Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортимента и потребительских свойств мебельной продукции, реализуемой в розничной сети города Курска.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Изучить классификацию мебельной продукции.
2. Рассмотреть основные тенденции развития мирового и отечественного рынка мебели, выявить основные проблемы производителей мебели.
3. Исследовать свойства и показатели ассортимента, изучить требования,
предъявляемые к качеству мебели;
4. Провести анализ ассортимента, используя все выше перечисленные задачи для магазина «Дом мебели».
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ассортимента и уровня продаж мебели в магазине «Дом мебели».
Аналогичным образом действует и один из лидеров мирового рынка мягкой мебели — компания Natuzzi: акцент здесь делается в основном на развитии в рамках высокого ценового сегмента, мебель для которого производится преимущественно на территории Италии и продается по всему миру через сеть фирменных салонов под брэндом Natuzzi collection.
Однако в ассортименте компании также присутствует мебель для среднего ценового сегмента, продвижение которой идет под брэндом Italsofa.
Тенденции развития российского рынка в значительной степени схожи с мировыми, однако обращают на себя внимание некоторые существенные различия (рис 5).
Рисунок 5 - Производство корпусной мебели в России в оптовых ценах, млрд долл.
С 2005г наблюдается рост мебельной промышленности Российского производства, причиной этого стало резкое сокращение объемов импорта мебели и постепенная стабилизация экономики страны. По данным Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий России, в 2009 г было произведено продукции на 29 млрд рублей. В последние годы увеличение ВВП превышало среднемировые показатели, что привело к повышению внутреннего спроса на все товары, в том числе мебель. Дополнительным фактором стало повышение значимости мебели в общей корзине потребления товаров длительного спроса вследствие активных рекламных компаний, проводимых разными игроками на мебельном рынке, такими как IKEA, «Шатура» и др. Благоприятным фактором, подтолкнувшим развитие отрасли, стало открытие компанией IKEA своего первого магазина в России. Появление нового глобального игрока заставило российских производителей всерьез задуматься о будущем и предпринять шаги по повышению качества продукции и совершенствованию дизайна. Сегодня в большинстве успешных компаний обновлены производственные фонды, что позволяет фирмам выйти на новый качественный уровень. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны импортеров, большинство игроков продолжает стабильно увеличивать темпы производства — более 20% в год (рис. 4). В ближайшие 3—5 лет сокращение темпов роста не прогнозируется.
Сегодня в стране имеются все предпосылки для стремительного развития отрасли. Осенью 2007 г. пошлины на импорт мебели были увеличены до 0,75 евро за 1 кг (но не менее 20% от ее стоимости), что ограничило сегмент дешевого импорта.
Среди основных тенденций российского рынка мебели можно назвать следующие:
1. Продолжающийся рост рынка мебели на фоне роста рынка недвижимости и повышения уровня благосостояния россиян. Оборот розничной торговли мебели постоянен в анализируемый период 2008-2010 гг. и составляет 1,8 % от всего оборота. Как видно из данных Росстата, представленных в таблице 1, увеличение оборота розничной торговли приводит к пропорциональному увеличению оборота розничной торговли мебели. В частности, можно отметить увеличение рынка мебели в 1,5 раза в 2010 г. по отношению к 2008 г.
Таблица 1- Оборот розничной торговли мебели
показатели | 2008г | 2009г | 2010г |
Оборот розничной торговли, млн руб. | 3069255 | 3764322 | 4514841 |
Оборот розничной торговли мебели, % от всего оборота | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Оборот розничной торговли мебели, млрд руб. | 55,25 | 67,76 | 81,27 |
2. Специализация по товарным категориям и ценовым сегментами, и как следствие - развитие производства мебели низкого и среднего ценовых сегментов. Результатом этого будет высокая конкуренция в среднем и низком ценовом сегментах при очень схожей продукции по качеству и дизайну.
3. Развитие различных форматов торговли. Производитель мебели может, как самостоятельно заниматься сбытом продукции, открывая свои мебельные салоны, так и поддерживать развитие торговли своих дилеров и дистрибьюторов, вкладывая значительные средства в совершенствование их торговых форматов. Примеры: формат сети фирменных магазинов «Шатура» и «Mr.Doors», «Дятьково», сеть мебельных центров «Мебельвилль», региональные сети «Мир мебели» в Ростове-на-Дону, «Мебель плюс» в Нижнем Новгороде, «Империя мебели» во Владивостоке, «Дом мебели» в Воронеже.
