Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:44, реферат
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Физическая культура.
Составные части физической культуры.
Спорт.
Лечебная физкультура.
Средство укрепления здоровья.
Польза физкультуры.
Список использованной литературы.
И все же, как поступить тем, кто получил разрешение врача и будет заниматься самостоятельно? Прежде всего, необходимо приучиться совершать прогулки по горизонтальной местности без всякого подъема. Расстояние и скорость ходьбы постепенно увеличивают и уменьшают число и продолжительность остановок для отдыха. Во время ходьбы нужно следить за осанкой, дыхание должно быть глубоким и ритмичным. Через некоторое время, когда вы окрепнете, привыкните легко проходить определенное расстояние (до 2-3 км) без отдыха (считая по 15 мин на 1 км), следует перейти к маршрутам второй категории (подъем до 5 градусов). Этот путь постепенно удлиняется, а время прохождения пути сокращается. Затем необходимо переходить на дорожки 3 категории (подъем от 5 до 10 градусов) и, наконец, если позволяет состояние здоровья — на четвертую категорию с крутым подъемом (до 10-15 градусов).
В настоящее время многие увлекаются бегом трусцой. Однако бег относится к сильно действующим факторам и при бесконтрольном использовании его можно нанести организму непоправимый вред. Прежде всего, следует посоветоваться по этому вопросу с врачом. Большой интерес представляют практические рекомендации по бегу для лиц различного возраста, ранее не занимавшихся спортом:
Следует помнить главное — темп бега должен быть не очень высоким и равномерным. Регулируют его с помощью часов. Если бег рассчитан на 6 мин, следует бежать 3 мин в одном направлении, а затем 3 мин в обратном. Если вторая половина дистанции преодолена за 3 мин, значит темп бега равномерный.
Рекомендуется бегать ежедневно (лучше по утрам, но не раньше чем через 10 мин после сна и не позже чем за полчаса до завтрака), если это тяжело, то можно 3 раза в неделю. Если нагрузка сначала кажется очень большой, следует снизить темп или даже сократить время занятия.
Гигиеническая гимнастика, проводимая в утренние часы, служит зарядкой и является хорошим средством для перехода от пассивного состояния, связанного с воздействием сна, к активному. Пробуждение сопровождается в течение более или менее короткого промежутка времени наличием остаточного разлитого внутреннего торможения областей мозга.
Это проявляется в
утренней сонливости, медленных и
ослабленных мышечных движениях
и, что самое главное, нередко
испытываемом затруднении сразу
и активно включиться в работу.
Во время гимнастики активизируются
все функции организма — дыхани
Комплекс ее состоит из 8-10 несложных гимнастических упражнений. На протяжении курса лечения их видоизменяют в зависимости от клинического течения болезни и функциональных возможностей больного. Нагрузку повышают постепенно. Особое внимание необходимо уделить воспитанию правильного дыхания (носовое дыхание).
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.
Охрана собственного
здоровья - это непосредственная
обязанность каждого, он не
вправе перекладывать ее на
окружающих. Ведь нередко бывает
и так, что человек
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
В оздоровительные задачи физического воспитания входят: охрана и укрепление здоровья учащихся, достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения, повышение умственной и физической работоспособности, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, воспитание активности, самостоятельно и нравственно-волевых черт личности.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.
Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечнососудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.
Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей.
Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
Очень важно отметить
благоприятное состояние
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду, сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения, всесторонняя физическая подготовка студентов, профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности, приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей, совершенствования спортивного мастерства студентов – спортсменов, воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Таким образом, процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.
Польза физической культуры.
Польза занятий физкультурой. О пользе физкультуры говорится постоянно, часы занятий физкультурой введены в школьные программы. Польза физкультуры и спорта не вызывает ни у кого сомнения. Однако польза эта воспринимается как что-то эфемерное…
Когда говорят о благотворном влиянии физкультуры на организм, поклонники физической культуры часто восхищаются: «Физкультура омолаживает!», не вкладывая в эти слова конкретного смысла.
Звучит это выражение как метафора, но поклонники занятий физкультурой не подозревают, как близко это к истине. Вспомните свои ощущения после тренировки в спортивном зале. Ощущение вернувшейся молодости вовсе не кажется эфемерным.
Процесс омоложения начинается в крови, здесь появляются новые красные кровяные тельца — ретикулоциты. Учет количества ретикулоцитов используется в спортивно-медицинской практике для определения тренированности спортсмена, степени нагрузки.
При занятиях физкультурой идет непрерывное обновление клеточных белков организма: старые белки разрушаются, на смену им приходят новые. Этот процесс идет беспрерывно и очень быстро. Как правило, белки печени обновляются полностью за четырнадцать дней. Физические занятия ускоряют этот процесс. Секрет оздоровления и омоложения активного человека, его повышенной работоспособности кроется в том, что молодые белки, в сравнении со старыми, обладают большими пластическими и функциональными возможностями. В натренированном теле выше активность ферментов, скорость обменных процессов, восстановительные реакции происходят интенсивнее.
Занятия физкультурой повышают иммунитет. Тренированный организм более устойчив к перегреванию, охлаждению, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфекциям. Устойчивость к инфекциям связана с ростом иммунитета, ведь при занятиях физкультурой в большем количестве вырабатываются макрофаги – «пожиратели» возбудителей болезней. Иммунитет защищает человека не только от чужеродных клеток, но и от опухолевых. Наличие мощного иммунитета снижает опасность заболеваний раком!
Опыты с животными показали ошеломительный результат: от действия радиации тренированные животные погибли в меньшем количестве, чем нетренированные. Это говорит о наличии адаптационного синдрома при занятиях физкультурой и спортом.
Физические упражнения оказывают сильное влияние на жировой обмен. У тех, кто регулярно занимается физкультурой, уровень жиров в крови снижен. Холестерин – жироподобное вещество, снижение показателей относится и к плохому холестерину, образующему склеротические бляшки в сосудах.
У 47% тех, кто
начинал заниматься
Культура физических упражнений принесет вам здоровье, молодость и красоту!
Список использованной литературы.
1. Дикуль В.И., Зиновьева А.А. «Как стать сильным» М., 1990
2. Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., «Как стать сильным и выносливым» М., 1984
3. Менхин Ю.В. «Физическая подготовка в гимнастике» М., 1989
Информация о работе Физкультура и спорт как средство укрепления здоровья