного танина перман-ганатом калия в присутствии серной кислоты при индикаторе индигокармине.
Порядок проведения анализа:
В большую фарфоровую чашу емкостью 1 л наливают 750 мл дистиллированной воды. 10 мл чайного экстракта (полученного для определения экстрактивных веществ) и 25 мл сернокислого раствора индигокармина, а затем титруют раствором КМnO4. до золотисто-желтого окрашивания. Параллельно ставят контрольный опыт. Вместо экстракта берут 10 мл дистиллированной воды, 25 мл индигокармина, 750 мл дистиллированной воды, и титруют раствором КМnО4. По разности определяют, сколько мл раствора пошло на титрование дубильных веществ чая.
 
Процент дубильных веществ вычисляют по формуле:
| Х = | = | А × к × 25 × 0,004157 × 100 ×100 | , | 
| n × (100 –в) | 
где А – число в мл – перманганата, пошедшего на титрование экстракта (за вычетом пошедшего на титрование воды и реактивов);
к – поправка перманганата до точно децинормального;
n – навеска (4 г);
в – влажность чая;
0,004157–коэффициент, соответствующий количеству г танина, окисленного 1 мл перманганата.
 
Чай является традиционным для России напитком. В последние годы потребитель все чаще отдает свое предпочтение не только традиционному черному чаю, но и значительный удельный вес в потреблении приобрел зеленый чай.
В качестве объекта исследования был выбран зеленый байховый чай, так как на сегодняшний день он пользуется достаточно большим спросом за счет своего тонизирующего эффекта и вкусовых качеств, а также на рынке представлен широкий ассортимент зеленых байховых чаев. Поскольку зеленый чай приобрел немаловажную роль в жизни людей, большое значение приобретает оценка его качества.
Целью данной работы является сравнительная характеристика и исследование качества зеленого байхового чая. К задачам исследования относятся:
Для проведения сравнительной характеристики качества исследуемого объекта было выбрано 4 образца зеленого байхового чая, являющиеся наиболее распространенными торговыми марками на современном рынке чая:
Первым этапом проведения оценки качества исследуемой группы товаров является определение полноты маркировки. На упаковку товара наносят маркировку, которая, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования», должна содержать определенные сведения и информацию о товаре и его производителе. Характеристика маркировки исследуемых образцов и требований, предъявляемых к ней, представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Характеристика маркировки исследуемых образцов
| Требования, предъявляемые к маркировке | Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | 
| Наименование продукта (наименование чая может быть дополнено местом происхождения, в наименовании чая гранулированного указывают: "гранулированный"); | Китайский зеленый байховый чай «Greenfield flying Dragon» | Китайский зеленый байховый крупнолистовой чай «Princess Java» | Китайский зеленый байховый крупнолистовой чай «Tess Style» | Китайский зеленый крупнолистовой байховый чай «Зеленая Панда» | 
 
| Продолжение таблицы 3 | ||||||||
| Наименование аромата, если при изготовлении чая применяются ароматизаторы | Ароматизаторы не применяются | |||||||
| Наименование и местонахождение изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии) | Специально для Greenfield Tea Ltd под контролем ООО «Орими Трейд», Россия, 194044, Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д. 3. Произведено ООО «НЕП», Россия, 188682, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. им. Свердлова, мкр. 1, 15/4 | ООО «Мол Ком», 141009, Россия, Московская обл., г. Мытищи, Олимпийский пр., д. 2а. Цех фасовки: 141070, г. Королев, ул. Пионерская, д. 1. | ||||||
| Продолжение таблицы 3 | ||||||||
| Дата изготовления и дата упаковывания, месяц и год | 06.2010 | 05.2010 | 06.2010 | 06.2010 | ||||
| Масса нетто | 100 г | 100 г | 100 г | 100 г | ||||
| Товарный знак изготовителя | В наличии | |||||||
| Условия хранения | Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении, без посторонних запахов, при ОВВ не выше 70% | Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении, без посторонних запахов, при ОВВ не выше 70% | Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении, без посторонних запахов, при ОВВ не выше 70% | Хранить в сухом прохладном месте при ОВВ не более 70% | ||||
| Сорт (при наличии) | «Букет» | «Экономи» | «Бест» | Высший | ||||
| Срок годности | 3 года | 3 года | 3 года | 3 года | ||||
 
