Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение факторов, формирующих потребительские свойства и экспертизу качества вареных колбас.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 3
1.1 Краткий исторический экскурс 5
1.2 Положение на рынке 7
1.3 Классификация и характеристика ассортимента вареных колбас 11
1.4 Химический состав и пищевая ценность вареных колбас 13
2. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ВАРЕНЫХ КОЛБАС 16
2.1 Состав и свойства сырья 16
2.2 Технология производства 19
2.3 Упаковка 25
2.4 Транспортирование 27
2.5 Хранение 27
3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВАРЕНЫХ КОЛБАС, ПОСТУПАЮЩИХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ В ОАО КОМБИНАТ ПИТАНИЯ «КИРОВСКИЙ ПИЩЕВИК» 30
3.1 Ассортимент вареных колбас, поступающих на реализацию в ОАО
Комбинат питания «Кировский пищевик» 30
3.2 Органолептическая оценка 31
3.3 Химические методы оценки качества, используемые при оценке качества ва-реных колбас 32
3.4 Физико-химические методы оценки качества, используемые при оценке качества вареных колбас 34
3.5 Результаты оценки качества вареных колбас 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Период с 1995 г. характеризуется робкими попытками ряда мясокомбинатов конкурировать с иностранными производителями. Они быстро поняли и переняли преимущества западных производственных технологий и предложили на рынок аналоги дешевой импортной продукции. Качество при этом было часто хуже, чем у оригинала. Качественной продукции практически не было, поэтому потребителю стало безразлично, что покупать, - приоритетным фактором стала цена. Со временем часть потребителей вообще разочаровались в колбасных изделиях и перестали их покупать, переключившись на мясо и мясные деликатесы.
Дефолт 1998 года изменил ситуацию на рынке. Иностранные производители существенно сократили свои позиции, оставшись лишь в сегментах дорогих колбас (варено-копченые, сырокопченые), паштетов и ветчин. Это дало возможность отечественным мясокомбинатам набраться опыта, восстановить силы и практически вытеснить импортных производителей из ниши дешевой колбасной продукции (вареные колбасы, сосиски, сардельки) [15 ].
Отрасль
стала одной из самых динамично
развивающихся в пищевой
Рост объемов производства колбасных изделий обусловлен, прежде всего, повышением спроса на них, а также увеличением объемов производства и импорта сырья, из которого изготавливаются колбасные изделия.
В последние годы российский рынок колбасных изделий является динамичным и перспективно развивающимся. К продуктам мясной гастрономии относятся различные виды колбас, сосиски, сардельки, шпикачки, мясные деликатесы, ветчина, паштеты. По тому, как часто и в каких количествах люди потребляют мясные продукты, судят об экономическом благосостоянии и здоровье нации.
По оценке аналитиков, потребление колбасных изделий в расчете на одного жителя России составляет 14 кг в год. В последние годы инвестиции в переработку мяса были достаточно высокими, поэтому российский рынок колбасных изделий претерпел заметные изменения . На данный момент он отличается большим разнообразием – ассортимент продуктов здесь очень широк . При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться : если к концу 2009 г. на рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии , то к концу 2010 г. их число выросло до 5,5 тыс., т.е на 10 %.
Еще более внушительным за последний год стало увеличение числа продуктов на одну торговую точку – рост ассортимента , который нужен потребителю. Так, количество разновидностей колбасных изделий , представленных на выбор покупателей, увеличилось более чем на 25%. Расширение ассортимента продукции колбасных изделий происходит в торговых точках всех форматов. В меньшей степени это характерно для гипер-, супермаркетов и дискаунтеров, где выбор колбасных изделий и так достаточно широк. Более быстрыми темпами увеличивается ассортимент в небольших продовольственных магазинах и павильонах.
Усиление конкуренции способствует повышению качества выпускаемой продукции. Наряду с известными крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями на рынке активизируются мелкие и частные предприятия. В связи с повышением уровня доходов населения потребители стали чаще покупать более дорогие мясные продукты . Наметилась тенденция роста объема производства отечественных колбасных изделий . В крупных городах спрос населения переориентировался от дешевых видов вареных колбасных изделий и сосисок к более дорогой продукции : ветчинным изделиям , сырокопченым колбасам, деликатесам.
Рынок
колбасной продукции можно
Более 80% всех российских семей потребляют вареную колбасу. Таким образом , в семейном рационе вареная колбаса занимает такое же место, как и мясо. Сосиски и сардельки по популярности незначительно уступают вареной колбасе – их доля составляет примерно 80%. Эти продукты можно назвать постоянно присутствующими в рационе. Более 40% семей , потребляющих вареную колбасу 2-3 раза в неделю и чаще, а сосиски или сардельки с такой же периодичностью – более 30% семей.