4. Снижение темпа роста цен на мебель. Изменение цен на базовые виды мебели представлено в таблице 2. Розничная цена различных видов мебели в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 23-46 %. Наибольший рост отмечен в сегменте офисной мебели – 39-46% и корпусной бытовой мебели – 38-44 %. Во многом это связано с федеральной экономической политикой и плановым увеличением расходов на продукцию естественных монополий. Рост цен в 2008 и 2009 годах во многом связан с соответствующим ростом цен на используемые материалы и фурнитуру, повышением качества предлагаемой мебели, соответствующей модернизацией оборудования, таможенной политикой в этом сегменте товаров. В то же время, темп роста цен уменьшается, и к концу 2010 г., он составил 4-7 % по сравнению с 2009 г. Отдельно отмечена стабилизация темпов роста цен на большинство видов мебели, средний индекс цен в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 6 % (см. таблицу 3).
Таблица 2 - Средние потребительские цены на отдельные виды мебели в России
вид мебели | 2008 | 2009 | 2010 |
Стул с мягким сиденьем, руб. | 542 | 593 | 637 |
Стол письменный, руб. | 1961 | 2201 | 2346 |
Шкаф для платья и белья, руб. | 4174 | 4695 | 5043 |
Диван-кровать, руб. | 4595 | 5143 | 5461 |
Набор мягкой мебели с обивкой из ворсовых тканей, руб. | 12886 | 14067 | 14376 |
Набор корпусной мебели (стенка), руб. | 15713 | 17639 | 18763 |
Набор мебели для спальни, руб. | 20492 | 22921 | 23886 |
Таблица 3 - Индексы цен на мебель
индексы цен, в % | 2008 | 2009 | 2010 |
Офисная мебель | 120 | 111 | 107 |
Корпусная мебель | 115 | 112 | 106 |
Мягкая мебель | 112 | 111 | 104 |
Средний индекс | 116 | 111 | 106 |
5. Размытое позиционирование фабрик из-за отсутствия средств бюджета на развитие служб НИОКР и маркетинга и на соответствующий выпуск новых моделей собственной разработки.
В структуре потребления мебели в РФ (рис. 6, 7) основная доля приходится на корпусную мебель, что является закономерным и для большинства стран.
Рисунок 6 - Структура розничного рынка мебели в РФ, 2010г
Рисунок 7 - Среднеевропейская структура розничного рынка мебели, 2010г
Общая структура производимой мебели в России представлена на рис. 8. Следует отметить, что в России более высокое потребление мягкой мебели (в 1,5 раза выше, чем в Европе), поскольку для наших соотечественников мягкая мебель является не только предметом интерьера, но и основным местом для сна, а в Европе в 1,3 раза выше уровень потребления кухонной мебели.
Рисунок 8 - Ассортиментные доли в производстве отечественной промышленности
По мере роста средней площади жилья, приходящегося на 1 гражданина России, прогнозируется падение спроса на мягкую мебель, которую заменят спальные гарнитуры и стационарные кровати, однако в ближайшее десятилетие ожидать значительных перемен не приходится. Доля потребления кухонной мебели находится на уровне 10%, что значительно меньше среднеевропейских показателей. Сегодня, по мере роста благосостояния, в России начинает формироваться спрос на модную мебель.
Таким образом, из предмета долгосрочного пользования мебель может превратиться в предмет, спрос на который определяется течениями моды, что в первую очередь скажется на частоте приобретения кухонной мебели, имеющей особое значение в покупательских предпочтениях.
Дополнительным фактором роста спроса становится увеличение объемов жилья в стране, что напрямую связано с развитием экономики и ипотечного кредитования; получая новую квартиру, люди в первую очередь покупают именно этот вид товаров.
Стоит отметить, что на российском рынке мебели существуют проблемы, связанные с производством:
1. Размытый целевой сегмент: в период резкого уменьшения объемов импортируемой продукции (1998-1999гг.) российские компании сконцентрировались на расширении производства. В условиях отсутствия конкуренции они разрабатывали новые продукты, активно развивались. Причем практически все производители стали ориентироваться на средний класс, как на наиболее платежеспособную часть населения, потребляющую мебель среднеценового уровня. Сейчас рост конкуренции наблюдается именно в этом сегменте, что в скором времени приведет к резкому снижению прибыльности и угрозе развития. Для дальнейшего роста компаниям придется заняться поиском более узких ниш, в которых они имеют конкурентное преимущество, и сконцентрироваться на достижении необходимых компетенций.