Окончание таблицы 3
| Способ приготовления или рекомендации по использованию (при необходимости). | Засыпать чай в заварной чайник из расчета 1 ложка на чашку. Залить кипятком и настаивать 3-5 минут. | Засыпать чай в заварной чайник из расчета 1 ложка на чашку. Залить кипятком и настаивать 3-5 минут. | Засыпать чай из расчета 1 чайная ложка на чашку, залить кипятком и настаивать 3-5 минут. | Засыпать чай, примерно 1 чайную ложку на человека, в подогретый чайник. Залить горячей водой (90°С). настаивать 1,5-2 минуты. | 
| Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт | ТУ 9191-001-39420178-97 | ТУ 9191-001-39420178-97 | ТУ 9191-001-39420178-97 | ТУ 9191-0040582 | 
| Информация о подтверждении соответствия | В наличии (РСТ) | |||
Исходя из маркировочных данных исследуемых образцов различных торговых марок зеленого байхового чая, можно сделать вывод о том, что маркировка данных образцов полная, соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования» и содержит все необходимые данные. Однако при исследовании маркировки данных образцов зеленого байхового чая была выявлена информационная фальсификация за счет предоставления искаженных сведений о сорте образцов 2 и 3, так как современная классификация чая предполагает лишь 5 сортов чая: «Букет», высший, первый, второй, третий. Таких сортов, как «Экономи» и «Бест», заявленных на маркировке образцов 2 и 3 не существует. Также было установлено, что образцы 1,2 и 3 были произведены под контролем крупнейшего поставщика ООО «Орими Трейд» одним и тем же производителем (ООО «НЕП») по одним и тем же техническим условиям, что может говорить о том, что данные образцы должны обладать примерно одинаковыми показателями качества, не противоречащими действующему стандарту ГОСТ 1939-90 «Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия».
На следующем этапе проведения оценки качества исследуемой группы товаров проводится оценка качества по органолептическим показателям. Органолептический метод оценки чая является единственным экспрессным методом, позволяющим в течение нескольких минут определить всю совокупность свойств чая. Также при помощи органолептических методов оценки можно установить принадлежность исследуемого чая к какому-либо сорту и выявить возможную фальсификацию представленных образцов, так как органолептические свойства являются важнейшими показателями чая, определяющими его вкусоароматические свойства.
Результаты проведения органолептической оценки качества исследуемых образцов зеленого байхового чая приведены в таблице 4.
 
Таблица 4 – Характеристика органолептических показателей качества исследуемых образцов
| Наименование показателя | Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | 
| Внешний вид (уборка чая) | Ровный, однородный, хорошо скрученный | Неоднородный, чаинки плохо скручены | Ровный, однородный, хорошо скрученный | Недостаточно ровный, скрученный | 
| Аромат и вкус | Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус | Грубоватый аромат, недостаточно выраженная терпкость | Приятный аромат, достаточно терпкий вкус | Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус | 
| Настой | Прозрачный, светло-зеленый с желтоватым оттенком | Прозрачный, светло-желтый | Прозрачный, светло-желтый | Прозрачный, светло-желтый | 
| Цвет разваренного листа | Однородный с зеленоватым оттенком | Неоднородный, темно-желтый | Недостаточно однородный, с желтоватым оттенком | Однородный, с зеленоватым оттенком | 
По результатом проведения органолептической оценки качества можно сделать вывод о том, что образцы 1 и 4, на маркировке которых заявлены сорта в соответствии со стандартной классификацией («букет» и высший сорт соответственно), не удовлетворяют требованиям стандарта для данных сортов по органолептическим показателям. По результатам органолептической оценки образец 1 можно отнести к высшему сорту, а образец 4 по данным характеристикам ближе к первому сорту. Также по результатом проведения данной оценки можно установить сортность образцов 2 и 3 в соответствии с требованиями стандарта. Таким образом можно сделать вывод, что образец 2 по органолептическим показателям качества наиболее близок к третьему сорту зеленого байхового чая, а образец 3 по данному виду показателей качества соответственно можно отнести к первому сорту зеленого байхового чая.
Последним завершающим этапом проведения оценки качества исследуемых образцов зеленого байхового чая является определение физико-химических показателей качества. Данная группа показателей качества дает представление о возможных нарушениях технологии производства или условий хранения чая. Также физико-химические показатели, в совокупности с органолептическими показателями, дают более полное представление о сорте исследуемого чая, его качестве и соответствии требованиям стандарта.
Информация о работе Сравнительная характеристика качества зеленого байхового чая