В последние годы наметилась тенденция к появлению интегрированных мясных холдингов, которые начали активно скупать региональные мясоперерабатывающие заводы. В настоящее время производители изготавливают продукцию под собственными брендами. Наличие бренда делает товар узнаваемым, и покупатель предпочитает приобретать то, что ему знакомо. Чтобы завоевать потребителя , компании стараются выпускать продукты не ниже класса premium.
Рассмотрим ценовую конъюнктуру на основные виды колбасных изделий.
За период 2009 – 2010гг. средняя розничная российская цена на все виды колбасных изделий значительно выросла. Это связано с тем, что при производстве этих продуктов используется преимущественно импортное мясо.
Так , за рассматриваемый период цены на говядину выросли на 19%, свинину – на 18, мясо птицы – на 8,4%. Причиной увеличения цен на колбасные изделия является также рост уровня инфляции, который особенно заметен к концу года.
Таким образом, спрос на колбасные изделия растет, что связано с ростом покупательной способности населения и увеличением уровня доходов. В дальнейшем будет наблюдаться увеличение спроса на более качественную, а также более дорогую продукцию – сырокопченые колбасы и деликатесы. Лидирующие позиции на рынке колбасных изделий уже через 5 – 7 лет займут молодые динамичные компании, способные выводить на рынок бренды, ориентированные на конкурентные группы потребителей .[17]
Колбасными изделиями называют мясопродукты в оболочке, приготовленные на основе мясного фарша с солью, специями и добавками, подвергнутые тепловой обработке до готовности к употреблению.
В зависимости от способа обработки колбасные изделия делятся на вареные, полукопченые, сырокопченые и т.д. В группу вареных колбасных изделий входят как собственно вареные колбасы, так и хлеба мясные, а также сосиски и сардельки.
Варёные колбасы изготавливаются из просоленного фарша. Их варят при температуре около 80 градусов. Варёные колбасы наиболее популярны в мире. Варёные колбасы могут содержать большое количество сои, а могут быть и вегетарианскими с соей или сейтаном вместо мяса. Из-за содержания большого количества воды долго не хранятся. Варёные колбасы содержат 10—15 % белка, 20—30 % жира, энергетическая ценность — 220—310 ккал на 100 г
Вареные
колбасные изделия
- гомогенные (тонкоизмельченные, однородные по структуре и виду на разрезе), типа бесструктурных вареных колбас (докторская, диабетическая), колбасок-гриль;
- структурные или гетерогенные, содержащие преимущественно тонкоизмельченное сырье с включениями кускового сырья, типа вареных колбас с крошкой шпика, кусочками субпродуктов, сыра, овощей и т.д.;
- крупноизмельченные,
содержащие преимущественно
Вареные колбасы согласно ГОСТ Р52196-2003 вырабатывают высшего, первого и второго сортов.
Вареные колбасы высшего сорта. К ним относятся: «Говяжья», «Диабетическая», «Докторская, «Краснодарская», «Любительская свиная», «Любительская», «Русская», «Столичная», «Телячья» .
В колбасах высшего сорта массовая доля влаги 55-65 % (столичная - до 55%, говяжья – до 74 %). Их вырабатывают из говядины жилованной высшего сорта (в некоторых наименованиях – первого сорта), свинины нежирной, полужирной и жирной. Белковые препараты и другие немясные добавки не используют, за исключением куриных яиц (2-5%) в «Говяжьей», «Диабетической», «Докторской», «Молочной» колбасах. Крахмал (5%) добавляют в колбасу с высоким содержанием жира – «Эстонскую». В колбасы высшего сорта добавляют перец черный, белый и душистый, мускатный орех; в «Русскую» и «Эстонскую» – дополнительно чеснок; в «Телячью» – ядра фисташек [10].
Вареные колбасы первого сорта. Это «Московская», «Обыкновенная», «Отдельная», «Отдельная баранья», «Свиная», «Столовая», «Ветчинно-рубленная» , «Калорийная» , «Молочная» колбасы. Массовая доля влаги в среднем до 65-68 % (в столовой до 70%). В рецептуре этих колбас вместо основного сырья могут быть использованы мясная обрезь свиная, свинина жилованная (10%) и мясная масса (5%), белковый стабилизатор (5%), продукты переработки крови, крахмал (2 %). Соевые белковые препараты и казеинат натрия не добавляют. В производстве колбас используют перец черный молотый, белый и душистый, чеснок свежий, консервированный или сушеный, в колбасах с сорбитом - мускатный орех или кардамон и чеснок.
Состав фарша вареных колбас (%) – «Московской»: говядина первого сорта - 81, шпик боковой - 18, молоко сухое - 1; «Обыкновенная»: говядина жирная - 35, свинина полужирная - 60, молоко сухое - 2, крахмал - 3; «Отдельной»: говядина первого сорта - 60, свинина полужирная - 25, шпик боковой - 15; «Столовой»: говядина первого сорта - 40, свинина полужирная - 59, молоко сухое - 1; 2 [10, с. 82].
Вареная колбаса второго сорта. К этому виду колбас относятся «Чайная», «Закусочная», «Заказная». Состав фарша (%): говядина второго сорта - 70, свинина полужирная - 20, шпик боковой - 10. Допускается вместо мяса жилованного использовать обрезь говяжью (30% массы говядины) и свиную (20% массы свинины полужирной), а также стабилизатор белковый (6%), мясную массу (6 %), продукты переработки крови. .
В состав вареных колбасах первого, второго и в колбасах без указания сорта, вырабатываемых по ТУ, кроме мяса-сырья могут быть включены обрезь мясная, стабилизатор белковый, мясная масса, продукты переработки крови, соевые белковые препараты, казеинат натрия, субпродукты, мясо птицы механической обвалки, крахмал или пшеничная мука, а также дополнительно пищевые добавки.
Пищевая ценность определяется химическим составом вареных колбас. Количественно преобладающими компонентами являются белки, липиды и вода. Кроме того, в состав вареных колбас входят витамины, вещества, стимулирующие секреторно-моторную деятельность пищеварительного аппарата.
Варёные колбасы служат прежде всего источником необходимых организму белковых веществ. Их биологическая роль состоит в том, что они являются материалом для синтеза белковых структурных элементов организма, ферментов и гормонов. В этой связи белковые вещества подразделяются на полноценные и неполноценные. К полноценным относят белки, в состав молекул которых, наряду с прочими аминокислотами, входят и радикалы незаменимых аминокислот (аргинина, гистидина, валина, лейцина, триптофана, метионина, лизина, фенилаланина). Мясо – это один из основных источников полноценного белка. Содержание аминокислот и белка представлено в таблице 1 приложения 1.
Вторым компонентом, преобладающим количественно в составе варёных колбас, является жир, представленный в основном триглицеридами. Биологическая роль триглицеридов состоит в том, что они в организме человека являются источником энергии. Кроме того, триглицериды содержат несинтезируемые в организме человека высоконепредельные жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Жиры, жирные кислоты, фосфолипиды, воски и другие жироподобные вещества относят к липидам. Содержание липидов в варёных колбасах представлено в таблице 2 приложения 1.
Варёные колбасы содержат сравнительно небольшое количество полисахарида гликогена и не является источником углеводов в питании человека. Их роль определяется участием в биохимических процессах созревания мяса, формирования вкуса, аромата, изменения консистенции, нежности.
В составе варёных колбас имеется полный набор водорастворимых (В1, В2, РР, В6) и жирорастворимых (А, D, Е) витаминов, регулирующих рост и физиологические процессы. Содержание витаминов в варёных колбасах представлено в таблице 3 приложения 1.
В
таблице 1, приводится энергетическая
ценность вареных колбасных изделий.
Энергетическая ценность вареных колбасных изделий, в 100 г продукта
Название |
Вода, г |
Белок, г |
Жир, г |
Энергетическая ценность | |
ккал | кДж | ||||
Вареные колбасы: | |
|
|
|
|
Говяжья | 70,0 | 15,0 | 11,7 | 165 | 690 |
Диабетическая | 62,4 | 12,1 | 22,8 | 254 | 1063 |
Диетическая | 71,6 | 12,1 | 13,5 | 170 | 711 |
Для завтрака | 68,0 | 13,0 | 13,9 | 187 | 782 |
Докторская | 60,8 | 12,8 | 22,2 | 257 | 1075 |
Домашняя | 67,8 | 12,8 | 16,7 | 202 | 845 |
Краснодарская | 64,4 | 12,8 | 20,3 | 234 | 979 |
Любительская | 57,0 | 12,2 | 28,0 | 301 | 1259 |
Любительская свиная | 55,6 | 12,5 | 29,1 | 312 | 1305 |
Молочная | 62,8 | 11,7 | 22,8 | 252 | 1054 |
Московская | 61,7 | 11,5 | 21,8 | 250 | 1046 |
Обыкновенная | 57,6 | 11,1 | 25,2 | 284 | 1188 |
Отдельная | 63,0 | 11,0 | 21,0 | 240 | 1004 |
Пикантная | 62,0 | 12,1 | 19,0 | 236 | 988 |
Прима | 65,0 | 13,0 | 19,4 | 227 | 950 |
Русская | 56,4 | 11,8 | 28,9 | 302 | 1264 |
Свиная | 60,0 | 10,2 | 25,1 | 274 | 1146 |
Степная | 63,4 | 11,1 | 20,1 | 237 | 992 |
Столичная | 53,0 | 15,1 | 28,7 | 319 | 1335 |
Столовая | 63,7 | 11,1 | 20,2 | 234 | 979 |
Телячья | 55,0 | 13,8 | 28,3 | 310 | 1297 |
Чайная | 64,8 | 11,7 | 18,4 | 216 | 904 |
Эстонская | 46,9 | 6,5 | 39,6 | 400 | 1674 |
Южная | 65,0 | 12,4 | 17,3 | 215 | 900 |